Церковь святой мученицы Ксении

Назад

Церковь святой мученицы Ксении

г. Псков, ул. Некрасова

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге.

Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради.

Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Блаженная Ксения Петербургская. Икона

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке.

Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей "царя на коне" (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого "царя на коне" таким же беднякам, как и сама она.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным.

Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается.

Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича.

Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника.

Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца - торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.


По сообщению псковских летописей великий князь Василий Иванович "… даша место, где новои торг ставити, за Середним городом против Лужских ворот за рвом, на Юшкове огороде Носухина да на Григорьеве посадникове Кротове; да и церковь постави князь великии преподобную Ксению, в которой день Псков взял, на Пустои улицы, в Еромолкине в саднике хлебникова; а потому та улица пустая слыла, что меж огородов, а дворов на неи не было".

По сведениям историков-краеведов XIX в. церковь Ксении находилась к юго-западу от существующего ныне дома № 36 по улице Некрасова (бывшей Губернаторской), возле Кутузовского сада.


Улица Некрасова д. №36

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
12 – иконы Казанской Божьей Матери; 15 – св. Великомученицы Ксении; 17 – св. Иакова брата Господня (Кирха); 18 – св. Анастасии в Кузнецах

За стеной 1375 года Среднего города располагался большой Окольный город. То была самая большая и наиболее оживленная часть его. Широкие пространства нив и огородов и сады сменялись то узкими и тенистыми, то солнечными улицами и переулками, иногда сплошь деревянной, чаще смешанной застройки, иногда окруженными почти одними каменными постройками.

Местами открывались уютные окруженные купами зелени площади, на которых блистали группы церквей с приделами, притворами и крыльцами и вздымались звонницы с круглыми столбами и зубчатыми крышами. Часто встречались монастыри, окруженные оградами с воротами.

С монастырями соревновались наиболее богатые дворы псковских купцов. Обширный "Большой торг", окруженный оградой и множеством амбаров и складов, пестрел синеющими, серебристыми и темными тесовыми и драничными кровлями сотен лавок, амбаров и других построек, среди которых сверкал храм Ксении.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
31 – церковь св. Параскевы; 32 – церковь Благовещения; 35 – церковь Иоанна Милостивого; 36 – церковь Покрова Богородицы от Торгу; 37 – церковь Николая Чудотворца Явленного; 38 – церковь Зачатия св. Анны; 45 – церковь Похвалы Богородицы; 46 – церковь св. мученицы Ксении; 47 – церковь Св. мученицы Анастасии; 48 – церковь Вознесенская: 51 – церковь Успения

Археологам редко доводится находить в городском культурном слое «не мусор» и «не потери». Кладов ведь посреди улицы не закапывали. В начале XX в. (до 1907г.) при возведении со стороны Кутузовского сада нового каменного флигеля, в земле был обнаружен большой чугунный колокол, предположительно, принадлежавший церкви Святой Ксении, разобранной в XVIII в.

Дорогие, эффектные вещи попадали в культурные отложения в результате бедствий, например, пожаров. Так, в раскопе на Новом Торгу найдены покрытые толстым слоем окалины бронзовая нагрудная икона и крест-энколпион с сохранившейся внутри кипарисовой щепочкой-реликвией.

Скорее всего, эти находки связаны с одним из пожаров, в котором пострадала церковь святой Ксении, стоявшая на Новом Торгу. Большинство же вещей, попавших нынче в руки археологов, большой ценности для псковича не представляли. Сломалась – не жаль было и бросить, потерялась – не стоит и искать.


Фрагмент плана Пскова Окулевича-Казарина 1911 года. Месторасположение церкви св Великомученицы Ксении


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru