Церковь Ильи Пророка с Мокрого луга

Назад

Церковь Ильи Пророка с Мокрого луга

г. Псков, ул. Волкова, д. 9-а

Историческая справка

Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская поместные церкви чтят его память 20 июля (2 августа), а Православные церкви, перешедшие на григорианский календарь и Римско-Католическая — 20 июля. Среди русского народа Илия пророк пользуется особенным уважением, он считается покровителем воздушно-десантных войск России и воинов-авиаторов.

Иногда, по месту своего рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесвитянин. Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.

На фото: икона «Илия пророк с житием и деисусом» из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова (конец XII века)

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя.

Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод.

Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком. Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию.

Огненное восхождение пророка Ильи

Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорив, Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.

Святой Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Согласно Библии, Илия был взят на Небо живым. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.


Впервые в летописях Ильинский монастырь упоминается под 1465 г. в связи с пожаром на Запсковье: - "...В лето 6973... Того же лета бысть пожар на Запсковьи, месяца мая в 16 день, в понедельник, погоре дворов много и монастырь и церковь святого Ильи..."

В псковских писцовых и оброчных книгах 1585-1587 г.г. монастырь упоминается неоднократно и называется: "...Ильи пророка Мокрово девича монастыря з Запсковья..." или - "...Ильинский девич монастырь з Запсковья." В ряде документов XVII в. опять упоминается Ильинский монастырь. Но какой была в это время церковь Ильинская неизвестно.

На северной стене южного придела церкви сохранилась до наших дней надгробная плита (где раньше была усыпальница игуменьи монастыря Феодоры), сообщающая о смерти игуменьи Феодоры в 1677 г. и об основании в том же году каменной церкви во имя пророка Илии по ее повелению, которая - "...и зделана з землею наровне при ее бытии..."

Эта надпись, сделанная вязью, пока единственный материал для датировки начала строительства каменной церкви. Первое известное нам описание Ильинского девичьего монастыря и церкви относится к 1763 г.

Церковь в это время была каменной с приделом во имя Богородицы Тихвинской, двухпрестольная, придельная церковь теплая. По обеим сторонам церквей имелись две палатки каменные. Крыта тесом, под церковью находилось шесть погребов каменных "...все в одном портаменте..."

Все остальные монастырские постройки деревянные - "две настоятельских келии с сеньми на подклетах и чуланами и двором, сараи, с сеном, три житницы, одиннадцать монашеских келий с сеньми и чуланами."

Монастырь был обнесен деревянной оградой с двумя въездными воротами, при которых находились караульные избы.

Фото: февраль 1972 год

По древним установлениям келии настоятельницы с двором и сараями строились и починялись крестьянами (кирпич, железо и стекло покупались из монастырской казны), а монашеские келии строились и починялись самими монахинями из получаемого ими от монастырской казны жалованья.

В монастыре в это время находилось 8 монашествующих, все постриженные... "рукоделия прясть и простое точиво ткать дознают..."

Монастырь упразднен в 1764 г., а церковь Ильи Пророка обращена в приходскую. С 1786 г. она приписана к Козьмодамианской с Примостья.

С начала XIX в, в клировых ведомостях начинает упоминаться колокольня, а сама церковь вплоть до конца XIX в. описывается каменной, твердой с двумя престолами. В 1868 г. по Указу Синода церковь вновь сделана самостоятельной, а в 1873 г. за неимением средств вновь приписана к Козьмодамианской церкви и в 1899 г. снова сделана самостоятельной с содержанием от общин.

После Великой Отечественной войны и по настоящее время церковь приспособлена для складского помещения. В 1888 г. в главной церкви, в притворе и усыпальнице игуменьи Феодоры выбраны плитяные полы и заменены досчатыми.

Из притвора в усыпальницу проделана входная дверь, а в стене окно с железною решеткою. В 1890 г. открытая входная лестница превращена в закрытую: сделаны боковые каменные стены с круглыми оконцами и тремя дверьми на нижней площадке.

В 1893 г. расписаны арки и устроены железные печи. В 1948 г.- восстановление местами кладки и в последующие годы проводился текущий ремонт.

Основные архитектурные особенности

Церковь Ильи мокрого во Пскове представляет собой сложную композицию, состоящую из четверика, притвора, северного придела, южной галереи, колокольни, к которой с юга и севера примыкают паперти с большими открытыми приемами, а с запада крыльцо. Четверик храма четырехстолпный одноапсидный.

Восточный фасад. Фото Скобельцына Б.С., 1962

Основные конструкции-перекрытия особого типа. Здесь подпружные арки опираются не на столбы, а на своды перекрытия четверика, две арки-восточная и западная, опиираются на своды трансепта, а две другие - южная и северная на восточную и западную арки; переход к барабану осуществлен посредством тромпов.

Строители этого храма применили здесь известные в псковском зодчестве приемы: типа храмов без подпружных арок. Церковь Ильи в Выбутах, Георгия со Взвоза, церковь Жен Мироносиц во Пскове, бесстолпный храм перекрыт коробовыми сводами со взаимно перпендикулярными арками в церкви Петра и Павла в Сереткином монастыре.

Четыре столба прямоугольный в плане, восточные столбы в нижней части срезаны. Между столбами и стенами арочные перемычки. Арки между западными столбами и стенами имеют архивольты, здесь в западной части четверика устроены хоры, на которые ведет чугунная винтовая лестница.

На южной стене в трансепте, под сводом перекрытия, оконный проем с лучковой, арочной перемычкой. В западном нефе этой стены дверной проем с арочной перемычкой, ведущий в южную галерею. В северной стена оконный проем (в трансепте) с лучковой арочной перемычкой.

Под окном большой проем с арочной перемычкой, ведущий в северный придел. К восточной стене примыкает полуцилиндр апсиды, перекрытый полусферическим сводом, здесь два оконных проема, апсида примыкает к большому проему, перекрытому аркой.

Жертвенник в северо-восточном углу четверика в нишах. Здесь в восточной части оконный проем.

План церкви

В западной стене, в центральном нефе один оконный проем и под ним дверной с арочными перемычками. Только южный и северный фасады декорированы лопатками, соединенными между собой двухлопастными арочками по бокам и в центре одной аркой. Лопатки разделяют фасады на три равные части, что не соответствует членениям интерьера (восточный неф уже западного).

Фото 1926 года

Световой барабан имеет четыре щелевых оконных проема с арочными перемычками, размещенных по странах света. Барабан декорирован традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из двух поясков - поребрика и между ними пояса - "бегунца".

Глава полусферическая металлическая, карниз профилированный. Кровля четырехскатная металлическая. Четверик имеет подцерковье, перекрытия-коробовые с распалубными сводами, покоится на четырех столбах (пилонах) прямоугольных в плане.

Вход в подцерковье через малую пристройку к апсиде с двухскатной крышей. Притворы и приделы так же имеют подклеты, перекрытие коробовыми сводами.

К западному фасаду четверика примыкает притвор, центральная часть которого перекрыта коробовым сводом, опирающимся на два перпендикулярных боковых коробовых свода.

Два дверных проема ведут в северный и южный приделы, в центральной части западной стены дверной проем с двухпольной металлической дверью.

Южный придел разделен на два помещения перекрытых коробовыми сводами: в первом большем помещении над оконными и дверным проемами распалубные своды. В этом помещении сохранилась масляная живопись XIX в. на стенах и сводах.

Фото 1926 года

На стенах плохой сохранности живопись имитирующая полотенце, выше горизонтальные ленты с геометрическими орнаментом и растительными мотивами по зеленому и синему фону и над ними роспись, покрывающая верхнюю часть стены и свод: по желтому фону зеленые круги, пересекающиеся друг с другом, внутри которых в центре и по сторонам красные цветочки с веточками.

В распалубках в кругах поясное изображение святых, обрамленных вьющимся стеблем с цветами и листьями; на северной стене около ниши, надпись XIX в., кратко излагающая содержание надписи на известняковой керамиде ХVII в. в боковой стенке северной ниши.

Поскольку текст керамиды, выполненный вязью, является пока единственным материалом для датировки церкви, приводим текст полностью: "Лета 7185 (1677 г.) февраля в 21 день в сыропусню суботу в память светлого пророка и крестля дня Иоана обретение и славы его преставися сего Ильинского девичьего монастыря игуменья Феодора-схимница и повелением тоеи бывшей игуменьи Феодоры в ныне во 185 году сентября в 14 день основана бысть сия каменная церковь во имя светлого пророка Илии и сделана землею на равне при ее бытии в славу Божию".

Вид с юго-восточной стороны. Фото Скобельцына Б.С., 1962

В южной стене такая же, как и в северной стене, большая ниша. Снаружи над оконным проемом бровка в виде арочки. Северный придел без апсиды; в восточной его части потолок плоский деревянный, в западной - коробовый свод с распалубками над оконным и дверными проемами.

К притвору примыкает 2-ярусная колокольня, нижний ярус прямоугольной формы, верхний - восьмигранник с арочными проемами для колоколов в каждой грани. К западной стене притвора, к югу и северу от колокольни примыкают паперти также с подклетом (погребом) с большими открытыми проемами, заключенными в настоящее время досками. Высота церкви до креста 18.94. Крест 1.43 м.

Общие сведения

Памятник архитектуры церковь Ильи Мокрого по своим формам и конструкциям близка к культовым постройкам псковской школы зодчества XIV-XVI вв. Однако, построенная в конце XVII века, она имеет ряд конструктивных особенностей, которые позволяют отнести ее к интересным памятникам, заслуживающим особого внимания.


Место проведения религиозных обрядов. Фото 2003 года

Здесь, используя большой опыт псковских зодчих, строители применили приемы, не встечающиеся на других памятниках: перекрытия четверика, подцерковье с упрощенным перекрытием.

Погреба под притвором, галереями - изолированные помещения, имеющие отдельные входы, паперть с большими проемами. Памятник дошел до наших дней с незначительными переделками.


Фото 2013 года

Вход в храм. Фото: 2015 год

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru