Церковь Николы Чудотворца в Любятово

Назад

Церковь Николы Чудотворца в Любятово

г. Псков, ул. Любятовская, д. 2

Историческая справка

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Церковь во имя святителя Чудотворца Николая (бывшая монастырская) стоит на погосте. Когда и кем здесь был основан мужской монастырь неизвестно. Из надписей на старинных иконах из Никольской церкви (приводимых у Е. Болховитинова и Г. Лебедева) следует, что монастырь был упразднен до 1645 г., затем снова восстановлен, а в 1764 г. вновь упразднен и церковь обращена в приходскую.

В писцовых и оброчных книгах 1585-1587 гг. монастырь неоднократно упоминается: "...на реке на Пскове Николы чюдотворца Любятова монастыря..." "...Никольский монастырь с Любятова...". В 1570 г. "В обители святаго Николы на Любятове" останавливался на ночлег, по пути в Псков, Иван Грозный.

Об этом довольно пространно сообщает псковская летопись: Будто царь умиленный доносившимся из города колокольным звоном "... повело всем мечи притупити о камень и не единому бы дерзнути еже во граде убийство сотворити".

А легенда рассказывает о том, что на память Иван Грозный оставил в монастыре икону Спасителя. В 1581 г. во время штурма г. Пскова войсками польского короля Стефана Батория, поляки расположились лагерем близ монастыря и оттуда в течение многих месяцев вели свое безуспешное наступление на Псков.

В это время ими была повреждена икона Богоматерь-умиление Любятовская начала ХV в., которая в настоящее время экспонируется в Государственной Третьяковской галерее. Немало бед претерпел монастырь и во время польско-шведской интервенции начала ХVII в.

В конце ХVII в. монастырь известен по ряду грамот царей (Алексея Михайловича, Федора Алексеевича) и других документов, опубликованных К. Евлентьевым. Первое, известное нам, описание церкви и монастыря относится к 1764 году.

Монастырь значился состоящим в Псковском уезде в Заклинской засаде в Полицкой губе, в верхе Псковы реки. Эта опись не дает никаких сведений о времени построения церкви, так как "...по бывшем во Пскове 1710-м году моровом поветрии и справиться не по чем..."

Церковь описывается "... казенного строения во имя святителя Николая чудотворца с притвором, в нем престол один". Церковь имела богатое внутреннее убранство, насыщенное произведениями древнерусского искусства. Иконостас был трехъярусным, резным золоченным.

В нем "...царские двери и сень обложены серебром басменным золоченным..." В описании упоминается в церкви и "казенная палатка" (существующая и теперь), в которой в то время хранились разные предметы культа: панагии, серьги, цепи и другое. Остальные монастырские постройки были деревянными.

Одна настоятельская келия с "сенми", в ней было пять покоев, из которых три имели печи "кафли зеленой". Казначейская келия с "сенми", две брацких келии.

Хозяйственные постройки: хлебопекарня, квасоварня, конюшня, ледник, конюшен двор, амбары, кузнечный амбарец и два покоя в единой связи "неизвестного назначения", пять казенных "магазинов". Вокруг монастырь был обнесен деревянной оградой на 229 саженей. Кроме того, за оградой монастыря были также хозяйственные строения: скотный двор, хлев, гумно, баня.

В это время к Любятовскому монастырю был приписан Сергиевский монастырь в Пскове. После новых штатов 1764 года Любятовский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую.

Церковь Николы. Северный фасад. Фото Б. Скобельцына. 1959 г.

В клировых ведомостях Никольская церковь упоминается с 1798 года, в этом году она описывается очень кратко - "... она каменная, твердая, кроме кровли, однопрестольная..." О приделе Знамения Божией матери начинает упоминаться с 1806 г.

С 1816 г. отмечаются ветхости церкви, в 1828 г. церковь находилась в плохом состоянии (крыша обветшала, своды всей церкви упали) и служить в ней стало невозможно. Вплоть до начала XX в. в документах подробно описываются ремонты и переделки церкви. Церковь неоднократно переделывалась.

С южной стороны был пристроен придел Знамения, когда неизвестно. Лебедев Г. считает, что не ранее 1672 г., ибо под этим годом была сделана надпись на погребении по правую сторону церкви.

Четверик к 1828 г. пришел в ветхость: крыша обветшала и своды церкви упали, и были починены на средства некоего Молчанова. В 1878 г. расписаны стены, колонны и купол. В 1891 г. в четверике вместо деревянного пола устроен "асфальтоштучный".

Схема границ территории

В 1888 г. по проекту архитектора Векшинского переделана придельная церковь: она была поднята на 2,5 саж., в длину увеличена на 8 саженей с вытянутыми карнизами и устройством 4-х полуциркульных окон. Надстраиваемые и переделанные части выполнялись в кирпиче.

Перекрытие и покрытие церкви также выполнено вновь. Крыша придела с четвериком подведена под один уклон и покрыта листовым железом. Барабан поставлен не световой. Была видоизменена и колокольня - поднята выше колоколов более чем на 1 сажени и завершалась шпилем.

В 1905 г. старый каменный придел разобран и по проекту епархиального архитектора города Назимова сооружен новый - существующий ныне. Реставрационные работы не проводились. Обмерные чертежи выполнены в 1956 г. архитектором ПСНРПМ Лебедевой В.А., хранятся в архиве ПСНРПМ.

Основные архитектурные особенности

Церковь Николы Чудотворца расположена в поселке Любятово на юго-восточной окраине Пскова в районе современной застройки на левом берегу р. Псковы при впадении в нее речки Любятовки и представляет собой четырехстолпный одноапсидный храм с основными конструкциями повышенными подпружными арками.

Западные два столба квадратные в плане до пят подпружных арок, восточные скруглены (в нижней части) к востоку, подпружные арки и своды перекрытия, рухнувшие в начале XIX в, вместе с барабаном были тогда же переделаны.

Видимо, к тому же времени следует отнести разборку четырех световых барабанов (церковь была пятиглавой), установленных на сводах перекрытий нефов. Новый барабан имеет четыре оконных проема и плоское перекрытие.

В северной стене четверика два оконных проема (в трансепте), верхний древний и дверной проем с арочной перемычкой ведущий в палатку, примыкающую к северной стене. Палатка имеет щелевой оконный проем (в северной стене) и нишку со ступенчатой перемычкой в восточной стене палатки.

В западной стене четверика один оконный проем (в центральном нефе), под ним растесанный дверной проем с арочной перемычкой, побокам две ниши с арками (подобные ниши в соборе Иоанна Богослова Крыпецкого монастыря).

В южной стене в центральной части (трансепта) дверной проем с плоской перемычкой (поздний) и над ним оконный проем, два щелевых оконных проема в диаконнике и в западном нефе. Эти проемы, расположенные в первом ярусе говорят о том, что южного придела в древности не существовало, в пользу этого предположения говорит и то, что в подцерковье в южной стене сохранился иконный проем.

Церковь Николы. Вид с запада. Фото Б. Скобельцына. 1959 г.

Апсида перекрыта полусферическим сводом, оконный проем в центре апсиды, две ниши слева и справа в торцах восточной стены, жертвенник и диаконник в нишах юго-восточного и северо-восточного углов четверика.

Масляная поздняя запись в апсиде расположена фризом над оконным проемом. Четверик имеет подцерковье с четырьмя прямоугольными в плене столбами, несущими своды перекрытия. Отсутствие подпружных арок говорит об архаичном происхождении этой церкви.

Наличие же ниш в восточной стене (справа и слева от апсиды) позволяет предположить, что до сооружения южного придела в подцерковье находился престол. Вход в подцерковье в пристройке, примыкающей к северной стене четверика, под палаткой.

Перекрыт этот вход ступенчатыми арками. Ступени лестницы местами разрушены и засыпаны землей. К западному фасаду четверика примыкает притвор с плоским перекрытием, четырьмя оконными проемами. Дверной проем в южной стене соединяет притвор с южным приделом.

Церковь Николы. Вид с севера. Фото Б. Скобельцына. 1959 г.

В северной стене притвора малый оконный проем подклета притвора. Дверной замурован и попасть в подклет невозможно. К югу от четверика и притвора пристроен южный придел Знамения Божией матери. Это прямоугольное в плане с плоским перекрытием помещение с тремя большими оконными проемами с арочными перемычками в южной стене, одним проемом в западной и двумя в пятигранной апсиде.

На крыше придела декоративный барабан с главою. К западной стене ближнего придела в том месте, где дверной проем, примыкает колокольня, первый ярус которой служит притвором южному приделу.

План подклета. Обмер В. Лебедевой. 1956 г.

Второй ярус звена шестигранный с арочными проемами, отделяется тягой (карнизом) от меньшего верхнего шестерика с декоративными кокошниками, над последним деревянное навершие со шпилем. Материал - известняковая плита.

Размеры: длина 25 м., ширина 20 м. Четверик с притвором - длина 18 м, ширина 8 м. Церковь оштукатурена и побелена. В церкви сохранились следующие произведения древнерусской станковой живописи: в четверике: мученик Христофор ХVII в.

План церкви. Обмер В. Лебедевой. 1965 г.

Размер - 171 х 45 см - под поздней записью. В придельной церкви: Никола Можайский со створами в киоте, размер 39.6 х 44 см. Возможно, древняя (под записью) по преданию принесена в церковь из села Березки, где была оставлена царем Иоанном Васильевичем Грозным, во время посещения церкви 1570 г.

В 1971 г. придельная церковь была расписана клеевыми красками по образцам древнерусских росписей художниками Кравченко В.П. и Тевосян Г.Т. (комбинат Московского художественного фонда).

Общие сведения

Церковь Николая Чудотворца в Любятово относится к типу храмов четырехстолпных одноапсидных ранней поры псковской школы зодчества. До наших дней подобные храмы сохранились: в старом Изборске (Никольский собор), церковь Ильи Пророка в Выбутах, церковь Михаила Архангела и Варлаама Хутынского в Пскове, в Палкинском районе в Новой Уситве - церковь Покрова Богородицы. Для церквей такого типа характерно тяготение к формам древних храмов.

Это как бы переходная стадия от древнерусских храмов византийского типа к церквям XIV-XVI вв. периода расцвета псковской школы зодчества.

Несмотря на переделки и поздние пристройки памятник не утратил историко-художественного значения и представляет большой интерес среди архитектурного наследия древнерусского зодчества.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru