Женский монастырь Козмы и Дамиана с Утоков

Назад

Женский монастырь Козмы и Дамиана с Утоков

г. Псков, ул. Свердлова

Между улицами Калинина (б. Успенской) и Советской (б. Великолуцкой — Великой) возле крепостной стены Окольного города, мы увидим со стороны ул. Свердлова (б. Стенной) холм, под которым находятся остатки церкви женского монастыря Козьмы-Демьяна со Утоки.


Развалины церкви Козмы и Дамиана с Утоков Фото: 2004

Бессребренники Косма и Дамиан, во имя которых был назван монастырь, сочетали врачевание с проповедью слова Божия, разъясняли больным, что они совершают исцеления благодатной силой Христовой, призывая их к вере во Христа Спасителя, которая открывает путь к подлинному выздоровлению — спасению души.

Время основания монастыря относится к XV веку. Первое упоминание о нем содержится в данной шести псковским монастырям на отчину Захарии Костина на пять дворов в Озеровах в Отмене, датируемой 1469-1485 гг.

По мнению И.К. Лабутиной, монастырь возник еще до строительства крепостной стены 1465 г., поскольку «его крайнее положение у самой стены позволяет предположить, что тогда он находился вне посада».

Располагался монастырь на Полонище, в Раковской сотне, близ Якиманской улицы, с внутренней стороны стены Окольного города, между Великими воротами и Свинорской башней, на равном расстоянии от них.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
31 – Якиманьевская;
34 – Косьмы и Дамьяна на Утоках

Топографическое описание территории, на которой находился несохранившийся храм Козмы и Дамиана с Утоков (Утоплеников) выполнено И.К. Лабутиной.

Памятник, сохранивший топоним: Козьмы и Дамиана на Утоплениках монастырь. «Утопленница (от утопнуть, утонуть, тонуть, потонуть) — псковское — непроезжая грязь, распутица».

Утопленники — участок Полонища, где находился монастырь Козьмы и Дамиана (близ Якиманской улицы). Вероятно, топоним характеризует трудность проезда или прохода по этому месту, которое могло часто размываться от дождей. Болотистая почва также могла способствовать появлению «непроезжей грязи».

Монастырская церковь была каменной. Время ее строительства неизвестно. Возможно, она уже существовала во второй половине XV в.

В 1544 г. обитель пострадала от огня. В первой Псковской летописи говорится о большом пожаре на Полонище: «Того же (7052-го) лета в Великий пост, апреля в 1, на Полонищи погоре Якиманьская улица и монастырь Аким и Анна, и чюдотворцы Козма и Демьян на Оутоплениках, да монастырь Покров Святеи Богородицы в Оугле… а дворов згорело 7 сот и с кельями…»

По-видимому, пламя уничтожило все деревянные постройки обители, но каменный храм лишь обгорел, и впоследствии был отремонтирован. Вотчинное хозяйство монастыря являлось довольно скудным. Местоположение обители на окраине города у крепостной стены стало причиной ее разорения во время осады Пскова наемниками польского короля Стефана Батория в 1581 г.

Фрагмент плана Пскова Окулевича-Казарина 1911 года

После жестокого артиллерийского обстрела и многочисленных штурмов крепости монастырю Козмы и Дамиана с Утоков был, очевидно, нанесен значительный урон, поскольку он находился в районе непосредственных боевых действий.

Зато более посчастливилось обители во время страшного городского пожара 1609 г. На этот раз именно из-за своего краинного положения Козмодамианский монастырь уцелел от огненной стихии. После осады Пскова Баторием, или в эпоху Смуты начала XVII в., монастырь запустел, о чем свидетельствует челобитная козмодемьянской строительницы на имя царей Ивана и Петра Алексеевичей, датируемая 1680-ми годами.

Таким образом, в 80-90-е гг. XVI века произошел упадок монастырского хозяйства, за которым последовало запустение обители в первой четверти XVII в.

Однако ко времени составления оброчной книги 1632 г. монашеская жизнь возобновилась, что косвенно подтверждают записи в писцовой книге. При этом они по-прежнему были освобождены от государева оброка. Катастрофические события 1710 г., когда чума и пожар уничтожили город, положили конец существованию Козмодемьянской девичьей обители.

Перепись Пскова 1711 г. уже не упоминает о действующем монастыре. В ней отмечена лишь «Церковь Козмы и Домиана на Утоках, каменная».

Вероятно, уцелевший монастырский храм некоторое время стоял «без пения» за неимением своих служителей. Из позднейших источников становится известным о состоявшейся около 1722-23 гг. приписке Козмодамианской церкви к расположенному поблизости Старовознесенскому девичьему монастырю с Полонища.

В «Ведомости о монастырях Псковской епархии 1738 г.», представленной в Коллегию Экономии, сообщается: «К тому Старовознесенскому девичю монастырю приписная церковь каменная одна, в ней един престол, освященный во имя святых чюдотворцов и безсребренник Космы и Домиана, именуемая на Утоплениках, во граде Пскове на Полонище близ градских Великих ворот.

На оной Козмодемьянской церкви, на притворе колокольня каменная плоская, в ней два колокола небольшие, под оною церковью погреб каменный.

Оная реченная церковь и колоколня крыты тесом. По данным митрополита Евгения (Болховитинова), Козмодамианская с Утоков церковь «по штатам 1764 года положена с окладным жалованием, но в 1786 году упразднена» О печальном событии массового закрытия псковских храмов в царствование Екатерины II свидетельствует «Домашняя летописная книга священника Косьмодамианской (на Запсковье. – А.П.) церкви» Онисима Исидоровича Негоновского.

Под № 50 своей летописи отец Онисим с душевной скорбью сделал следующую запись: «1786 года Августа последовал указ по упразднению некоторых церквей в граде Пскове при Преосвященном Архиепископе Иннокентии Псковском и Рижском…».

Далее он приводит перечень из 13 приходских и монастырских храмов, в числе которых названа «Космодемьянская церковь на утоках». Священник Гавриил Лебедев в своем очерке «Псковское городское Дмитриевское кладбище» сообщает интересные сведения о судьбе иконостаса из упраздненного Козмодемьянского храма.

Он отмечает, что в 1780-х годах староста Дмитриевской церкви Вукол Евстифеев Поднебеснов «на свой счет устроил» с южной стороны Дмитриевской церкви придел во имя Введения. А в 1791 г. для этого придела, «по указу Псковской духовной консистории, от 9 июля, с № 1002, перенесен из Космодамиановской церкви, бывшей на Утоках, у стены против Иоакима-Аннинского монастыря, иконостас со всеми иконами».

Среди икон, перенесенных из запустелой церкви, был и храмовый образ святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана, украшенный двумя серебряными чеканными венчиками с подбородками. После выноса святынь судьба храма была предрешена.

В начале XIX века упраздненный и заброшенный Козмодамианский храм постепенно приходил в ветхость. В настоящее время видны еще развалины с подвальными сводами каменной церкви, показанные на плане г. Пскова № 59».

«...Погребы со сводами завалены щебнем и хорошо еще охранились…». Останки древнего храма, покрывшиеся землей и мхом, заросшие репейником и деревьями, лишь однажды обратили на себя внимание местных археологов-краеведов.

В 1910 г. при исследовании псковских подземелий член-сотрудник ПАО Василий Иванович Озелинг предложил расчистить подземный ход от Покровской башни до Великих ворот, что и было осуществлено на протяжении от Свинорской башни до Великих ворот.

При раскопках был обнаружен боковой ход к развалинам церкви Козмы и Дамиана «со утоки». В отчете секретаря Псковского Археологического Общества Н.Ф.Окулича-Казарина за 1910 г. сообщалось о передаче в музей от В.И.Озелинга «куска изразца, найденного в развалинах Козьмо-Демьянской церкви». К настоящему времени от храма сохранилось лишь руинированное подцерковье, скрытое под земляным холмом.


Фото: 2013 год


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru