Церковь Николы Чудотворца от Нового торга
| |||
---|---|---|---|
Церковь Николы Чудотворца от Нового торга (Николы Явленного)г. Псков, ул. Некрасова, д. 35
Историческая справка Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.
Образ Святителя Николая Чудотворца Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день). Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.Об истории создания и дальнейшей судьбе церкви Николы Чудотворца от Нового торга к настоящему времени сведений собрано мало. История сооружения Никольской церкви в ХVII в. связывается с преданием о пожаре церкви св. Параскевы и чуде от образа св. Николая, перенесенного во вновь построенную Никольскую церковь, происшедшим 29, 30 и 31 февраля 7184 (1676 г.) (надпись на иконе св. Николая опубликована в кн. Е. Болховитинова). Эта дата по другим источникам указывается и на 1680 г. То, что церковь была уже сооружена в 1681 г. подтверждает и надпись на напрестольном кресте "...лета 7189 (1681 г.) построил... Иоанн Васильевич Батурлин в церковь Николы Чудотворца Новоявленного, что во Пскове у Торгу..." (надпись на этом кресте приводится в кн. Е. Болховитинова). Церковь называлась в документах к. ХVIII в.".. Николай чудотворцем Новоявленным у торгу". С 1786 по 1842 г.г. церковь была приписана к Покровской от Торга. В 1843 г. была освящена, как единоверческая, и с этого времени не имела поддержки и ветшала. В конце XIX в. ее обновили. В клировой ведомости церкви за 1868 г. она называется во имя св. Троицы с приделом чудотворца Николая Явленного, однако ее первоначальное название настолько утвердилось, что в последующие годы она чаще называется Николаевской. В клировых ведомостях церкви XIX в. неоднократно упоминается о ремонтах церкви. В 1845 г. снова была отремонтирована. Более подробно описывается ремонт церкви с 1890 по 1900 гг., когда были сделаны новые полы, печи, переделаны главы, исправлены и побелены и окрашены стены со сводами, сделана новая железная крыша, устроены новые железные печи. Окулич-Казарин Н.Ф. в 1915 г. писал о том, что раньше на центральной главе заделали окна барабана, переделали алтарную часть четверика и приделы церкви поздние. Обнаруженные же при ремонте церкви в 1915 г. плитяные фундаменты двух столбов говорят о том, что первоначально храм имел своды, опирающиеся на столбы. Спегальский Ю.П. (1965 г.) предполагал возможность восьмискатного покрытия церкви, отмечал надстройку третьего яруса звонницы в начале XIX в. и растеску окон церкви. Об истории ее перестроек можно судить по виду самого здания. Первоначальное покрытие изменено, скорее всего оно было восьмискатным. К входу в притвор с запада пристроена в конце XVIII — начале XIX века паперть. Над старой двухпролетной звонницей, тоже, по всей вероятности, в конце XVIII или же в первой половине XIX века, надстроен верхний ярус, состоящий из одного пролета. О его позднем происхождении говорит неточное воспроизведение форм старинных псковских звонниц и неприятная, заглаженная теркой поверхность штукатурки этого яруса звонницы, резко отличающаяся от поверхностей старой ее части Бросаются в глаза сильно расширенные в позднейшие времена проемы окон храма. .Главы его еще во второй половине XIX века сохраняли кровлю из зеленой поливнои черепицы, хорошо вязавшейся с зелеными же валиками и поясом поливных керамических кокошников, украшающих верх барабана средней главы. В старину храм был богато украшен внутри. Его железные входные двери, хранившиеся до Великой Отечественной войны в Псковском музее, были покрыты медными пластинами с выгравированными на них картинами, изображающими историю трех христиан-мучеников: Анания, Азария и Мисаила. Крупный масштаб и грубоватость форм в интерьерах — черта, свойственная некоторым псковским церковным постройкам последней трети XVII века. Наружному облику храма строители уделили большое внимание, рассчитывая на восприятие этого высокого здания и с близкого, и с далекого расстояния. Энергично скомпонованные, лаконичные, массивные объемы храма очень эффектно дополнялись главами с их блестящими луковицами и звонницей и были украшены яркими пятнами фресковых росписей, помещавшихся в больших нишах на стенах четверика и притвора.
Основные архитектурные особенности Церковь представляет сложную композицию из четверика, южной придельной церковки, пристройки с северной стороны (на западной стена которой сооружена 2-ярусная звонница) и двух притворов - главного храма и придельной церкви.
Церковь Николы Явленного. 1676 г. Вид с юго-востока. Фото 1965 г. г. Псков, ул. Некрасова, д. 35 Четверик кубической формы с четырехскатной кровлей, пятиглавый (барабаны несветовые). Боковые главы поставлены по центрам ("на серединах") стен четверика. Храм бесстолпный, перекрыт коробовым и сомкнутым сводами.Три апсиды примыкают к его восточной стене единым прямоугольным в плане помещением с двухскатной кровлей. Внутри же они разделены стенками с арочньми проемами и перекрыты коробовыми сводами. Над оконными проемами западной и южных стен четверика распалубки.
Церковь Николы Явленного. 1676 г. Обмер 1965 г. г. Псков, ул. Некрасова, д. 35 С запада к четверику примыкает притвор, перекрытый в центральной части коробовым сводом, опирающимся на два перпендикулярных к последнему коробовых свода.Южный придел перекрыт коробовым сводом, (видимо, переделывался неоднократно), а примыкающий к нему притвор, перекрытый коробовым сомкнутым сводами, дошел до нас в более подлинном виде. К северным фасадам четверика и притвора примыкает, видимо, хозяйственное помещение, перекрытое коробовым сводом с распалубками над дверными проемами. На западной стене его сооружена двухъярусная звонница с трехстолпным первым ярусом и двухстолпным вторым. Стены церкви без орнаментировки, лишь в верхней части сделаны углубления для фресок. Центральный барабан декорирован керамическим поясом и ад ним - валиковыми рядами. Церковь выложена из местной известняковой плиты, обмазана и побелена. Основные габариты: длина - 29 м., ширина - 26 м.
Общие сведения Из дошедших до наших дней памятников архитектуры ХVII в. церковь Николы Явленного представляет, несомненно, наибольший интерес. Несмотря на то, что времена расцвета псковской школы зодчества ушли к тому времени в далекое прошлое, в ней нашли отражение черты именно той поры, увязанные с веяниями нового времени. Вместе с церковью "Покрова от Торга", Солодежней и домом Печенко они определяли планировочную структуру северо-восточной части Окольного города. Фото: февраль 1972 год. Фото: 2003 год
Назад    Вверх страницы
|
|||
|