Спасо-Преображенский собор
Мирожского монастыря

Назад

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Основные архитектурные особенности

Доминирующее положение в центре ансамбля Спасо-Мирожского монастыря занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.


Спасо-Преображенский собор. Стефановская церквь, братский корпус и колокольня

Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

Основной объем - крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада - небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста (на пониженных подпружных арках). Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста.

Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показ их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции "Деисуса".

Фрески в алтаре были хорошо видны входящим в храм, т.к. древняя алтарная преграда не превышала по высоте 2,5 м и не закрывала апсиду. Концы креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. В древности покрытия собора были разнообразными по форме.

Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами.

Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей.

Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна.

Спасо-Преображенский собор первоначально не имел ни крылец, ни притвора. Существующий в настоящее время притвор представляет собой трехчастное в плане длинное, узкое помещение, разделенное двумя арками. Арки опираются своими пятами на лопатки западного фасада. Перекрыт притвор цилиндрическими сводами, перекинутыми перпендикулярно аркам.

На северной стене притвора стоит двухпролетная звонница неодновременная притвору. Звонница имеет фронтончики над каждым пролетом; сами пролеты образованы круглыми столбами, поставленными на кубические базы и увенчанные квадратной формы плитами.

Здесь висели большие колокола, а под ними находился другой ярус звона для более мелких колоколов, состоящих из трех различных по величине арочных пролетов. Декоративной обработки фасадов памятника практически нет.

Ложные закомары, отвечающие конструктивной схеме здания, составляют его единственное украшение. Широкий барабан увенчан аркатурным поясом. Ближе всего к своему первоначальному облику восточный фасад с мощным полуцилиндром главной апсиды, выходящей к обрыву на берегу реки Великой.

Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы. В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки - цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором.

В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю (мощность культурного слоя около 1.5 м). Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг - 16.5 м. Фресковая живопись собора.

Временем исполнения росписи Спасо-Преображенского собора условно считается 1156 г. - год смерти епископа Нифонта. Фресковые композиции храма сохранились почти полностью (окончательное определение степени утрат уточнится после расчистки живописи от записей Сафонова), и их размещение на стенах собора следует той системе распределения религиозных композиций, которая в XI -XII веках сложилась в странах православного Востока.

На Руси лишь фрески Спаса на Нередице в Новгороде (ХII в.) почти полностью сохраняли сюжетные циклы, но они разрушены в годы Великой Отечественной войны, большая же часть древних росписей дошла до наших дней лишь в небольших фрагментах.

Поэтому Мирожские росписи, представляющие классический образец живописи ХII в. и сохранившие почти все композиции приобретают огромную художественную ценность. Были ли авторами Мирожских фресок византийские художники, или это были русские мастера, определить пока трудно.

Но композиционные схемы близки греческим образцам: византийские типы лиц, одежды. Уцелевшие надписи сделаны на греческом языке - Стиль Мирожских росписей условен. Фигуры развернутые на плоскости почти лишены моделировки и тяжеловесны.

Складки одежд, лица прочерчены линиями. Отсюда известная сухость живописи. Распределение композиций на стенах храма строго канонично. Они следуют одна за другой в виде непрерывного фриза. В центральной апсиде - алтаре изображена Евхаристия, над Евхаристией - Деисус.

Христос восседает на троне с книгою судеб в руках, по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Живопись жертвенника почти вся новая. В диаконнике - древнее изображение ангела с жезлом.

Росписи в средней части храма выражают идею торжества христианства.

В куполе представлена композиция Вознесения. В барабане Богоматерь, два ангела и двенадцать апостолов, ниже 16 пророков со свитками. В парусах сводов - четыре евангелиста.

На восточном склоне предалтарной арки изображен храмовый праздник - Преображения, в южном своде - Сретение. На северном и западном сводах фрески были в очень плохой сохранности и написаны заново.

На стенах и верхних частях столбов, поддерживающих арки, изображены Новозаветные события. На стене Распятие, Исцеление слепого, Положение во гроб, Суд у первосвященника, Жена помазывает ноги Христа миром, Беседа с самаритянкою, Сошествие во Ад.

На предалтарных столбах - Благовещение, фигуры Архангела Гавриила (композиция расчищена). В нижних частях стен и столбов изображение мучеников, мучениц и преподобных. В западной части стен южного нефа был представлен сильно поврежденный богородичный цикл, сейчас он почти заново переписан.





Живопись выполнена в технике фрески на однослойном грунте беловато-кремоватого оттенка, приготовленного из извести с примесью истолченного кирпича. Подготовительный рисунок групповых композиций и отдельных изображений нанесен на верхний слой грунта желтой охрой.

Все изображения, за исключением нимбов, писаны без графьи. Фоны нанесены по зеленовато-серой рефти. Колористический строй Мирожских фресок основывается на изысканных сочетаниях холодных синих, зеленых, фиолетовых тонов.


Расположение фресок в храме






Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru