Церковь Вознесения (новое) бывшего
Нововознесенского девичьего монастыря в Пскове

Назад

Церковь Вознесения (новое) бывшего Нововознесенского девичьего монастыря

г. Псков, ул. Некрасова, 20


Историческая справка

Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи).

Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.

Икона Вознесение Господне - икона праздничного чина

Икона «Вознесение Господне» зримо воссоздает новозаветное событие, когда Господь удаляется с земли, чтобы воссесть на Престоле рядом с Отцом Своим до момента Его второго пришествия. Однако и по вознесении Он остается с нами – «Христос посреди нас!» – «И есть и будет!».

Он – наше упование, Он – наша защита, Он – наше спасение. Мы защищены уже самим фактом Его рождества, временем пребывания с нами, подвигом Его распятия за нас и Его воскрешением, если сами пребываем с Ним.

Летописных сведений о времени основания Ново-Вознесенского монастыря и построении церкви нет.

Л.А. Творогов относит основание монастыря и создание храма ко 2-й четверти ХIV в.. на основании данных синодика Нововознесенского монастыря (конца XVII - начала ХVIII в.в.). Ю.П. Спегальский датирует церковь XVI в.

Самые ранние упоминания о Ново-Вознесенсном женском монастыре относятся к 1584-87 гг. в связи с описанием его земельных владений в писцовых и оброчных книгах. Он называется "…Вознесенья Господня с Полонища…", "…Вознесенский новодевич монастырь, что во Пскове на Полонище у Нового креста..", "…что во Пскове на Романихе…"

Нововознесенский монастырь стоял на «Новом Кресте», где пересекались Романиха и Новая улица с улицей, шедшей от рва Среднего города к стене Окольного города.

Каменный храм был построен в этом монастыре в 1467 году, однако дошедший до нас относится уже к XVI веку, причем он неузнаваемо изменен во второй половине XVII века. От здания XVI века остались более или менее нетронутыми лишь звонница с ее основанием и западный притвор.

В основе примыкающей к четверику с севера низкой части здания сохраняются остатки северной галереи и северного придела XVI века. Южный придел, сломанный в 1830 году тоже сохранял до этого части стен придела и галереи XVI века. Первоначальная композиция этого очень небольшого монастырского храмика не отличалась от композиции богатых кончанских храмов, например Богоявления с Запсковья.

К группе, состоявшей из основного объема с двумя симметрично расположенными приделами, притворами и галереями, с левой стороны от западного входа примыкала приставленная к углу галереи звонница. Звонница замечательна прекрасными пропорциями и тонко найденным силуэтом.

Секрет ее красоты заключен в значительной мере в очень удачно найденном утонении кверху ее стен и столпов, придавшем ей особенную стройность и подчеркнувшем ее высоту. Эти качества звонницы говорят о былом художественном совершенстве всего здания. При таком великолепном исполнении столь сложной композиции этот храмик, вероятно, производил впечатление своего рода изысканной архитектурной миниатюры.

Но в XVII веке его коренным образом изменили. Столпы и своды четверика сломали, стены перестроили, новую главу, с нешироким барабаном и с почти шарообразной луковицей, поставили на сомкнутый свод. Восьмискатное покрытие храма заменили четырехскатным, боковые части здания до предела упростили, а к западному притвору пристроили паперть с широкой входной аркой.

В храме до сих пор сохранилась кованая железная дверь входа в притвор. Она, по всей вероятности, относится к XVI веку. Внутри четверика — деревянные стенные шкафики второй половины XVII века. Звонницу и главу завершают кресты того же времени.

По описи монастыря 1763 г. в нем значатся церковь с придельною - каменные, с престолами (в придельной - во Богоматери Одигитрии Смоленской), с левой стороны палатка небольшая каменная, церковь крыта тесом, главы (две) обиты "белым" железом, кресты железные, один из них позлащен".

Колокольня каменная, с четырьмя колоколами (из них два малых) главный и придельный имели притворы. Под церковью были два каменных погреба.

Все монастырские строения были деревянными: это - две кельи настоятельницы монастыря, с двором, шесть монашеских келий, житница, одна и небольшой сад. Вокруг монастыря была деревянная "в стобы забранная" ограда с двумя воротами и караульной избой.

По штатам 1764 г. Ново-Вознесенский монастырь был упразднен, а церковь обращена в приходскую.

К концу XVIII в. церковь сильно обветшала, особенно ее придел, в котором с 1817 г. службы не велось.

В конце XVII в. церковь была сильно перестроена: ее разобрали до половины, выломали 4 столба, сделали новый свод, главу, новые окна (больше старых) с железными решетками, а также переделано было частично и внутреннее убранство церкви.

Вид с юго-восточной стороны. Фото Скобельцына Б.С., 1958 г.

В 1710 г. на церкви горела глава с крестом и была починена.

В 1820 г. был разобран обветшавший придел во имя Богоматери Одигитрии Смоленской.

С 1887 по 1890 г.г. производился ремонт церкви; была устроена новая глава и вместо деревянной кровли сделана железная, оштукатурен и выбелены наружные стены, устроено новое деревянное крыльцо - закрытое с дверьми.


Основные архитектурные особенности

Церковь представляет из себя сложную композицию, состоящую из четверика, притвора с западной стороны и крыльца, переделанного в XIXв. в закрытое помещение.

С северной стороны четверика имеется палатка с притвором, к которому с запада примыкает 3-столпная 2-пролетная звонница, возведенная на кладовых и погребах.

План церкви

Четверик двухапсидный, одноглавый безстолпный кубической формы, перекрытый сомкнутым сводом.

Над оконными проемами - распалубки. Стены стянуты связями. Притвор почти квадратный в плане, перекрыт коробовым сводом с распалубками над оконными проемами.

Палатка с левой стороны четверика, видимо, в древности, это была придельная церковка, прямоугольной формы в плане, вытянутая по оси восток-запад, перекрыта сомкнутым сводом, переходящим в коробовый свод в западной части. К палатке примыкает притвор, перекрытый сомкнутым сводом, переходящим в коробовый в южной части.

Северный фасад. Фото Скобельцына Б.С., 1958 г.

В северо-западной части храма устроена трех столпная, двух пролетная звонница. Первый этаж ее, сообщающийся с храмом, представляет собой почти квадратное в плане помещение перекрытое коробовым сводом, с распалубком над дверным проемом.

На второй этаж звонницы ведет лестница в южной стене, которая в настоящее время заложена на западной и северной стене, на уровне 2-го этажа, щелевидные оконные проемы.

В подклет звонницы ведет лестница с западной стороны. Это небольшое помещение, перекрытое коробовым сводом.

В южной стене его окно со ступенчатым подоконником, на восточной стене распалубка.

Церковь из-за поздних переделок не сохранила древнего декора. Но фасады ее членятся традиционно лопатками на три части, на декоративном не световом барабане три ряда геометрического узора: над двумя рядами "бегунца" ряд поребрика. Над щелевыми окнами бровки. Основные размеры: 24 х 14 м.


Общие сведения

Церковь Вознесенье Новое несмотря на значительные переделки не утратила своей художественной ценности: в первоначальном виде сохранилась звонница, она опубликована во многих изданиях и приобрела большое значение, как одна из наиболее характерных и красивых древних псковских звонниц.

Четверик, хотя и переделывался при реконструкциях, в основных пропорциях, в членениях фасадов и других деталях сохранил образ древних псковских храмов.

Фото 1972 года. Фото 2003 года

Фото 2006 года


Интерьеры церкви

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru