ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР | |||
---|---|---|---|
Троицкий кафедральный соборИсторическая справка В православии день Святой Троицы отмечается на пятидесятый день после Пасхи - Воскресения Христова. В этот день состоялось сошествие Святого Духа на апостолов в Сионской горнице, которое дало ученикам Христа множество способностей, в том числе способность понимать и говорить на всех языках мира.
Икона Святая Троица дословно пересказывает сюжет, взятый из Ветхого Завета, недаром второе название этого образа - "Гостеприимство Авраама" или "Авраамово гостеприимство". Как описано в книге Бытие, в один знойный день, недалеко от своего дома рядом с дубравой Мамвре близ Хеврона, Авраам увидел трёх путников, стоящих на пыльной дороге. Гостеприимный Авраам выбежал из шатра своего и подбежал к путникам. Признав в трёх путниках Господа Бога, Авраам поклонился до земли и воскликнул: "Владыка! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... И принесут вам воды и омоют ноги ваши... отдохните под деревом этим, а я принесу хлеб, чтобы подкрепить сердца ваши!"
Икона Святая Троица Усадив Троицу под сенью Мамврийского дуба, Авраам поспешил к своей жене Сарре, чтобы та приготовила опресноки, а сам повелел слугам забить и приготовить телёнка. Перед тремя путниками был поставлен стол с хлебом, маслом, молоком и мясом тельца. Отобедав, путники призвали к себе Авраама и спросили его: "Авраам, где Сарра, жена твоя!?" Узнав, что она в шатре, один из путников сказал: "Я буду у тебя через год, и через год будет у жены твоей Сарры сын." На усмешку и неверие Сарры, один из Троицы ответил: "Разве есть что-то трудное для Бога?" (Многими веками позднее этой же самой фразой архангел Гавриил сметёт все сомнения Девы Марии на её вопрос о возможности зачать от Святого Духа, не познав мужа своего - об этом случае говорится в описании иконы Благовещение.) Двое из путников поднялись и отправились в Содом и Гоморру, чтобы вершить там суд Божий над греховными нечестивцами, третий из них задержался, чтобы договорить с Авраамом. Он поведал старцу о том, что от Авраама произойдёт "народ великий и сильный, и благословятся в нём все народы земли", но за это и Авраам и все его потомки должны будут "ходить путём Господним, творя правду и суд." Как известно из Ветхого Завета, от Сарры у Авраама родился сын Исаак, а одним из потомков стал легендарный библейский царь Давид, потомком которого стали и сама Богоматерь, и Иоанн Предтеча - креститель Иисуса Христа. Как и в других особо чтимых иконах, дословный пересказ сюжета Библии переплетён с глубокой символичностью образа Святой Троицы. На иконе Святой Троицы принято изображать Мамврийский дуб (это дерево живо и поныне, ему около 5000 лет, оно находится в Хевроне), Храмовую гору - гору Мория (место, где Авраам многими годами позднее должен был принести в жертву своего взрослого сына Исаака по велению Господа Бога, решившего испытать смирение и веру библейского старца) и сам дом Авраама. Путники - Святая Троица представлены в виде трёх ангелов (так они названы в девятнадцатой главе первой книги Бытия), держащих в руках царские жезлы как символы их всевластия: • Левый Ангел - Бог-Отец. Над головой Его - дом Авраамов. Как Авраам построил дом свой, так и Бог-Отец построил мир за шесть дней. Таким приёмом подчёркивается творческая сущность этой ипостаси Бога, Его заслуга основателя мира, мироустроителя и хозяина мира. Одежды его красного - поистине царского цвета. • Центральный Ангел - Бог-Сын. Над головой Его - Мамврийский дуб как символ райского Древа Жизни. Отведав кусочек плода этого Дерева, человек обретал бессмертие. Человек, уверовавший во Христа, спасал свою душу и дарил райское бессмертие ей. Полным символизма представляется и движение руки с чашей Бога-Отца по направлению к Богу-Сыну. "Да минует Меня чаша сия", - молился Спаситель, зная о своих грядущих мучениях в Гефсиманском саду после Тайной Вечери, - "впрочем, пусть будет так, как Ты сказал." И испил эту чашу до дна. Одет Бог-Сын в красный хитон с нашитым клавом - земное одеяние Иисуса Христа. • Правый Ангел - Бог-Святой Дух. Над головой Его - гора Мориа как символ устремления праведной души человеческой, спасённой Христом, к райским высотам. Гора как символ непосредственной близости к Богу многократно упоминается в Библии: на горе Синай пророк Моисей получает от Бога десять заповедей, на горе Фавор ближайшие ученики-апостолы Христа Симон Пётр, Иаков и Иоанн видят Преображение Господне - откровение всех лиц Святой Троицы, с вершины горы Елеонской состоялось Вознесение Христа. Животворящий Святой Дух одет в зелёные одежды - символ обновления, объединения человека и Бога. На иконе Святой Троицы фигуры ангелов образуют круг - бесконечную и самую красивую гармоничную фигуру, не имеющую ни начала ни конца. Обратная перспектива изображения трёх ангелов охватывает воображение смотрящего на икону Святой Троицы человека, приглашая его присоединиться в качестве зрителя к ветхозаветному сюжету и приобщиться к Божественному. С благодарностью смотрят верующие на образ Святой Троицы: даже издали он ещё раз напоминает о спасительной жертве Христа: фигуры Бога-Отца и Бога-Святого Духа образуют силуэт жертвенной чаши, в которую помещён Бог-Сын, отдавший свою земную жизнь за спасение человечества от первородного греха прародителей Адама и Евы, и даровавший нам надежду на спасение. Перед иконой Святой Троицы молятся о прощении грехов, молятся о самых важных в нашей жизни событиях, перед образом Святой Троицы исповедуются, перед ней воздают хвалу Господу. Начало псковского кафедрального собора, согласно древней легенде, относится к X в. и связано с именем княгини Ольги, которая, якобы, повелела на высоком мысу, омываемом водами двух рек (Великой и Псковы) поставить храм Святой Троицы, где "... и град велик зело и славен будет..." Этот храм был деревянным. Издревле Троицкий собор в кремле был главною святыней не только города Пскова, но и всей Псковской земли. Все важнейшие общественные события происходили или в Троицком соборе или близ него.
Рисунок Троицкого собора, выполненный перед его разборкой в 1689 году В соборе сажались на княжение псковские князья, возле него собиралось знаменитое вече, там же находился особый ларь для хранения государственных документов и многое другое.Собор этот был центром государственной жизни древнего Пскова. Когда же надо было возбудить мужество против врагов, то к народу обращались с призывом – «постоять за святую троицу».
За многовековую историю Он был сооружен впервые каменным в XII в. В 1363 г. обрушился верх собора и призванные псковичами изборяне разобрали его стены. Под 1365 г. в летописях сообщается о заложении на старом камне нового собора. Закончено было строительство в 1367 г. Новый "каменный" собор простоял более 300 лет. За это время он неоднократно ремонтировался. Летописи не раз сообщают, особенно в XVI в.и в первой половине XVII в. о страшных пожарах в Пскове, не пощадивших и Троицкий собор. Ко второй половине XVII в. собор сильно обветшал. В 1682 г. было начато строительство нового каменного собора из тесаной плиты митрополитом Иаркеллом, "…по грамоте великих государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и великая княжна Софии Алексеевны присланной преосвященному Иаркеллу…". Эта грамота могла быть прислана с 1682 г. по 1689 г., когда София была правительницею московского государства при малолетних царях (Иоанне и Петре). Строился он 6 лет. Но не успели его окончить, как верхняя часть и своды собора обрушились. Поэтому, в 1691 г. Митрополит Илларион продолжил строительство собора. В 1699 г. строительство собора было окончено при Митрополите Иосифе и он был освящен. Это и есть поныне существующий Троицкий собор.
Собор Св. Троицы г. Пскова - копия рисунка И.Ф. Годовикова 1866 г. (фрагмент) В 1770 г. при починке среднего купола (купола были деревянными, обитыми жестью) возник пожар, из описания этого пожара мы узнаем о том, что от огня загорелись и другие купола, потом кровли на соборе, придельных церквях и гульбище.![]() В этом же году, вследствие сказавшихся в некоторых местах трещин, к стенам собора были подведены контрофорсы, галереи нижнего этажа заложили сплошной каменной кладкой, а церковь святой Ольги, находившуюся в нижнем этаже собора, перенесли под зимний Благовещенский собор, находившийся рядом с Троицким собором..., а нижний этаж собора обратили в усыпальницу.
В 1788 г. снова сгорел купол собора. В 1852 г. была вызолочена большая глава собора попечением псковского губернатора Черкасова А.Я. В XIX в. было переделано и удлинено крыльцо. В 1894-1896 гг. собор был оштукатурен снаружи цементным раствором, отделан отлитыми из цементного раствора лепными наличниками окон и орнаментами по рисункам архитектора Ф.М. Неструха. Когда собор не имел контрофорсов, то в верхний этаж вели две лестницы с северной и южной сторон из-под придельных церквей. В настоящее время они заложены. После Великой Октябрьской социалистической революции собор был закрыт и в нем был устроен музей атеизма.Исторический факт. Антирелигиозный музей
В декабре 1935 г. Псковский горсовет возбудил перед вышестоящими органами вопрос о закрытии Троицкого собора «из-за слабой В. Ф. Зыбковец считал «вполне возможным полную ликвидацию Троицкого собора», т.е. его уничтожение. Но эти поистине варварские предложения по каким-то неведомым причинам не были реализованы, и в помещении Троицкого собора начались работы по организации антирелигиозного музея. Дело же организации нового музея оказалось не таким простым, как предполагалось. И заняло несколько лет.
В 1936-1937 гг.. несмотря на указания партийных и советских органов округа, сделать удалось немногое, а усиленная работа по созданию музея началась с конца 1938 г. Имевшийся в соборе иконостас признано было целесообразным сохранить с детальной расшифровкой каждой иконы: он должен был стать составной частью будущей экспозиции. Оставалась на месте и рака с мощами св. князя Всеволода-Гавриила. В центре здания предполагалось по типу имеющегося в Исаакиевском соборе Ленинграда установить маятник Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира и вращении Земли вокруг Солнца и своей оси. Вокруг маятника и в галереях размещалась экспозиция с включением в нее местного материала, в левой части здания оборудовался лекционный зал. «К 1 мая 1939 г. в бывшем Троицком соборе будет открыт антирелигиозный музей – центр атеистической пропаганды в Пскове, - говорилось в обращении «За образцовый музей» группы его сотрудников. - 200 с лишним лет русское самодержавие при помощи попов, монахов и прочей челяди в этом соборе отравляло народное сознание, одурманивало трудящихся, отвлекало их от борьбы с эксплуататорами. Теперь бывший собор послужит делу борьбы с религиозными предрассудками, делу укрепления материалистического мировоззрения масс...» С марта 1939 г. псковские заводы приступили к выполнению заказа по изготовлению маятника Фуко: металлические части для его верхней половины делались на заводе «Выдвиженец», а шар (ядро) - на «Металлисте».
Общая высота маятника достигала 32 м: это был второй по величине в СССР (после Ленинградского Открытие музея состоялось 1 мая 1939 г. В центре большого зала, под главным куполом, как и предполагалось, с 32-метровой высоты равномерно раскачивался маятник Фуко, меняющий плоскость своих колебаний, а в экспозиции, состоящей из 15 отделов, размещались материалы о строении Вселенной, происхождении животного и растительного мира, человека, религиозных верований. При помощи разнообразного иллюстративного материала на стендах были представлены основы учения и взглядов Н. Коперника, Д. Бруно. Г. Галилея. И. Ньютона, а также борьба с ними церкви. Посетители могли видеть и снимки многих небесных явлений: затмений Солнца и Луны, прохождения комет, падения метеоритов и др. Специальный раздел был посвящен учению Ч. Дарвина, а следовательно - главным этапам развития человечества от обезьяны к человеку. При освещении роли религии в разные исторические периоды впечатление значительно усиливалось каменными идолами, «колдовскими» и жертвенными камнями, привезенными в музей из разных мест Псковщины. Главное же место занимали материалы и экспонаты, призванные разоблачать «церковные чудеса», а также показывать «реакционную роль религии» в жизни человека. Демонстрировались, например, «нетленные мощи» князя Всеволода-Гавриила, призванные доказать, что таковых на самом деле не бывает. Здесь же находилось и второе «чудо»: крест, из которого по системе трубок, сконструированных священником Троицким, капала вода; крест назывался «плачущим» или «слезоточивым».
Одно из центральных мест занимали материалы судебного процесса над «обновителями икон» 1924 г.: фотографии и сами «обновленные иконы»; имелся иллюстративный и цифровой материал о церковном и монастырском землевладении (церковь - крупнейший феодал-крепостник).
Заключительный отдел музея был озаглавлен «Сталинская Конституция» и содержал материалы о «достижениях страны Советов, освободившейся от духовного гнета религии». К 1 января 1940 г. число посетителей со времени открытия музея составило свыше 40 тыс. чел., а к февралю 1940 г. - около 42 тыс. Помимо экскурсий сотрудники его выходили на предприятия города, выезжали в районы округа с лекциями и беседами на антирелигиозные темы, особенно много и часто - в преддверии и в период религиозных праздников.
Антирелигиозный музей в помещении Троицкого собора просуществовал недолго - Почти все его материалы оказались утраченными, а собор вновь стал действующим храмом. 18 августа 1941 г. в нем после долгого перерыва было совершено первое богослужение. С тех пор они уже не прекращались.
Немцы на территории крмя во время войны Во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками собор вновь стал действующим.Отступая, немцы заминировали собор. Мины-сюрпризы были установлены у царских врат, у боковых дверей иконостаса, на лестнице, ведущей на хоры и у других предметов внутреннего церковного убранства. При разминировании на минах, поставленных у царских врат, погибли трое советских военнослужащих.
Основные архитектурные особенности
Троицкий собор представляет собой симметричную 2-этажную композицию, состоящую из четверика, увенчанного традиционным пятиглавием и примыкающих к С запада расположена пологая крытая лестница, ведущая на паперть второго этажа.
Главный храм-четверик 2-х этажной кубической формы, пятиглавый, трехапсидный, шестистолпный. Три световые барабана его расположены ближе к западной части храма. Перекрыт полуцилиндрическими и сомкнутыми сводами. Барабаны покоятся на подпружных арках: центральный на пониженных и западные на повышенных, два глухих (декоративных)восточных барабана покоятся на сводах перекрытия восточной части четверика. Столбы, на которые опираются арки и своды, имеют квадратную в плане форму. В юго-западном углу четверика в стене устроена каменная винтовая лестница, ведущая на хоры, вделанные в западную стену и чердак. Собор освещается большими окнами, расположенными в два яруса.
У них арочные перемычки и ступенчатые подоконники. В западной стене, по сторонам от входа большие оконные проемы с глубокими подоконниками. Южная придельная церковка во имя
Северная галерея перекрыта полуциркулярным сводом с распалубками над оконными и дверными проемами. В настоящее время здесь устроен престол во имя Александра Невского. Подклет Троицкого собора был, вероятно, трехнефным храмом. Боковые нефы, видимо, заложены, В северо-западном углу находится палатка с отдельным входом в северной стене. Центральный неф состоит из нескольких помещений, сообщающихся между собой и перекрытых сомкнутыми сводами или сводами с распалубками. До 1770 г. в нижнем этаже находилась церковь во имя св. Ольги. В 1776 г. нижний этаж обращен в усыпальницу, в которой были захоронены Псковские митрополиты, архиепископы и другие почетные лица духовного сана. (Например, митрополит Иларион, умерший в 1693 г., архиепископ Симон Тодорский, умерший в 1754 г., епископ Гедеон Криновский, умер в 1763 г. и др.).
Стены собора членятся лопатками: южная и северная на 4 части, По верху гульбища проходит горизонтальная толстая косичка. Окна собора украшены наличниками двух видов. На южном и северном фасадах преобладают наличники, сделанные в конце XIX в. Они состоят из обрамляющих окно сухих плоских коленок, над которыми перекинута арочка с крестообразным узором.
На апсидах и некоторых других окнах других частей собора наличники, одновременные собору, представляющие из себя сложную двухъярусную композицию фронтонообразной формы с основным мотивом крупных и более мелких валют. Все детали этих наличников выполнены в крупном рельефе, значительно выступают за плоскость стены, создавая тем самым на фасадах На северном, западном и южном фасадах собора отреставрированный фриз, состоящий из поливных глазурованных многоцветных изразцов с орнаментами "вазонов" и " розеток". Фон изразцов зеленый, рельефные орнаменты выполнены желтой, белой, синей и коричневой красками в живописной манере, характерной для второй половины XVII в. 47 изразцов сохранилось подлинных, остальные выполнены заново.
Поражает не только величественная архитектура Троицкого собора, но его великолепное внутреннее убранство.
В интерьерах сохранились древние иконы:
Еще два ряда, заметно отличающихся от первых, добавили через сто лет. Нижние ярусы иконостаса, более доступные взглядам молящихся, особенно отличаются искусной резьбой по дереву, покрытому тончайшей позолотой.
![]()
Необходимо отметить, что из описи 1763 г. известно, что в южной придельной церкви во имя Псковского князя Всеволода Гавриила в то время находилась деревянная рака Всеволода Гавриила (стояли у южных стен) и над гробом висел меч его. 1834 г. арка была перенесена в главный храм, сделана была новая серебряная рака и поставлена между левыми колоннами. В притворе же находились две арки. У правой стены - князя Довмонта-Тимофея и меч его и арка Николая Юродивого. В притворе же стоял крест св. Ольги, который в настоящее время находится в главном храме.
Копия Тихвинской Богоматери. Чудотворная икона Все внутреннее убранство церкви Казанской Богоматери (в южной галерее) вывезено из других церквей г. Пскова и области. (со слов старосты церкви Н.С. Городинского).Трехъярусный деревянный резной золоченый иконостас XIX в. перевезен из закрытой и снесенной в 1960-ые годы Казанской церкви в г. Пскове. Ряд икон XIX в. в деревянных резных киотах искусной работы из церквей д.д. Крапивно и Дубяги Гдовского района. Собор выложен из тесаной местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазан и побелен. Основные габариты: четверик 24,5 х 36,5 . Четверик с приделами и гульбищем : 37 х 43,5. Обратный путь из Кремля можно начинать под лестницей Троицкого собора. Под ней – вход в древнюю усыпальницу псковских князей и архиереев. В связи с причислением преподобного Серафима Соровского к лику святых в 1903 году там устроили и 1 ноября освятили предел его имени. В наше время служба в нем возобновлена. Общие сведения До сего времени собор-это вертикаль, которая держит на себе весь город. Однако, архитектурные особенности памятника и история его длительного строительства изучены еще недостаточно и место этого памятника в истории русского и местного зодчества не выявлены в достаточной мере.
Празднование 1100-летия со дня основания города Пскова Назад    Вверх страницы
| |||
|