ТРОИЦКИЙ МОСТ


Назад

Троицкий мост

Троицкий мост соединяет центр Пскова (Псковский Кремль) с городским районом Запсковье.

У Крома через Пскову стоял Запсковский мост, первое упоминание о котором встречается под 1388 годом. Затем он часто ремонтировался и воссоздавался: в 1412 году, затем в 1435 году. В 1456 году был построен взамен старого Великий или Запсковский мост. По мнению Лабутиной И.К., данный мост в те времена регулярно возобновлялся каждые 20 лет.

Построенный еще раз в XVIII веке Высокий мост через реку Пскову за столетие обветшал настолько, что в 1841 году его пришлось разобрать. Взамен ниже Рыбного торга ежегодно стали ставить временный мост на козлах.


Временный мост на козлах

14 февраля 1847 года император Николай I утвердил проект постоянного деревянного крытого моста решетчатой системы американского инженера Тауна. Такие мосты применялись в Америке и Канаде для переправы через горные реки при массовой заготовке леса.

По контракту от 17 декабря 1847 года подрядчиком стал псковский купец, городской голова Алексей Федорович Ладыгин, приступивший к постройке моста 1 марта следующего года.


Американский мост

Строительный контроль осуществлял инженер штабс-капитан Михаил Яковлевич Краснопольский, известный по сооружению цепных мостов в городе Острове.

Сооружение моста велось ровно два года, если не считать небольших перерывов.

После неоднократных испытаний на прочность движение по новому мосту через реку Пскову окрыли 30 октября 1849 года.


Американский мост

Мосты решетчатой системы одним пролетом, без быков, перекрывали широкое русло реки. В Пскове расстояние между береговыми устоями составляло 20 саженей (42,6м).


Троицкий мост

Они требовали точного инженерного расчета и безупречного исполнения. Из 11 построенных в России мостов устоял только псковский. Он стал достопримечательностью города и простоял полвека.

Однако мост был недостаточно широким для устройства предполагаемой конки, и из-за крыши сани зимой приходилось тащить по голым, не покрытым снегом доскам.

В официальных документах 1850-60 годов его называли мостом Американской системы.

Затем не только в народе, но и в письменных бумагах стали именовать просто и коротко – «Американский мост».

Стечением времени доски подгнили и городская Дума изыскала средства и выработала план строительства нового моста через Пскову.

Трорицкий мост

По заказу псковичей проект моста в 1897 году подготовил инженер путей сообщения Натан Борисович Богуславский. Он и руководил возведением моста.

Детали железного моста общим весом 8580 пудов (140,5 т) за самую низкую цену (по 4 руб. за пуд) согласился столичный металлический завод.

Разборку «Американского моста» завершили в сентябре 1898 года, сразу приступили к укреплению береговых устоев гранитным камнем, а сборку железных частей вели и зимой. Для испытания моста навезли 11 тыс. пудов плиты.

Его освящение и открытие движения провели 21 января 1899 года.

По предложению гласного городской, провизора И.И. Гитца, имевшего за мостом справа в трехэтажном доме И.А. Сафьянщикова Троицкую аптеку, Дума 20 марта 1902 года также назвала и новый мост.


Фото слева: 1926 год. Разлив Псковы у Троицкого моста. Слева аптека Гитца. Справа фото послевоенных лет на которой еще видна вывеска "Аптека"

12 октября 1925 года решением Псковского губисполкома он был переименован в «Советский мост». Разрушен в годы Великой Отечественной войны и затем восстановлен.

Фото военных лет

Заменён на новый железобетонный мост 28 декабря 1950 года. В 1990-е годы в обиходе ему было возвращено прежнее название «Троицкий мост», тогда как официальное название остаётся прежним.


Троицкий мост после реконструкции набережной. Фото: май 2015 год


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru