Дом Печенко в Пскове

Назад


Дом - палаты Печенко

г. Псков, ул. Гоголя, д. 43

Историческая справка

Дом-палаты Печенко, расположенные в дальнем углу улицы Гоголя, в XVII веке построила артель неизвестных псковских каменщиков. Как и в "деле" Солодёжни, документы, проливающие свет на первоначальную историю дома и его первых владельцев, не обнаружены.


На фото: примерный вид дома в его лучшие годы. Дом Печенко на современной карте

История дома прослеживается только с начала XX столетия. Кстати, Печенко - фамилия последних владельцев древних палат. Именно под ней памятник упоминается Николаем Окуличем-Казариным в его "Спутнике по древнему Пскову".

Дом Печенко состоял из двух частей: старой, одноэтажной, бывшей в своё время нижней половиной небольшого жилого здания, и пристроенного к ней двухэтажного крыла. Старая часть дома, а точнее её руины, в настоящее время расположены в глубине квартала.


Руины первого дома Печенко

В XIX веке, как и в два предыдущих столетия, палаты служили жилищем и время от времени претерпевали всевозможные перестройки и утраты. Самой значительной стало исчезновение старинного крыльца.


На фото: дом Печенко

Долгое время - с 1918 г. по 1934-1935 годы - дом Печенко фактически оставался без охраны. За это время пристройки, надстройки, закладки и облицовки, сделанные в XIX веке, оказались разрушены. Палаты потеряли полы, ценинные (многоцветные) печи, всё оборудование окон и дверей.

В 1927 году в здании нашли колоду игральных карт, чернильницу XVII века, связку очинённых для письма гусиных перьев, принадлежавших тому же времени, обломки турецкой и персидской расписной фаянсовой посуды, китайского фарфора и черепки глиняной посуды.

В середине 1930-х годов дом Печенко перешёл во владение Управления псковских государственных музеев, которое в 1937 году устроило на втором этаже здания квартиры для музейных служащих.

Палаты поделили оштукатуренными перегородками на тесные комнатки с кухнями при них. При этом внутренняя архитектура палат оказалась совершенно искажена, хотя древние части здания и не получили каких-либо новых повреждений. Вместо крыльца сделали деревянную пристройку с лестницей.


На фото: сгоревшая крыша подызбицы

Непоправимый ущерб памятнику нанесли уничтожением существовавшей до того кровли из старинной черепицы. Черепица была не только снята, но и разбита. Обломки её исчезли.

После войны в 1949 году на реставрацию дома Печенко выделили значительные денежные средства. Однако на деле "реставрация" оказалась очередной переделкой, которая исказила памятник.

Горе-"реставраторы" придали оконным проёмам подобие старинных, хотя ни по расположению, ни по размерам, ни даже по количеству они не соответствовали первоначальным.

На фото: «поддельное» крыльцо

Ещё более неудачной подделкой "под старину" стало новое крыльцо в ложном древнепсковском стиле, не имеющее ничего общего с тем, что было здесь в XVII веке.

Старейшая часть дома внутри квартала сохранилась ещё хуже. В ХIХ веке вместо прежнего жилого этажа здесь была сделана кирпичная надстройка с деревянной галереей по дворовому фасаду.

В 1925-м её сломали, заменив деревянной кровлей. Во время Великой Отечественной войны все деревянные части сгорели, здание осталось без кровли и превратилось в руины.

На фото: одна из «комнат» дома

Некогда дом Печенко принадлежал богатым посадским людям, но, как выясняется, в XXI веке хозяина у этого здания нет. Историческое здание было сдано в аренду в 2003 году и исключено из реестра федерального имущества.

Арендатора палат пытаются отыскать вот уже 1,5 года, но пока безрезультатно. За владельцем числится немалый долг по аренде и невыполнение обязательств по реставрации и охране памятника.

Однако ни полиция, ни другие правоохранительные структуры до сих пор не смогли обнаружить должника. Незадолго до пожара (в конце апреля сгорела кровля подызбица дома Печенко) Госкомитет по культуре начал процедуру по одностороннему расторжению контракта с арендатором ООО "Лайн", а пока в палатах хозяйничают бомжи.

Сейчас дому, который является объектом культуры федерального значения, требуется срочная "реанимация" в виде противоаварийных и консервационных работ.

Раньше здесь висела табличка, оповещавшая, что здание находится под охраной государства. Потом её сорвали бомжи и отнесли в пункт приёма металлов. Наверное, так даже честнее, потому что дом уже давно никем не охраняется.

Основные архитектурные особенности

Палаты Печенко каменное, Г-образное в плане здание. Старейшее - южное крыло "глаголя". имеет один этаж, трехчастный в плане; план его не представляет собой правильного треугольника, но имеет по южной стене перелом в 20°, повторяющий (по предположению Ю.П. Спегальского) линию древней улицы. Вход в старые палаты со стороны дворового фасада.

Центральная часть дома - сени. Они разделены поперечной стеной на передние и задние.

Дом Печенко. План 2-го этажа
1 — Сени;
2 — Столовая палата;
3 — Потешная палата;
4 — Комната хозяина дома

Сохранившиеся следы деревянного этажа позволяют установить, что наверху с каждой стороны сеней было по две горницы. К сеням примыкала еще светлица, располагавшаяся над верхним рундуком крыльца. Над сенями был, конечно, сенник. С балкона, опоясывавшего светлицу, открывался вид на расположенную к югу от палат часть города. Одна из горниц женской половины была соединена непосредственно с двором каменной лестницей, проходившей в стенах палат.

В правой от входа части сеней размещена ретирада с выгребной ямой со стороны улицы. Левая от сеней палата сохранила лишь один оконный проем (из трех). Здесь найдены Спегальским Ю.П. фрагменты цветных изразцов конца XVII в. - остатки ценинной четырехугольной печи.

Найденные обломки изразцов печи потешной палаты показывают, что она была ярко расцвечена бирюзовой, желтой, синей, коричневой и белой эмалями. На общем ее бирюзовом фоне проходили два горизонтальных пояса, в которых орнамент рисовался на белом фоне. Один из них шел по нижней части печи, второй перехватывал ее верхнюю половину.

1 - Изразцовая печь XVII в. из потешной палаты дома Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского.
2 - Изразцовая печь XVII в. из повалуши в старой части дома Печенко. Реконструкция Ю. П. Спегальского

Изразцовая печь повалуши отличалась пышным растительным орнаментом и яркостью расцветки. Роспись была сделана синей, белой и зеленой поливами по сиреневому, а местами по красному фону. Некоторые части печи расписывались синей, белой, желтой и красной поливами по травянисто-зеленому фону.

Правая от сеней палата сохранилась лишь в плане. Остатки стен ее не поднимаются выше 60-70 см. над уровнем древнего пола и не видны на современной поверхности земли.

Все сохранившиеся помещения старейшей части дома перекрыты цилиндрическими сводами без распалубок.

Более позднее - северное крыло "глаголя" имеет два каменных этажа. Первый этаж - трехчастный в плане. Центральная часть - сени с отдельным входом со стороны двора. С правой (от входа) стороны более позднее - северное крыло "глаголя" имеет два каменных этажа.

Первый этаж - трех частный в плане. Центральная часть - сени с отдельным входом со стороны двора.

С правой (от входа) стороны сеней находится помещение, примыкающее к старым палатам. На стенах его можно видеть два заложенных оконных проема и пробитый позднее (ныне заложенный) проем соединяющий это помещение с древними палатами.

С левой (от входа) стороны сеней размещена обширная клеть с двумя оконными проемами, нишами и шкафиками.

Все помещения первого этажа новых палат перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками. В левой от сеней клети цилиндрический свод укреплен мощной подпружной аркой, которая служит опорой для стены второго этажа. Первый этаж сообщается со вторым посредством внутристенного лестничного хода.

Второй этаж "новых палат" скомпонован в плане иначе чем первый. Весь его объем размещен над сенями и левой клетью первого этажа.

Над правой клетью каменного второго этажа не существует. Тем не менее, второй этаж имеет традиционный трехчастный план. Такой план получился в результате устройства дополнительной поперечной стены, которая опирается на подпружную арку в перекрытии I этажа. Таким образом, верхние сени оказались смещенными по отношений к нижним.

План второго этажа. Архитектор Спегальский Ю.П., 1969 г.

Правая палата 2-го этажа разместилась под нижними сенями. Она имеет три оконных проема и четыре заложенных шкафика.

Левая от сеней часть 2-го этажа разделена на две палатки. Часть оконных проемов в них заложена. Сени перекрыты цилиндрическим сводом.

Макет дома Печенко

Остальные помещения 2-го этажа имеют плоские деревянные перекрытия. Вход на второй этаж осуществляется с крыльца выходящего во двор.

"Новые палаты" покрыты железной кровлей на четыре оката. Интерьер и экстерьер "Дома Печенко" не имеет декоративного оформления. Строительным материалом стен является местный известняк./p>

Стены обмазаны и побелены. Кровля не поздней части дома железная. Основные габариты: Древней части 11м х 18 м. Более поздней 12 м х 32м.

Общие сведения

Дом Печенко в ходе перестроек в XVII веке запечатлел два строительных периода в генезисе древнепсковского каменного жилого зодчества.

Можно считать, что памятник содержит ценную научную информацию о планировочных, конструктивных и художественных особенностях архитектуры этих двух периодов.

Кроме того сложившаяся в результате перестроек дома Печенко композиционная и планировочная схема, легла в основу создания ряда древнепсковских сооружений конца XVII века.


Первый дом Печенко Фото: февраль 2016 год

.

Дом Печенко Фото: февраль 2016 год

Рисунки Спегальского дома Печенко и комментарии к ним

Готовясь к вступительным экзаменам на архитектурный факультет Академии художеств, Спегальский создал в доме Печенко, где он в то время жил, художественную студию для таких же, как и он, увлечённых рисунком, живописью и пластикой юных псковичей.

ДОМ ПЕЧЕНКО

Древние палаты на Никольской улице, названные по последнему владельцу "домом Печенко", состояли из двух частей.

Более старая, в углублении двора, с одноэтажным каменным низом, - единственная в своем роде постройка с очень интересными интерьерами.

Новая часть - крупное жилое здание с двумя каменными этажами и рублеными деревянными горницами над ними.

Дом имел крыльцо и деревянную светлицу над ним с висячим балконом.

Дворик этих палат был небольшим. На правой стороне его размещались низкие деревянные подсобные строения, а на левой, освещенной солнцем, входившего во двор встречало лаконично и скромно украшенное, но очень приветливое крыльцо палат.

Для гражданского зодчества XVII века Пскова было характерно при сравнительно простой отделке достигать большой выразительности интерьера с помощью эффектаосвещения. (Старейшая часть дома Печенко находится в развалинах. От новых палат сохранились лишь два каменных этажа.)

КАБИНЕТ ХОЗЯИНА (ДОМ ПЕЧЕНКО)

Рядом со столовой палатой был кабинет, в котором хозяин занимался делами и развлекался в обществе друзей. (В этом помещении в 1927 году найдены очиненные гусиные перья, чернильница XVII века и целая колода игральных карт западноевропейской работы конца XVI - начала XVII века.)



СЕНИ В НОВЫХ ПАЛАТАХ ДОМА ПЕЧЕНКО

Новые палаты представляли собою жилище более богатого типа. Нижний этаж отводился под склады, второй служил для приема гостей. По обе стороны входных сеней, перекрытых сводами, помещались столовая и "веселая" палаты. Из сеней можно было подняться через внутристенную лестнипу в деревянные верхние хоромы.



ВНУТРИСТЕННАЯ ЛЕСТНИЦА В СТАРОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО

Из сеней в верхние деревянные хоромы вела внутристенная лестница с высокими каменными ступенями.





ПОВАЛУША В СТАРОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО

Повалуша в доме Печенко была перекрыта сводом, в стенах сделаны стенные шкафы, вдоль стен стояли скамьи с резными подзорами.








ВИД НА СЕВЕРО - ЗАПАДНЫЙ ТОРЕЦ ПОВАЛУШИ

Изразцовая печь повалуши отличалась пышным растительным орнаментом и яркостью расцветки.

Роспись была сделана синей, белой и зеленой поливами по сиреневому, а местами по красному фону.

Некоторые части печи расписывались синей, белой, желтой и красной поливами по травянисто-зеленому фону.

СТОЛОВАЯ ПАЛАТА В НОВОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО

Столовая палата была обращена в сторону улицы, перекрыта деревянным потолком.

Стол в ней располагался "глаголем", то есть в виде буквы "Г".

Вдоль двух стен шли скамьи. В столовой палате стоял большой, от пола до потолка, киот.

Круглая орнаментированная печь была сложена из изразцов белого, розоватого, а местами желтоватого и бледно-сиреневого оттенков. Орнамент растительный, лишь кое-где изображены птицы, клюющие ягоды. Роспись выполнена изумрудно-зеленой и темно-зеленой поливами.

"ВЕСЁЛАЯ" ПАЛАТА В НОВОЙ ЧАСТИ ДОМА ПЕЧЕНКО

Обращенная в сторону дворового участка, "веселая" палата также была перекрыта деревянным потолком. Над ней, в деревянных этажах, находилась женская половина.

"Веселая" палата была очень просторной. Ее украшала цветная изразцовая печь, основной фон которой был нежно-бирюзовый. Низ и верх печи опоясывали орнаментальные полосы с узорами из фантастических растений и птиц на белом фоне.

Остальные части покрыты густым растительным орнаментом, и лишь по фризу шли изразцы с изображением единорогов и львов. Роспись была выполнена синей, голубой, желтой, зеленой и бирюзовой поливами. Красновато-коричневую поливу мастера клали как дорогое украшение. Она действительно походила на драгоценный камень: в глубине ее слоя поблескивали золотистые искорки.

НИКОЛЬСКАЯ УЛИЦА

На Никольской улице стоял в XVII веке и дом Печенко. Рядом с ним - изба на каменном основании (вторая половина XVII века), принадлежавшая посадскому человеку среднего достатка.

Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru