Монастырь Рождества Христова на Поле

Назад

Монастырь Рождества Христова на Поле

г. Псков, ул. Калинина, за Свинорской башней

Рождество Христово (в Русской православной церкви Еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; у старообрядцев Рожество Христово) — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа от Девы Марии.

В православии входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю.

«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва

Константинопольская, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по ново-юлианскому календарю. Католическая церковь — 25 декабря по григорианскому календарю. Древние восточные церкви — 6 января.

История появления праздника

В христианской церкви с конца II века вплоть до IV века события Рождества вспоминались в день Богоявления — 6 января. Около 200 года о такой практике упоминает Климент Александрийский. Первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества и праздновании его 25 декабря относятся к середине IV века.

По одной из версий, это было обусловлено стремлением христианской церкви вытеснить широко распространённый в Римской империи культ Непобедимого Солнца, чьё рождение отмечали 25 декабря.

Даты празднования в различных церквях

Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей празднуют 25 декабря по современному григорианскому календарю. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви и Афон, а также восточнокатолические церкви празднуют 25 декабря по юлианскому календарю (т. н. «старому стилю»), что соответствует 7 января современного григорианского календаря.

Константинопольская (кроме Афона), Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви празднуют 25 декабря по новоюлианскому календарю, который до 1 марта 2800 года будет совпадать с григорианским календарем, то есть одновременно с другими христианскими конфессиями, отмечающими Рождество по «новому стилю».

«Рождество Христово»

Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии Псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере (см. Пещера Рождества), которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды.

Когда Мария почувствовала наступление родов, Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии.

По утверждению Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение».

Он пишет, что рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы, и её образ вошёл в иконографию Рождества Христова и в народные обычаи, связанные с родами.


Местоположение монастыря в общих чертах определяется известиями о пожаре в июле 1406 г., содержащими первое упоминание о нем. П1Л сообщает, что «Полонищо погоре за согрешение наше; а загорелось от кузницы в Кузнецкой оулице, а горело день да нощь по Трупеховоу улицу да по монастырь по Рождество Христово, а церквей погоре 11».

П2Л отмечает, что пожар начался на Кузнецкой улице и захватил территорию до Лужских ворот «до Рожества святого на поли». П3Л сообщает об источнике пожара (кузнице на Кузнецкой улице) и несколько подробнее – о топографии пожара: «погоре все Полонище и до Рожества святого до монастыря, и церкви погоре 12; а горело от Великна реки по Лоужкин костер и оттоле ко Пскове реке; бог облюде и святаа троица: в том месте переметаще хоромы и до Поля».

На основании этих известий можно сказать, что в 1466 г. монастырь находился на краю Полонища, на поле т.е. вне посада. Указание «на Поле» как будто бы говорит о его положении вне стены 1465 г. Некоторые данные для локализации монастыря сообщают позднейшие источники.

Платежная книга 1585-1587 гг. и писцовая книга 1680 г. указывают, что монастырь находился на Полонище. В платежной же книге несколько раз отмечены Рождество Христово от «Свиных ворот», «Свиные улицы», «что на Великой реке за Свиными воротами на Новой ниве».

В писцовой книге Ивана Емельянова (20-е годы XVII в.) о монастыре говорится, что он стоит «на Великой реке за Свиными вороты», «за Великими вороты». На Свиной улице помещает Рождество Христова писцовая книга 1693 – 1694 гг.

Полонищенский (Полониский) конец по платежной книге 1585–1587 гг. не ограничивался стеной Окольного города, а выходил за ее пределы, так что указание на расположение монастыря на Полонище еще не определяет его отношение к крепостной стене.

Свиная улица, подходившая, видимо, к Свиным воротам, находилась на Полонише. Вполне вероятно, что она, как и другие улицы, давшие наименование воротам, имели продолжение за стеной.

Местоположение Свиных (Свинорских, Свинусских) башни и ворот известно по планам и описаниям XVII в. Они находились в стене Окольного города между Покровской башней и Великими воротами.

Очевидно, что монастырь Рождества Христова находился вблизи стены Окольного города, с Внешней стороны ее, у Свинусских ворот и р. Великой. На известных планах Пскова найти этот монастырь не удается.

Возможно, его постройки были использованы для сооружения в 1701 г. имеющихся здесь земляных укреплений. Авторы, писавшие о монастырях Пскова, местоположение монастыря не определяют.


Предполагаемое месторасположение монастыря Рождества Христова


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru