Рижский железнодорожный мост

Назад

Рижский железнодорожный мост

В Пскове мостов через реку Великую не было до 1886 года. В связи с тем, что в Пскове довольно долго не было железной дороги, летом 1884 года члены городской Думы отправили в Петербург письмо с просьбой проложить железнодорожную ветку, соединяющую Псков с Ригой.

Депо железнодорожного вокзала 1916 год

Просьба псковичей была удовлетворена, Однако только в апреле 1885 года Госсовет одобрил проект Псково-Рижской дороги с веткой от Валги к Дерпту (Тарту).

Железнодорожный мост начали строить через три месяца после начала строительства дороги на Ригу. Работы начались с весны следующего года, и 14 сентября в Пскове состоялась торжественная закладка моста через Великую.

Место выбрали в Выползовой слободе близ церкви Святого Никиты. Подряд на строительство моста взял Петербургский металлический завод. В августе 1886 года построили временный деревянный мост. Заведовал постройкой моста С.В. Григорьев. Мост строился по чертежам Д.И. Журавского и С.В. Кербедза.

Начало строительства Рижского моста - закладка быков.

20 июля 1888 года, завершив склепку железных арок, провели первую пробу моста тремя паровозами с 30 груженными вагонами. Через год – 22 июля – вся Псково-Рижская дорога была официально принята. При сооружении мостовых опор к ним подводили плавучий мост с рельсами для подвозки тяжестей. Толпы псковичей приходили смотреть, как в августе 1886 года опускали кессоны для закладки фундаментов быков.


Завершающая стадия строительства. Испытание моста на прочность

Изначально мост состоял из трех арочных пролетов.


Мост через Великую - вид сбоку. Мост через Великую - вид спереди.

После Гражданской войны мост приобрел другой вид - заменены центральный и правобережный пролеты. Причина - сильные повреждения времен Гражданской войны.

Первый раз мост был взорван 8 июля 1941 года советскими сапёрами во главе с младшим лейтенантом Семёном Байковым при отступлении Красной Армии, что позволило задержать наступление гитлеровских войск.

К моменту подрыва моста на противоположном берегу оставался советский артиллерийский дивизион. Сапёры решили их пропустить. Пока бойцы из дивизиона переходили через мост немецкой артиллерией была повреждена электросеть к заряду.

Видя, что мост невозможно взорвать, Семён Байков ценой собственной жизни подорвал заряд гранатой. Рижский железнодорожный мост взлетел вместе с ворвавшимися на него танками и мотопехотой.

Герой Советского Союза С.Г. Байков.

Командир минёров Байков погиб при взрыве. Посмертно он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Бойцы его группы - П.И. Алексеев, А.И. Анашенков, Д.П. Комляшов, П.К. Никитин, Н.И. Панов, И.И. Холявин - были награждены орденом Ленина. В том же году мост был восстановлен немецкой стороной.

Начало восстановления немцами Рижского моста. "Временного пролета еще нет, но уже стоят две деревянные опоры".


Пролет в воде, две деревянные опоры уже готовы. Вид Рижского моста со стороны Корытово. "Упавшая правобережная ферма еще лежит. Уже виден временный пролет на трех опорах". Михаил Тух.


Фотография Рижского моста периода оккупации. "На месте упавшей фермы сооружены какие-то помости. опоры временного пролета обшиваются".


По восстановленному мосту идет поезд


Фотография Рижского моста периода оккупации. "Видны только левобережный и центральный пролеты. Возможно, фотография довоенная". Михаил Тух Фотография Рижского моста периода оккупации. "Вид только левобережного и центрального пролетов". Михаил Тух.

22 июля 1943 года первыми вышли к реке Великой недалеко от моста бойцы 374 стрелкового полка под командованием майора К.А. Шестака. При отступлении в июле 1944 года Рижский мост был разрушен полностью немцами без возможности восстановления.

1944 год. Слева - разрушенный фашистами железнодорожный мост через р. Великую в Пскове. "Видим, что правобережный пролет немцами был восстановлен в довоенном виде. Справа (в центре) - постройка подмостей для строительства нового железнодорожного моста через р. Великую. Ремонтные работы велись под огнем вражеской авиации воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады". Фотография из книги "Псков. История в фотографиях. 20-50 г.г. ХХ века" Военными саперами был построен временный деревянный мост. С 26 июля по 3 августа 1944 года мост был восстановлен советским войсками.


Восстановление в 1944 году Рижского железнодорожного моста. Фотография из архива ПЖДМ.


Работы по восстановлению моста в 1944 году велись круглосуточно. Общий вид временного железнодорожного моста через р. Великую в Пскове, построенного за девять суток воинами 30-й отдельной железнодорожной бригады в июле-августе 1944 года

Мост восстанавливали подразделения 19 мостового железнодорожного батальона, мостопоезда № 9, 64 отдельной эксплуатационной железнодорожной роты, 42 военно-железнодорожного батальона.


Майор Шагаев В.А. – командир 19 отдельного мостового железнодорожного батальона. Карнаухов М.Л.- командир 30 железнодорожной бригады, восстанавливающей станцию Псков.

Железнодорожный мост через реку Великую - объект стратегического назначения и охраняется постовыми по охране искусственных сооружений стрелковой команды №6 Санкт-Петербургско – Витебского отряда ведомственной охраны Октябрьской железной дороги.

После войны Рижский мост приобрел нынешний вид.


Нынешний Рижский мост через реку Великую в Пскове. Июль 2001 года. Фотография Юрия Киселева. 2ТЭ116-597 на Рижском мосту. 2008 год. Фотография Сергея Лопеса.


Вид на Рижский мост с автомобильного моста. Проходит поезд с 2ТЭ116-732. Фотография Олега Станкевича от 1 октября 2005 года


Вид Рижского моста с переезда. 2008 год. Фотография Сергея Лопеса. Вид Рижского моста из-за забора. 2008 год. Фотография Сергея Лопеса.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru