Церковь Алексея с Поля

Назад

Церковь Алексея с Поля

г. Псков, ул. Советская, 100

Историческая справка

Согласно житию, Алексий родился в знатной римской семье. Его родители сенатор Евфимиан и Аглаида были благочестивыми христианами, помогавшими обездоленным и нуждающимся.

Широкое распространение получила история святого Алексия на православном Востоке. Первые упоминания о человеке Божием (пока что безымянном), жившем милостынею в Эдессе при епископе Раввуле (412—435) и оказавшемся впоследствии родом из знатной римской семьи, встречаются уже в V веке в сирийских источниках. До IX века включительно почитание святого Алексия распространяется сначала по Сирии, а оттуда по всей Византийской империи. Начиная с X века, имя святого Алексия появляется в римских святцах.

Святой Алексий – пример величайшего христианского смирения. После долгих лет странничества он вернулся в родительский дом, где, выдав себя за нищего, неузнанный, жил до самой кончины в неустанных молитвах, терпеливо перенося скорби.

Святой преподобный Алексий, человек Божий

Молитва, обращенная к иконе Преподобного Алексия, поможет больным, страдающим психическими недугами, а также людям, испытывающим материальные трудности, нуждающимся в поддержке в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Его икона убережет от последствий тяжелых недугов, избавит от страха перед испытаниями судьбы, облегчит смиренное принятие непростых жизненных перемен. Икона Святого Алексия, человека Божия направляет на праведный путь, помогает не привязываться к материальным благам и земным удовольствиям, не забывать о Боге.

Обращаясь к образу Преподобного Алексия, можно получить помощь в преодолении пагубных пристрастий и зависимостей, обретении решимости изменить свою жизнь в сторону духовного совершенствования.

Не убеждает ли нас жизненный опыт в том, что привязанность к телу, различным благам мира заставляет людей совершать злодеяния? Потому в наше время особенно ценен пример подвижников, которые силою духа стали выше земных привязанностей, мелких интересов и круто изменили свою жизнь во имя высших духовных стремлений.

Церковь Алексея человека Божьего с Поля была построена в 1540 г. за Великими воротами в Алексеевской слободе.

Впервые упоминается в летописи: "В лето 7048 г. совершена каменная, Алексей человека Божеи в Поле в манастыре же..." Во время осады Пскова в 1581 г. у церкви располагался съезжий двор короля Стефана Батория.

Алексеевская слобода. Улица по которой едут повозки выходит на Великолуцкую (Советскую) ул. С правой стороны на заднем плане стоит Старо-Вознесенский монастырь.

Об этом факте в "Повести о прихождении литовского короля Стефана Батория на великий и славный град Псков" говорится: "Потом же, того же сентября, в 4-й день, в ночи, прикатив туры и поставиша ее у человека Божия Алексея от града яко полпоприща туто повело съезжему двору быти".

Женский Алексеевский монастырь был приписан к Печорскому монастырю до пожара 1682 г. В 1б88 г. монастырь и Алексеевская церковь "погорела без остатку" и после восстановления была превращена в приходскую церковь.

В 1802 г. в архивных материалах впервые упоминается придел во имя Рождества Богородицы.

В 1938 году комиссией по вопросам культов Ленинградской области, частью которой с 1927 года являлась Псковская губерния, было принято решение о закрытии храма. Он был отдан под зернохранилище.

Церковь Алексея с Поля. 1540 г. Вид с севера. Фото М.И. Семенова. 1994 г. г. Псков, ул. Советская, 100

В годы Второй Мировой войны, в ноябре 1943 года, Алексеевскую церковь открыли для проведения богослужений. В ходе боевых действий она была повреждена: пострадали стены, кровля, наружная и внутренняя отделки.

После войны в церкви был сделан ремонт, затем ее вновь закрыли и передали общественным организациям. В 1989 году были проведены ремонтно-реставрационные работы. В 1994 году храм был передан Псковской епархии. С 1997 года здесь регулярно проводятся богослужения.

Основные архитектурные особенности

Церковь Алексея с Поля с приделом во имя Рождества Богородицы находится на углу улиц Советской и Металлистов на участке, занятом небольшим старым кладбищем, огороженным каменной оградой с воротами.

От ворот до входа в храм сохранилась дорожка из брусчатки.

Церковь Алексея с Поля. 1540 г. Общий вид. Фото О.В. Руденко. 1999 г. г. Псков, ул. Советская, 100

Церковь состоит из одноапсидного четверика, притвора, двухъярусной колокольни и примыкающего с юга одноапсидного придела.

Северный фасад четверика имеет трехчастное членение лопатками и многолопастную арку с усеченным верхом.

Древние оконные проемы заложены или растесаны. Ныне между лопатками в центре устроен большой оконный проем с лучковой перемычкой, забранный прямоугольной прутковой кованой решеткой.

В 1969 г. на апсиде под крышей раскрыт поясок из чередующихся треугольников "бегунец" и древние окна.

В юго-восточной части апсиды находится вход в подклет - открытый арочный проем с лестницей.

Фото: 2007 год

Крыша храма четырехскатная, крыта жестью, барабан деревянный, обшит железом, глава и крест металлические. Под свесом крыши частично сохранился карниз из трех валиков. Двухъярусная колокольня примыкает к притвору отдельным объемом.

Углы первого яруса обработаны в виде пилястр, капителями являются креповки карниза. Над арочным проемом входа в церковь расположен большой фигурный киот (роспись на киоте относится к 1998 г.), увенчанный бровкой.

Ярус звона выполнен ротондой с пятью лучковыми проемами и простенками в виде столбов со скругленной средней частью. Колоколообразная железная крыша с высоким шпилем, яблоком и крестом завершает колокольню.

Фото: 2012 год

Южный фасад придела декорирован трехваликовым карнизом.

Широкие окна обрамлены наличниками с лучковыми арками и замковыми камнями, над которыми помещены сандрики с "фронтонами".

На окнах сохранились подставы от железных ставень. Между окнами имеется киот. Над ним на крыше помещена небольшая главка на граненом барабанчике с шеей и луковичной главкой.

В интерьере четверик представляет собой бесстолпный храм с плоским перекрытием.

Алтарь отделен аркой и перекрыт конхой.

Церковь Алексея с Поля. 1540 г. План церкви. г. Псков, ул. Советская, 100

Притвор, перекрытый коробовым сводом, соединен с четвериком храма широким арочным проемом, а с палаткой под колокольней - арочным проемом на котором сохранилась древняя кованая дверь с коробчатым замком.

Палатка нижнего яруса колокольни перекрыта цилиндрическим сводом, имеет внутристенную лестницу - всход на колокольню.

В приделе два помещения: основное храмовое с алтарем перекрыто крестовым сводом. Притвор придела связан с храмом широким арочным проемом (ныне заложен), перекрыт коробовым сводом с распалубками.

На окнах сохранились кубоватые решетки.

В интерьере потолок древнего храма окаймлен тянутым профилированным карнизом.

Церковь Алексея с Поля. 1540 г. План подклета церкви. г. Псков, ул. Советская, 100

Профилированная тяга украшает стены древнего четверика, притвора и придела. Она проходит над окнами, арками, а в приделе по линии сопряжения стены и свода.

Подклет находится под основным четвериком и притвором, перекрыт коробовым сводом, под четвериком свод усилен дополнительной аркой.

Под апсидой расположена небольшая палатка со ступенями, перекрытая двумя коробовыми сводиками с перепадом высот.

Церковь сложена из местной известняковой плиты, обмазана, побелена. Габариты в плане - 21 х 15 м, высота - 13,5 м.


Общие сведения

Представляет интерес как памятник архитектуры XVI в., а также в связи с историей обороны Пскова от многочисленных вторжений шведов, поляков и литовцев в XVI-XVIII вв. Скромная посадская церковь сохраняет уголок старого города среди новостроек.

Редкий пример барочной пристройки колокольни сер. XVIII в.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru