Памятник «Пушкин и крестьянка»

Назад

Памятник «Пушкин и крестьянка»

г. Псков, Летний сад

Псков — культурное наследие Российской империи. В Пскове расположено множество достопримечательностей, памятников культуры, музеев и исторических зданий. Центр города очень красивый и незабываемый. Особенно приятно в летнюю погоду прогуляться по центру этого замечательного города.

Проходя мимо Летнего сада, вы увидите знаменитый памятник «Пушкин и крестьянка». Памятник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину и его милой доброй няне — Арине Родионовне, которую скромно назвали «крестьянкой».

Памятник «Пушкин и крестьянка»

Пушкин очень любил Псковский край и часто его навещал. Около 100 знаменитых произведений Александра Сергеевича Пушкина было создано на великой Псковской земле. Большинство сказок, «Евгений Онегин» и произведение «Борис Годунов» были написаны Пушкиным именно в Пскове.

Не менее семнадцати раз великий русский поэт приезжал на Псковскую землю и по общим сведениям прожил в нём около 77 дней.

Памятник «Пушкин и крестьянка» был открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.

Он является памятником искусства местного значения. «Непростительно было бы не иметь памятник Александру Сергеевичу Пушкину в городе Пскове, ведь Псков и великий русский поэт — это две неразрывные вещи,» — отметил знаменитый краевед Натан Левин, который был на открытии памятника ровно четверть века назад.

Пушкин А.С. Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».

Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.

Памятник "Пушкин и крестьянка" стал пятой работой Олега Комова. От предыдущих памятников А. С. Пушкину, установленных в Болдино, Твери, Кишинёве и Мадриде (Испания), его отличает двухфигурная композиция. Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения.

Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «...она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно».

Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовны становится лейтмотивом памятника. Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна. Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою.

Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

«Памятник — истинное произведение искусства талантливейшего русского советского скульптора, всей своей творческой судьбой вжившегося в мир Пушкина, — именно таким был Олег Комов. Им создно немало пластических изображений гения (одно них воздвигнуто, к примеру, в финском городе Куопио — как дар от Пскова, его города-партнера).

Но «псковский» памятник — пожалуй, самое оригинальное явление в комовской пушкиниане... Прежде всего, потому, что это — «двойной портрет»: ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, вскормившую его своим молоком (оттого называл ее поэт «мамушкой»), растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт стоит, Арина Родионовна сидит рядом с ним...

Впрочем, женскому образу в этой скульптурной группе давались и иные толкования и названия. Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.

Няня А.С. Пушкина. Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне...

Вообще это произведение многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, ибо представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.

Тут возникает множество всяких толкований (ну, к примеру, народная, русско-православная «подпочва» дворянской нашей культуры XIX века), но и сей факт свидетельствует лишь о том, что комовское творение — живое, а не «многоуважаемый шкаф» в бронзе. О нем спорили и спорят поныне...

Еще при жизни Комова, в одной артистическо-художественной компании произошел шумный и веселый застольный разговор об этом его творении, и один его старый приятель-литератор «поддел» ваятеля: «Олег, ведь если твоя бабушка на постаменте встанет, то окажется на голову выше Пушкина!» Олег Константинович, нисколько не смутясь, тут же отпарировал: «Ну и что! зато все чувствуют, сколь велика скрытая сила народа, его могучий рост, особенно в русской бабе!»

И ведь тоже прав он был по-своему в этом шутливом ответе... Как бы там ни было, этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом еще из-за удачно выбранного места. Он обращен лицом к центральному проспекту Пскова, виден всем; а за ним — Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан.

Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера.

А, кроме того, по выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за...» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд. Веселятся простые русские люди, осененные взорами своего Поэта и его Няни...» (Из статьи Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).

Олег Комов:
(из интервью в дни открытия памятника в Пскове, 1983 год):

«Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ».

Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь.

У няни Пушкина был прототип. В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там, в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву.

Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.

Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну. Не согласились бы вы попозировать мне? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, - говорит, - есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем.

Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы.»

Памятник «Пушкин и крестьянка

Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:

«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.

Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников… В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы. И это согревает нашу жизнь.

Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru