Церковь иконы Казанской божьей матери | |||
---|---|---|---|
Церковь иконы Казанской Божьей материг. Псков, ул. Карла Маркса Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля. Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства.
Казанская икона Пресвятой Божией Матери Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери. Весть о чудесной находке мгновенно облетела всю Казань. К месту обретения иконы стало стекаться множество народа. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты. Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.
Храм в честь Казанской Богородицы вместе с крупнейшим в Пскове благотворительным учреждением на 150 душ мужского и женского пола построил Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. История учреждения Новой богадельни прослеживается с 1665 г.
Подыскивая место для основания благотворительного заведения в Пскове, Афанасий Лаврентьевич обратил внимание на деревянный питейный дом, который находился в Пятенной сотне за Петровскими воротами Среднего города. Его-то с дворовым местом и выкупил у казны А. Л. Ордин-Нащокин для устройства Новой богадельни.
Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605/06—1680) вошел в историю России как яркая, одаренная личность, преобразователь, проявивший свои таланты в царствование Алексея Михайловича. Поскольку Афанасий Лаврентьевич был псковским дворянином и начинал службу на родной земле, он хорошо знал нужды местных жителей, особенности положения бедных и обездоленных сограждан, потребности городского общества. Поэтому он возымел желание оказать помощь землякам, используя возможности своего имущественного достатка и служебного положения в качестве государственного чиновника. С заступничеством Богородицы А. Л. Ордин-Нащокин связывал и миротворческие подвижки в русско-польских отношениях. Икона Казанской Богородицы, данная царем в дорогу своему думному дворянину как благословение, сопутствовала русскому посольству. Именно с этой иконой связано последующее устроение во Пскове одноименной церкви и больницы. Русское посольство следовало в Речь Посполитую через Псковскую землю и обратно возвращалось тем же путем из Литвы. На обратном пути А. Л. Ордин-Нащокин дал перед Богом обет построить в честь Казанской иконы храм и больницу для нищих псковичей.
Улица Петровская ныне Карла Маккса. Красным крестом обозначено месторасположения Казанской церкви Однако сразу по приезде из Польши начать строительство храма во Пскове не удалось, поскольку Афанасий Лаврентьевич был всецело занят на дипломатической службе. Но мысль о храмоздательстве не покидала его, так как была связана с его личным религиозным чувством и потребностью исполнить свое духовное служение, которое он, несомненно, связывал и с государственной деятельностью.В 1665 г. А. Л. Ордин-Нащокин был назначен воеводой в свой родной Псков. Находясь в нем с марта по октябрь, он многое успел сделать во благо псковичей и попытался ввести земское городское самоуправление. Кроме того, именно тогда он обратил внимание на то, что в большом городе действовала лишь одна казенная богадельня, где могли найти приют лишь несколько десятков обездоленных и бездомных сограждан, и в полной мере осознал необходимость создания в городе нового, более вместительного благотворительного учреждения. В намерение А. Л. Ордина-Нащокина входило строительство новой каменной просторной богадельни на месте уже существовавшей деревянной и возведение рядом с ней каменной же церкви во имя чудотворной иконы Казанской Богородицы. Поэтому в 1670/71 (7179) г. по челобитью боярина состоялся царский указ, разрешающий ему начать строительство каменной церкви «во имя Пресвятые Богородицы Казанские для их Государского богомолия и помяновения вечного их Государских родителей и им нищим на прибежище болницы каменные».
Фрагмент плана Пскова 1821 года Однако лишь после того, как А. Л. Ордин-Нащокин ушел в отставку с государственной службы и принял в 1672 г. монашество в Крыпецком монастыре, вблизи Пскова, у него появилась возможность отдать все свои силы и время для осуществления давно задуманного Божьего дела. Благополучное совершение его обета относится к 1675/76 г. В то время старец Антоний Нащокин уже был назначен строителем Николо-Любятова монастыря близ Пскова, чтобы иметь возможность руководить возведением каменной Казанской церкви и богадельни.
О времени появления зданий известно из собственноручной записки старца Антония Нащокина, где радостно возвещается: «О неизреченному человеколюбию Божию! За столько лет прообразовано нынешнее збытие: 184 (1675/76. — А. П.) году церковь з больницею во Пскове по бывшему проречению зачата и устроилась». Выкопировка из плана г. Пскова 1740 г. в публикации Н. Ф. Окулича-Казарина (Новые данные по топографии и истории Пскова. — Труды Псковского археологического общества, вып. 11. Псков, 1915) При жизни старца Антония Нащокина в новопостроенной богадельне, согласно челобитной больничного старосты Мишки Горбуна от 28 мая 1678 (7186) г., в обоих половинах мужской и женской одновременно содержалось 150 человек! Поистине осуществилось народное речение: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». О том, как выглядели храм и больница, можно составить примерное представление на основании изображений, сохранившихся на иконах с видом Пскова XVII-XVIII вв. Судя по рисунку на образе «Видение старца Дорофея» из Торговых рядов, Казанская церковь находилась на Полонище, рядом с четырехгранной надвратной Петровской башней Среднего города, по левую сторону Петровской улицы, если идти из центра в направлении к Петровскому посаду. Над изображением церкви на иконе читается слово «Болница», написанное черной краской. Храм располагался у дороги и был вытянут вдоль нее. При этом апсида получалась обращенной на юго-восток. Церковь была каменной, одноглавой, возможно бесстолпной, перекрытой сомкнутыми сводами, с глухим барабаном, как и целый ряд других строившихся и капитально перестраивавшихся в Пскове в XVII в.
Фрагмент Иконы Жиглевича Подлинный образ Казанской Богородицы к тому времени прославился чудотворениями и был установлен в киоте над гробом царицы Марьи Ильиничны в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Псковский список Казанской иконы также стал чудотворным и особенно почитаемым. Он был установлен в иконостасе Казанского храма. По свидетельству самого А. Л. Ордина-Нащокина, в больничной церкви при Казанском храме ежедневно совершались богослужения с чтением канона Пресвятой Богородице Казанской.
Примерное месторасположение церкви Казанской божьей матери На протяжении 110 лет больница при псковской Казанской церкви, построенная попечением А. Л. Ордина-Нащокина, была крупнейшим благотворительным учреждением города. В 1786 г. Казанская церковь была упразднена, а богадельня закрыта. Позднее здания были разрушены, а на их месте построены обывательские дома.
Назад    Вверх страницы |
|||
|