Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

Назад

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Историческая справка

Мирожский монастырь один из самих древних памятников архитектуры, древнерусской монументальной живописи и культуры Пскова.

С монастырем связывают один из первых летописных центров псковской вечевой республики (ХII-ХIV в.в.), по предположениям некоторых исследователей здесь был переписан протооригинал Мусин-Пушкинского списка "Слова о полку Игореве" и был создан ряд произведений древнерусской литературы (один из древнейших - "Послание Есифа к детям" конца XIII века).

Первые летописные упоминания о монастыре относятся к середине ХII столетия. I-я и IV-я Новгородские летописи сообщая под 1156 г. о кончине новгородского архиепископа Нифонта перечисляют его последние деяния, в том числе: - "...а в Пскове св. Спаса церковь зда каменну".

В житие Нифонта сообщается о том, что архиепископ наделил монастырь землями. Можно предположить, что Нифонт и приказал расписать собор фресками (летописных сообщений о росписи собора до нашего времени не дошло).

История монастыря, который не был никогда укреплен и жестоко страдал от вражеских набегов, богата кровавыми событиями. Уже под 1299 г. Псковские летописи сообщают о набеге немецких рыцарей на Псков и смерти игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа.

С именем Иосифа исследователь Л.А. Творогов связывает "Послание Есифа к детям" и считает его возможным заказчиком псковского списка "Слова о полку Игореве".

В 1404 г. летопись сообщает, о построении Карпом Стефановской церкви, которая выстроена заново (или перестроена) в камне в 1546 г. Святые ворота относятся к тому же времени. В ХV-ХVI в.в. В ансамбле монастыря, кроме собора и Стефановской церкви, существовали еще какие-то постройки.

Летопись сообщает под 1463, 1471, 1474 гг. о расквартировании стрельцов московского войска (до 100 человек), в стенах Мирожского монастыря. В ХVII в. появляются кельи, видимо, деревянные, на каменных подклетах дошедшие до наших дней.

В экономическом отношении монастырь переживал спады и подъемы, связанные с войнами. Сильно подорвали благосостояние монастыря осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г. и шведами в 1615 г.

Некогда богатый монастырь к концу ХVIII в. приходит в постепенный упадок. Сохранилось подробное описание ансамбля на 1766 г. Кроме Преображенского собора, покрытого тогда тесом, в нем рассказывается о всех остальных многочисленных постройках и службах монастыря.

Из каменных зданий существует лишь Стефановская церковь (также крытая обветшавшим тесом). 2 настоятельские кельи (одна на каменном "погребе"), братские кельи на 8 "апартаментов", амбары - "магазеины", мельница, конюшна, каретная, пивоварня, кузница, бойня, солодежня - все постройки деревянные, пришли в ветхость и нуждаются в ремонте.

Однако перечисление построек, садов, огородов монастыря, прудов для "посажения ценной рыбы", говорит о том, что еще в первой половине ХVIII в. монастырь жил полнокровной, самостоятельной жизнью. В 1789 г. выстроено было здание Братского корпуса.

В 70-х годах XIX столетия между Братским корпусом и Стефановской церковью встраивается колокольня. После Великой Октябрьской революции в 1922 г. монастырь прекратил свою деятельность, памятники архитектуры стали объектом музейного показа. В настоящее время ансамбль находится в стадии исследования и реставрации.

Спасо-Преображенский собор недолго простоял в своем первоначальном виде. Позакомарное покрытие в условиях Пскова вызывало скопление снега и воды в пазухах и, как следствие, протечки и намокание кладки. Поэтому очень скоро собор получил пощипцовую тесовую кровлю.

Однако, и в таком состоянии (с низкими угловыми помещениями) собор простоял очень недолго. Не позднее XIII в. были надстроены палатки над угловыми помещениями.

Позднейшие переделки еще больше исказили облик здания. Шестнадцатискатное покрытие было сменено на восьмискатное, глава вместо шлемовидной стала луковичной. Точной даты пристройки притвора не сохранилось, но по характеру кладки, можно датировать его ХV-ХVI в.в.

Звонница была пристроена к собору еще позднее. Вероятно, к этому времени фрески собора были уже забелены. В течение ХVII-XIX в.в., собор неоднократно переделывался и ремонтировался. В документах конца ХVIII в. кровля его описывается четырехскатной, тесовой.

Только в 1877 г. Спасо-Преображенский собор покрыли железом. С западной стороны была пристроена (ныне уничтоженная) деревянная паперть на кирпичных столбах. Неоднократно ремонтировался сменивший фресковую живопись иконостас (сам иконостас, ныне утраченный, относился к XVI в.). В 1858 г. в соборе были обнаружены древние фрески.

О переделке теплой Стефановской церкви, пока не проведено ее тщательное исследование, можно говорить только приблизительно. Первоначально вход в нее был, очевидно, с запада, а сама церковь была 2-этажной. Но описанию конца ХVIII в. она имеет тесовую кровлю, главу крытую деревянной чешуею.

В 1786 г. отпускаются средства на ее ремонт. В начале XIX столетия к Стефановской церкви пристроили деревянную паперть. Все здание было отремонтировано и крыто железом (купол был еще ранее обит железом) в 1878 г.

В конце XIX в. в храме была устроена библиотека, в связи с чем были подрублены пяты сводов церкви и между притвором и приделом пробиты арки.

Братский корпус стал перестраиваться после первого же наводнения, затопившего его первый этаж. В первом этаже размещались настоятельские кельи. После наводнения 1800 г. настоятельские кельи перевели во флигель напротив собора, а в первом этаже сделали трапезную, кухню и 2 кладовые.

Братские кельи переведены во 2-й этаж. В связи со строительством колокольни в 70-х годах XIX столетия двусветная часть центра братского корпуса была сломана и корпус был подведен под одну кровлю. В связи с приспособлением корпуса под жилье, помещения корпуса в 1945 г. разделили перегородками на мелкие помещения.

Колокольня встроенная между Братским корпусом и Стефановской церковью снаружи практически не потеряла первоначального облика, интерьер колокольни потерял свою первоначальную отделку. В 1887 г. Спасо-Преображенский собор было предложено осмотреть академику архитектуры З.В. Суслову, которой ходатайствовал перед Академией художеств о его реставрации.

С 1887 г. по 1893 г. Суслов провел исследование собора, раскрыл все фрески, с которых в 1893 г. художники Блазнов и Фомин под руководством Суслова сняли кальки и несколько цветных выкрасок.

В том же году Академия художеств прекратила ассигнования на реставрацию и работы были остановлены. В 1897 г. по ходатайству монастырских властей Николай II приказал "возобновить" собор из монастырских средств. Собор отремонтировали, сделали бетонное основание с каналами для отвода полых вод.

В 1899-1903 г.г. группой палехских иконописцев под руководством Н.М. Сафонова фрески были зачищены, промыты и прописаны заново клеевыми красками.

Часть сюжетов была раскрыта в 1927-29 г.г. группой реставраторов под руководством А.И. Анисимова, в настоящее время бригада художников-реставраторов ВСНРПМ под руководством Д.Е. Брягина проводит работы по полному раскрытию древней живописи от записей.

С 1861 г. собор Мирожского монастыря привлекал к себе внимание многих историков древнерусского искусства, таких как М.В. Толстой, И.И. Василев, А.М. Павлинов. С 1886 г. по 1902 г. проводились частичные архитектурные реставрации памятника.

Больше других вложил в дело исследования собора в эти годы академик В.В. Суслов. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. сгорела луковичная глава собора и кровли на четверике, апсидах и притворе.

В 1946 г. покрытия собора и глава были восстановлены в формах 1902 г. Архитектурные исследования собора 1947-1948 г.г. были проведены архитектором-реставратором Алферовой Г.В. Исследования Романова К.К. хранятся в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Основные архитектурные особенности

Ансамбль Мирожского монастыря находится на левобережном мысу, омываемом с востока рекой Великой, с севера и запада - рекой Мирожкой, впадающей в Великую. Окруженный невысокой оградой, он занимает площадь около 1.6 га.

Доминирующее положение в центре ансамбля занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.


Спасо-Преображенский собор. Стефановская церквь, братский корпус и колокольня

С запада от собора расположены бывшие настоятельские кельи, сохранившие древний (ХVII в.) подклет. На северной границе монастыря возвышается веками формировавшийся объем, состоящий из трех разновременных сооружений - Стефановской церкви, братского корпуса и колокольни. В юго-западной части территории расположен плодовый сад.


Бывшие настоятельские кельи. Плодовый сад

Второй вход в монастырь сохранился с южной стороны. Длина ограды монастыря около 400 м. Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию Стефановская церковь - надвратные, Святые ворота, расположенные в первом ее этаже издавна служили главным входом в монастырь.


Вход в монастырь с южной стороны. Святые ворота - главный вход в монастырь

Южнее Спасо-Преображенского собора находятся бывшие кельи монастыря (ныне жилой дом), стоящий на подклете XVII в.

Фото: февраль 1972 год

Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

Основной объем - крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада - небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

Стефановская надвратная церковь, братский корпус и колокольня представляют собой единый объем, состоящий из различных по высоте и архитектурным формам зданий, создающих гармоничное по силуэту сооружение.

Стефановская церковь в настоящий момент делится на 3 этажа, в древности была двухэтажной. Первый этаж - трехчастный в плане - на западе Святые ворота с несимметрично расположенными столбами, с востока два прямоугольных помещения перекрытых цилиндрическими сводами с распалубками. Оконные проемы подклета обращены на юг.

Вход в подклет также с юга. 2-й этаж состоит из основного объема храма и притвора. Апсидная часть четверика снаружи трехчастная, однако дьяконник и жертвенник изнутри выражены слабо развитыми нишами. 2 столба четверика скрыты в поздней перегородке.

Притвор храма также разделен поздними перегородками, перекрыт притвор цилиндрическим сводом с распалубками. Перекрытие основного объема четверика - крестовый свод находится в объеме третьего этажа и завершается световым барабаном.

На барабане глава в форме луковицы. Колокольня четырехъярусная, в 1-м ярусе застроенные ныне ворота. 2-ой ярус представляет собой небольшое помещение, через которое попадали из братского корпуса в Стефановскую церковь, на 4-м ярусе открытом с четырех сторон висели колокола.

Братский корпус двухэтажный, хотя имел первоначально во втором этаже повышенную двусветную часть и симметричную композицию.

Перекрытия братского корпуса и колокольни - плоские. 2 поздних пристройки к югу от всего объема здания - двухэтажные, не представляют интереса.

Декор здания разностилен: московские формы наличников и украшений Стефановской церкви, типичная для XIX в. классическая ордерная схема колокольни с рустоваными пилястрами в первом этаже.

Архитектурный декор братского корпуса очень скромен - это наличники 2-го этажа, карнизы украшенные сухариками, междуэтажная тяга.

Основным материалом стен всего объема является известняковая плита.Колокольня и братский корпус построены с применением кирпича в отделке деталей. Все здания обмазаны и побелены.

Общие сведения

Ансамбль Мирожского монастыря самый древний и уже по одному этому самый бесценный памятник псковской культуры. Спасо-Преображенский собор является единственной хорошо сохранившейся постройкой архиепископа Нифонта на Руси.

Прообразом собора послужили византийские провинциальные крестовые постройки. Кроме того, архитектура его своими корнями - приемами композиции, техникой кладки, тесно связана с каменным строительством Киева и Новгорода, предшествующего периода.

Собор отличается строгостью лаконичностью, характерной для культовых построек XI-ХII в.в. В архитектурных формах собора были заложены элементы дальнейшего развития культовых построек Пскова. Простота объемов, асимметрия в их расположении, живописная лепка стенных плоскостей - вот призмы, которыми будут пользоваться псковские зодчие еще на протяжении четырех столетий.


Схема территории ансамбля на современной карте

Предметы особой охраны

Земельный участок, сформированный по адресу г. Псков, Мирожская наб., д. 2, не соответствует существовавшему ранее монастырскому землевладению. Межевание произведено исходя из сложившейся в конце XX - начале XXI веков градостроительной ситуации.

В связи с этим предлагаемые к установлению на основании архивных, библиографических, иконографических, фотографических и графических источников XVIII-XX в.в. границы территории памятника не совпадают с границами земельного участка, сформированного в 2009 году.

Границы территории объекта культурного наследия «Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря», ХII-XVII в.в., расположенного по адресу: г. Псков, Мирожская наб., д. 2, зафиксированы поворотными точками, имеющими координаты, которые даны в местной системе координат.


Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru