Дом Софьи Перовской (Дом купца Курбатова)


Назад


Дом Софьи Перовской (Дом купца Курбатова)
Дом, в котором 1856-1864гг жила революционерка Перовская Софья Львовна

г. Псков, ул. Советская, 42


Историческая справка

Заказчик и история строительства дома по адресу Советская, 42 до сих пор остаются загадкой. Известно лишь, что дом построили в первой половине XIX века по "образцовому" (предназначенному для многократного использования) проекту. Возможно, был использован фасад серии 1809 года. Здание впервые появилось на плане Пскова в 1857 году.

На фото: дом Софьи Перовской

Этот старый, сравнительно большой деревянный дом, выступающий фасадом вперёд чуть дальше других, псковичи называют "домом Софьи Перовской". Отец Софьи петербуржец Лев Николаевич Перовский, получив в 1856 году новое назначение - вице-губернатором в Псков, поселился с семьёй в одном из лучших по тому времени деревянных домов, владельцем которого был купец Курбатов. Софье тогда исполнилось три года.

Лев Перовский происходил из семьи, занимавшей в обществе почётное место. Дед его граф Алексей Кириллович Разумовский приходился родным племянником морганатическому (неравному по положению) мужу императрицы Елизаветы - графу Алексею Григорьевичу Разумовскому. То, что отец Льва Николаевича, Николай Иванович, был внебрачным сыном, не имело особого значения: Алексею Кирилловичу удалось и его, и других своих детей приписать к дворянству. Им дали фамилию по имению Перово, в котором происходило венчание императрицы.

Когда Соня вспоминала своё раннее детство, ей представлялся не родной Петербург с его многоэтажными каменными домами, булыжными мостовыми, гранитными набережными, а деревянный Псков и его дощатые мостки на поросших травой улицах, покрытый тёсом дом с мезонином и примыкавший к дому фруктовый сад, главное - сад.

На фото: дом семьи Перовских (слева)

Вместе со старшей сестрой Марией она часами гуляла среди деревьев по берегу пруда, в котором разводили карасей. В этом саду, большом и запущенном, дети проводили целые дни. Зимой спускались на санках с ледяной горки и скользили на коньках по замерзшему пруду, летом лазили по деревьям, качались на качелях и, вооруженные деревянными мечами, воевали с крапивой за полуразвалившейся банькой. "Золотой порой детства" назвал годы пребывания в Пскове брат Софьи Василий Львович в своих "Воспоминаниях о сестре".

Как-то раз, когда Маша, Вася и Соня втроем играли у дощатого забора, отделявшего сад псковского вице-губернатора Перовского от сада псковского губернатора Муравьёва, их внимание привлек детский голос и стук копыт. Вася попробовал заглянуть в щель между досками, а когда убедился, что через неё ничего разглядеть нельзя, взобрался на забор.

По выложенной камнями и посыпанной песком дорожке в крошечной коляске ехал нарядный мальчик и сам правил запряженным в неё мулом. Вася не мог оторвать глаз от мула, а мальчик, не отрывая глаз, смотрел на Васю.

Знакомство состоялось в полминуты, а ещё через полминуты Маша и Соня очутились по ту сторону забора. Вслед за первым посещением последовало второе. После того как губернатор Муравьев побывал у Варвары Степановны (жены Льва Николаевича) с визитом, дети стали навещать своего нового товарища Колю уже с разрешения родителей. В губернаторском саду тоже был большой пруд, а на пруду — паром. Вот на этом-то пароме и происходили теперь самые интересные игры. Дети без устали перебирались с одного конца пруда на другой, представляя себе при этом, что плывут на самом настоящем корабле.

Воспоминания о проведённых в Пскове годах у Сони остались хорошие, но смутные. Бесчисленные переправы на пароме слились в её памяти в одно нескончаемое путешествие.

Товарищ Сониных детских игр Коля Муравьев стал тем самым прокурором Николаем Муравьёвым. Много лет спустя на суде он настойчиво требовал для неё смертной казни.

Годы шли размеренно и спокойно. Дети понемногу подрастали. Старшие — Коля и Маша уже начали учиться, а Вася и Соня по-прежнему большую часть дня проводили в играх. Варвара Степановна в Пскове была избавлена от ненавистных ей светских обязанностей и отдавала детям всё своё время: читала вслух, учила их говорить по-французски. Лев Николаевич возвращался из присутствия поздно, но зато дома бывал весел, играл со старшими детьми в городки. За обедом он забавлял всех, рассказывая маленькой Соне смехотворную ерунду и задавая при этом самые глубокомысленные вопросы. Сонины ответы бывали настолько неожиданными, что все, в том числе и сам Лев Николаевич, покатывались со смеху. Одна только Соня оставалась серьёзной и с недоумением смотрела на окружающих.

Жизнь установилась. Казалось, что надолго. Но случилось событие, которое ворвалось в неё и резко всё изменило. Умер Сонин дед Николай Иванович Перовский. Лев Николаевич сразу же поехал в Крым для оформления наследства и составления раздельного акта с братом Петром Николаевичем. На обратном пути он остановился в Петербурге и через своих влиятельных родственников выхлопотал себе перевод в Симферополь.

Лев Николаевич имел основания стремиться к переезду. Дело в том, что Николай Иванович был раньше таврическим губернатором и в Крыму фамилия Перовских пользовалась большим уважением. Льву Николаевичу казалось, что там он сможет сделать карьеру скорее, чем в любом другом месте. Что касается Варвары Степановны, то она с радостью осталась бы в Пскове. Ей жалко было расставаться с тамошней приятельницей, не хотелось бросать удобный, обжитой дом. Началась предотъездная суета: бесконечная укладка, продажа за бесценок тех самых вещей, покупке которых радовались ещё совсем недавно.

В Пскове Соня Перовская прожила два года - с 1857 по 1859-й.

На фото:Софья Перовская

В родовом имении в Крыму Перовские оставались до 1861 года. Первоначальное образование Софья получила на дому. Затем Лев Перовский вновь возвратился с семьёй в столицу. Дважды после этого, в 1863 и 1864 годах, вся семья Перовских проводила лето в Пскове и в одном из имений Порховского уезда.

По окончании гимназии Софья Перовская поступила па женские Аларчинские курсы в Петербурге. Непосредственный контакт с передовой молодежью, активно изучающей философию и политическую экономию, участие в горячих диспутах по вопросам теории революционной борьбы предопределили жизненный выбор молодой девушки. Софья Перовская стала убеждённой революционеркой, приняла программу народничества и стала участвовать в "хождении в народ". В 1874 году за антиправительственную, революционную пропаганду среди петербургских рабочих Перовская была арестована и заключена в Петропавловскую крепость. Тюрьма, как полагали царские чиновники, должна была "образумить" дочь потомственного дворянина, однако взгляды Софьи не изменились. Получив свободу, она вновь включилась в революционную работу, что привело к повторному аресту в 1878 году и высылке, по приговору суда, в Олонецкую губернию. По дороге в ссылку Перовская бежала, возвратилась в Петербург и, перейдя на нелегальное положение, активно включилась в деятельность народнической организации "Земля и воля".

Дом Курбатова. 1 пол. XIX в. Главный фасад дома. Фото 1974 г. г. Псков, ул. Советская, д. 42

В 1879 году "Земля и воля" распалась на две самостоятельные организации — "Народная воля" и "Чёрный передел". Софью избрали в состав Исполнительного комитета "Народной воли". После покушения на Александра II в марте 1881 года бунтарку арестовали и по решению особого присутствия Сената казнили.

Псковский "дом Перовской" сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны, но был восстановлен в первоначальном виде. Правда, старинная ограда была утрачена безвозвратно, не сохранился и сад, двор, дворовые постройки. Сейчас в старинном деревянном доме живут простые, далёкие от дворянства и революционных идей псковичи, а со стороны чёрного входа можно обнаружить небольшой цветочный магазинчик.

Основные архитектурные особенности

Расположен в ряду двухэтажной застройки ул. Советской (бывшей Великолуцкой) главным фасадом по "красной" линии. Деревянный одноэтажный с мезонином на каменном полуподвальном этаже. В плане близок к квадрату. Объемная композиция трехчастная, симметрично-осевая, с пристройками по южному и восточному фасадам.

Дом Курбатова. 1 пол. XIX в. Генплан. г. Псков, ул. Советская, д. 42

Крыша над мезонином двухскатная с фронтоном над боковыми крыльями - вальмовая с чердачными окнами. Композиция главного фасада на семь окон симметрично-осевая. В центре - неглубокий ризалит, переходящий в мезонин на три окна. Обработан четырьмя стилизованными каннелированными пилястрами гигантского ордера с базами и капителями и увенчан треугольным фронтоном с небольшим полуциркульным окном.

Стены, обшитые тесом, завершены гладким фризом и профилированным карнизом большого выноса с резными накладками - мутулами.

На фото: дворовый фасад

Окна имеют профилированный наличник. Три окна первого этажа в ризалите, украшены прямыми сандриками на изящных кронштейнах с резным растительным орнаментом. Окна полуподвала невысокие с лучковыми перемычками и замковыми камнями. На них частично сохранились волнисто-ромбические решетки. Главный вход с одномаршевой лестницей расположен в пристройке с южной стороны. Над проемом входа устроено полуциркульное окно.

Фасадная стена пристройки имеет завершение в виде прямоугольного аттика, скрывающего скат крыши пристройки.


Дом Курбатова. 1 пол. XIX в. г. Псков, ул. Советская, д. 42 План подвала. План 1-го этажа. План мансарды

Черный ход расположен в пристройке восточного фасада.

Стены остальных фасадов решены так же, как и стены боковых крыльев главного фасада. Планировка подвала трехчастная. Стены средней части соответствуют ризалиту и несут мезонин. Она имеет три поперечные стены, образующие четыре разные по площади помещения.

Планировка первого этажа значительно изменена приспособлением под поликлинику. Планировка мезонина также не сохранилась.

Стены полуподвала сложены из известняковой плиты, перекрытие деревянное плоское балочное. Центральная опорная балка перекрытия полуподвала имеет диаметр около 1 м. Полы в полуподвале вымощены кирпичом. Стены этажа и мезонина - из дерева, обшиты тесом. Первоначальная кровля не сохранилась.


Фото: 2013 год

Общие сведения

Единственный в Пскове сохранившийся памятник классицизма, построенный в дереве на основе образцового проекта начала XIX в., играющий важную роль в исторической панораме застройки городского центра.

Связан с детскими годами жизни Софьи Перовской.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru