Домовая Церковь Нерукотворенного образа
Господа Иисуса Христа в селе Корытово

Назад

Домовая Церковь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа в селе Корытово

г. Псков, левый берег р. Великой по Старо-Корытовской дороге

Восточное предание о Нерукотворном образе прослеживается с первой половины IV века. История связана с больным царем Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгарем V Уккамы и посещением его Фаддеем после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа:

Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Так как борода после умывания водой была мокрая, то она отпечаталась в виде клина одной пряди, и поэтому этот нерукотворный образ иногда называют «Спас Мокрая Брада».

Спас Нерукотворный. Новгород Великий. Вторая половина XII

Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой. Евсевий Кесарийский в своей Церковной истории сообщает следующее:

"История Фаддея такова. Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий".

Поэтому и царь Авгарь, славно управлявший народами по ту сторону Евфрата, но мучимый болезнью, излечить которую было не в силах человеческих, узнав об имени Иисуса и Его чудесах — о них согласно свидетельствовали все, — решил умолять Его, послав гонца с письмом и просьбой об избавлении от болезни.

Спаситель не внял тогда его просьбе, но удостоил особого письма, в котором обещал прислать одного из Своих учеников излечить его болезнь и вместе спасти его и всех его близких.

Обещание это было вскоре выполнено. После Воскресения Христа из мертвых и Вознесения Фома, один из двенадцати, по внушению Божию отправляет Фаддея, принадлежавшего к числу семидесяти учеников Христовых, в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил все, что обещал Спаситель наш.

Фаддей, прибыв на место, исцеляет Авгаря Христовым словом, а всех тамошних людей поражает удивительными чудесами. Достаточно подготовив их своими делами и приведя их к почитанию силы Христовой, он стал обучать их спасительной вере.

И доныне с тех пор вся Эдесса освящена именем Христовым; она убедительно свидетельствует о милостях к ней Спасителя нашего.


Церковь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа числилась домовой, была деревянной, на каменном фундаменте, стояла рядом с двухэтажным усадебным домом на берегу реки Великой.

Дата строительства церкви неизвестна. Сохранилось имя строителя - бригадир Александр Родионович Каменев.

В начале XIX века возле церкви была каменная часовня со склепом, она существовала еще в 1921 году. Престол в церкви был один. Своего причта церковь не имела. По просьбе помещицы А.Д. Рагозинской и по резолюции правящего архиерея от 20 февраля 1795 года службы в церкви проводила братия Спасо-Мирожского монастыря.

В начале ХХ века домовая церковь состояла в приходе Покровской от Пролома церкви. Колокольня построена одновременно и в связи с церковью.

Церковь в Корытово упразднена 18 июня 1920 года. Перед упразднением была приписной к Никитской церкви. Церковное имущество, по документам, передано в «другую церковь», сама церковь передана совхозу. В настоящее время ни от усадьбы, ни от церкви ничего не осталось.

По документам начала ХХ века селом Корытово в XVIII веке владел Кошелев. Его дочь, Матрёна Александровна, продала село гвардии генерал-поручику Александру Дмитриевичу Ланскому. После него в 1793 году по разделу село досталось его родной сестре, вдове капитана Анне Дмитриевне Рагозинской, которая, в свою очередь, продала его псковскому помещику Фёдору Михайловичу Беклешову.

Согласно воле Ф.М. Беклешова, пока он жив, церковь находилась под его попечением, после его смерти церковь должна была «поступить» в церковь Святого Великомученика Никиты в Поле, в приходе которой она и находилась.

В XVIII-XIX веках Корытово было загородным местом отдыха. В настоящее время это окраина города Пскова.

В пореформенное время XIX века владельцем имения в Корытово был потомственный почетный гражданин Пскова, купец 1 гильдии, Псковский городской голова Пётр Калашников.

С 1 июня 1841 года Корытово стало популярным местом отдыха псковичей в выходные дни. После Троицы здесь встречали крестный ход, шедший из Святогорского монастыря в Псков, спустя пять дней здесь крестный ход провожали.

Последним владельцем имения был генерал-майор в отставке Поливанов. В 1922 году Корытово числится как совхоз.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru