Церковь Богоявления с Запсковья

Назад

Церковь Богоявления с Запсковья

г. Псков, ул. Герцена, д. 7

Историческая справка

Один из важнейших христианских праздников во всём православном мире отмечали - Крещение Господне. Второе название этого замечательного праздника - Богоявление. Это один из самых древних христианских праздников - его отмечали ещё при жизни апостолов Иисуса Христа.

Вначале этот праздник носил название "Эпифания" (Явление), или же, немного позднее "Теофания" (Явление Бога). На Руси этот праздник часто называли "Светы", потому что в этот день при крещении Сына Божьего Иисуса Христа Бог явил миру Свет Неприступный.

Крестил Иисуса Иоанн Предтеча, праведный проповедник, которого к миссии крестить людей и готовить их к ожиданию прихода Мессии призвал из пустыни Бог. По факту крещения Христа Иоанном Предтечей, пустынного проповедника именуют также и Крестителем.

Икона Крещение Господне (Богоявление)

Икона "Крещение Господне" практически дословно описывает события, при которых был крещён Спаситель. Все четыре евангелиста, описывая само событие крещения Сына Божьего, практически дословно одинаково рассказывают о произошедшем чуде.

На иконе "Крещение Господне" изображена река Иордан близ мелководного брода Вифавары, где, по преданию и крестил Сына Божьего Иоанн Предтеча. Вифавара известна ещё и тем, что неподалёку от неё находится гора, с которой вознёсся на небо на огненной колеснице пророк Илия.

Обязательными участниками иконы "Крещение Господне" являются Бог - Отец и Святой Дух. Ведь неслучайно второе название этого великого праздника - Богоявление, т.е. момент, когда Бог одновременно явил человечеству свои три ипостаси: Бога - Отца, Бога - Сына и Святого Духа.

Бог-Отец свидетельствовал о себе Гласом с Небес, Бог-Сын - Иисус Христос, принимающий крещение от Иоанна Предтечи, и Святой Дух в традиционном обличии белого голубя.

Само принятие крещения Сыном Божьим глубоко символично - таким способом Он становится одним из нас, принимая на себя грехи человечества и показывая всем людям возможность обретения Царствия Небесного.

Недаром Иоанн Предтеча сомневался в том, что именно он должен покрестить Христа: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Однако Иисус ответил ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Так в смирении всемогущий Господь указывал людям путь к спасению своей души.

В православной традиции, в навечерие Крещения, было принято освящать воду, в том числе и в специально вырубленных крестообразных прорубях, так называемых "иорданях", названных в честь священных вод великой реки.

Вся освященная вода считается целебной, поэтому и встарь и сейчас широко распространён обычай купаться в прорубях на праздник Крещения. Окунаясь в воду в Крещение, человек смывает с себя грехи, становится чище и телом и душой, недаром в этот светлый праздник духовенство носит белые одежды.


В 1458 г. был большой пожар в Пскове: - "...погоре все Запсковье от церкви Святого Богоявления и до монастыря святого Воскресения..." Сгоревшая в 1458 году церковь Богоявления была, очевидно, деревянной.

Ее впервые построили еще до возведения деревянной стены 1465 года, защищавшей Полонище и Запсковье. Вскоре после пожара храм, конечно, возобновили. Уже тогда он был центром большого района Запсковья – Богоявленского конца.

В 1482 году его жители взамен деревянной заложили свою треть каменной крепостной стены от реки Псковы. А завершили ее осенью 1484 года.

Под 1495 г. в летописях говорится о новом строительстве церкви:...В лето 7004 совершиша церковь каменну Богоявление на Запсковье..." Эта дата и считается датой сооружения существующей ныне Богоявленской церкви.

Она была одной из крупнейших кончанских церквей древнего Пскова. Постепенно расширяясь, она становилась одной из крупнейших в городе. Только к концу XVI в. церковь несколько обеднела и два ее придела в это время, как отмечают документы, "стояли без пения".

В течение XVI-XVII вв и первой половины XVIII в. она неоднократно упоминается в разных источниках. Иногда называется "Богоявление господне с Запсковья у нового моста".

В летописи сообщалось, что весной 1538 года На Запсковье соседи святого Богоявления задумали совершить новый предел во имя Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста).

Его освятили уже 12 мая. Как и главный четверик, этот левый северный придел, был холодным, не отапливался. По мнению исследователей, в те годы к южной, обращенной к реке стене церкви пристроили правый, теплый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Этот святой крестил Иисуса Христа в реке Иордань, так что устройство такого престола при церкви Богоявления вполне логично. Первое известное нам описание церкви относится к 1763 г., когда по указу святейшего синода производилась опись церквей и их вотчин.

В это время церковь Богоявления имела два придела во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, другой Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна златоуста. Для хранения церковного имущества под все площадь пределов устроены глубокие подклеты (подвалы).

Вместе с приделами в XVI веке строилась каменная галерея охватывающая снаружи основное помещение храма с северо-запада до юго-запада и опирающаяся на его стены. Здесь к северо-западной стене галереи пристроили величественную звонницу, ставшую украшением храма.

При этом пришлось заложить два окна галереи. Кровли были сделаны из теса и "драни". При церкви находился казенный двор, обнесенный деервянным забором с двумя въездными воротами.

В нем находились хозяйственные помещения и сторожевая изба. Рядом был фруктовый сад, обнесенный стоячим тыном. По штатам 1764 г. Богоявленская церковь положена с окладным жалованьем.

1823 г. Церковь Богоявления:..."В придельной к Богоявленской во имя усекновения главы Иоанна Крестителя церкви своды очень расселись и ...угрожают падением, полагать надобно от тяжести шеи и главы находящейся на ней, которые очень велики и сделаны из плиты..."

Эти сведения, взятые из клировых ведомостей, говорят о том, что южный придел (Предтечеснкая церковь) к середине XIX в., был заменен новым, остатки стен последнего сохранились и по наши дни.

Другая клировая ведомость отмечает, что в 1900 г. "зданием церковь тверда, по всем своим частям за исключением колокольни, которая по местам в верхних своих частях дала глубокие трещины..."

Передняя стена звонницы первоначально была стройной, отвесной до самой земли. Видимо в эти годы был сооружен контрофорс на всю ширину западного фасада звонницы, примерно до половины ее высоты.

Столбы звонницы стоят на большом двухъярусном помещении с каменной лестницей на второй этаж. В первые века звонили по старинке прямо с земли. Однако после сооружения широкой подпоры (контрофорса) так звонить стало невозможно.

Пришлось по покатой кровли сзади столбов звонницы устроить деревянный плоский помост, а с северной стороны колокольни поставить крутую лестницу к этому помосту. До наших дней не сохранилась видимая на открытках правее звонницы церковная паперть с иконой в нише над входом.

Из паперти верующие шли в притвор, а далее – в главный храм. Боковые приделы имели самостоятельные входы. Правее паперти находилась каменная сторожка.

С противоположной, восточной стороны храм имел не одну и даже не три, как у многих церквей, а пять алтарных апсид (полукружных выступов), и в том числе две (по одной с каждого края) для северного и южного приделов.

Звонница Богоявленского храма напоминает отдельно стоящую колокольню Успенской Пароменской церкви. Впрочем Богоявленская немного уже и имеет не шесть, а пять столбов с четырьмя пролетами для навески колоколов.

По Клировой ведомости (отчету) храма за 1900 год, на ней висели семь колоколов. Среди них древних колоколов с интересными для истории надписями там, очевидно, не было, поскольку в трудах дореволюционных исследователей (в частности графа М.В. Толстого, Н.Ф. Окулича-Казарина), содержащих описание наиболее примечательных колоколов, Богоявленские не упоминались.

К сожалению, более полувека на этой звоннице вообще нет ни каких колоколов. Ю.П. Спегальский относит к концу XVII в. расширение некоторых оконных проемов (апсид, северной паперти, а также реконтсрукцию восьмискатной кровли.

Эти переделки могли быть осуществлены в более ранние или позднее время, ибо никаких документальных подтверждений пока не найдено; четырехскатные кровли на церквях Пскова, судя по иконографическому материалу, существовали уже в XVI в.

Церковь Богоявления с Запсковья. 1496 г. Фото 1966 г. г. Псков, ул. Герцена, д.7.

На дореволюционных снимках глава храма имела не привычный для псковичей вид перевернутого шлема, полученный в XIX веке. Сейчас рестовраторы поставили на древний барабан церкви луковичную главу, более свойственную псковским традициям.

Советская власть закрыла Богоявленскую церковь хотя и позднее многих православных храмов, но еще до войны - 26 июня 1939 года. После этого помещения церкви Богоявления использовались под склады.

До конца 1980 годов, перед началом современных реставрационных работ, в ней хранились запасы товаров одного из псковских магазинов.

Во время Великой Отечественной войны церковь Боогоявления с Запсоквья была значительно повреждена. Материалы комиссии по итогам расследования злодеяний, совершенных немецко-фашистсскими захватчиками, отмечали: "Разрушены западные пристройки с лестницей (сооружения XVIII-XIX вв.), уничтожена крыша и все деревянные части здания".

В приделах храма и под звонницей устреоны конюшня, погиб резной иконостас с иконами. Южные притвор и придельная церковь, перестроенные в первой четверти XIX в. с плоскими деревянными перекрытиями, пострадали более всего.

Церковь Богоявления с Запсковья. 1496 г. В процессе реставрации. Фото А. Смирнова. 2001 г. г. Псков, ул. Герцена, д. 7.

Реставрационные работы ведутся с 1990-х годов под руководством главного архитектора проекта Александра Константиновича Богодухова. В конечном итоге южный фасад храма получит вид, начерченный архитектором.

В настоящее время церковь отреставрирована и в ней проводятся богослужения. 6 ноября 2007 г. в храме состоялась первая служба. 13 октября 2008 г. прошёл торжественный обряд освящения и поднятие на четырёхролётную звонницу семи колоколов,

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).

Основные архитектурные особенности

Церковь Богоявления с Запсковья стоит на правом берегу реки Псковы. Это четырехстолпный крестовокупольный трехапсидный храм с основными конструкциями - повышенными подпружными арками.

С севера к основному кубическому объему четверика примыкает придельная бесстолпная церковь, перекрытая двумя коробовыми сводами со взаимоперпендикулярными ступенчатыми арками между ними.

С севера, запада и юга к четверику примыкают галереи с притворами, перекрытыми коробовыми сводами с распалубками (древняя южная придельная церковь с притвором, симметричным северному, была разобрана при сооружении новой южной придельной церкви в XIX в.).

К северо-западному углу притвора примыкает прямоугольная в плане пятистолпная звонница. Декор фасадов четверика и придельной церкви предельно скромен (традиционен для псковских церквей XV-XVI вв.) Фасады делятся лопатками на 3 части, соединенными вверху двух и трехлопастными ползучими арочками.

Фото 1972 год. Разобрана южная предельная цкрковь

Барабан четверика имеет аркатурный карниз и под ним геометрический орнамент, состоящий из прямоугольных впадинок поребрика и треугольного бегунца. Над оконными щелевыми проемами барабана - фронтончатые сандрики.

Апсиды четверика и северной придельной церкви имеют аналогичный геометрический орнамент и валиковые разводы. Основной строительный материал четверика, придельной церкви, притвора и галерей - известняковая плита. Церковь обмазана и побелена.

Церковь Богоявления с Запсковья. 1496 г. План. г. Псков, ул. Герцена, д. 7.

Основные габариты четверика: ширина - 15 м., длина - 20 м., высота с главой и барабаном - 21 м. Ширина четверика с приделом и галереями - 30 м., длина с галереей, придельной церковью и звонницей - 40 м. Высота звонницы - 20 м.

Общие сведения

Церковь Богоявления с Запсковья - выдающийся памятник архитектуры средневекового Пскова (XV-XVI вв).

До наших дней он сохранил почти полностью и без значительных искажений свои первоначальные формы и целый комплекс сооружений, построенных, хоть и в различные строительные периоды, но близкие друг к другу и относящиеся к периоду расцвета псковской школы зодчества.

Его художественное значение усиливает удачно выбранное место, благодаря которому этот монумент организует пространство долины р. Псковы, увязывает Запсковье с центром города.


Церковь Богоявления с Запсковья


Фото: 1972 год


Фото: 2008 год. Фото: 2011 год


Фото:2012 год


Иконостас. Фото: сентябрь 2013 год. Внутренние интерьеры церкви


Фото для сравнения

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru