Церковь Вознесения (старое)
Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря

Назад

Церковь Вознесения (старое)

ул. Советская, 64-а

Историческая справка

Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой день после Воскресения Христова (Пасхи).

Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.

Икона Вознесение Господне - икона праздничного чина

Икона «Вознесение Господне» зримо воссоздает новозаветное событие, когда Господь удаляется с земли, чтобы воссесть на Престоле рядом с Отцом Своим до момента Его второго пришествия. Однако и по вознесении Он остается с нами – «Христос посреди нас!» – «И есть и будет!».

Он – наше упование, Он – наша защита, Он – наше спасение. Мы защищены уже самим фактом Его рождества, временем пребывания с нами, подвигом Его распятия за нас и Его воскрешением, если сами пребываем с Ним.

Первое упоминание о церкви дают Псковские летописи под 1420 годом. "Того же лета бысть Знаменье велие в Чирсках от иконы... и весь Псков выдоша с кресныи и оусретоша икону матере господня за старым Вознесением, иде же и ныне крест в тыноу".

Далее под 1433 годом в той же летописи упоминается о пожаре близ старого Вознесения. ... месяца иоуня в 14 от грому и от молния много людеи и иконеи поби, и за рекою, противу Снетной горе двор сожже, а другии двор противоу Старого Вознесения сожже..."

Под 1460,1468,1472,1486 гг. летопись повествует о встречах и проводах именитых гостей Пскова: князя Юрия, владыки Ионы, царевны Софьи, архиепископа Новгородского, вллладыки Геннадия и других. "... И все священство и посадники Псковские с множеством народа сретоша его с кресты из Старого Вознесения и въеха во град..." "...сретоша с кресты противоу Старого Вознесения на Поли..." "... сретоша перед враты градными за старым Вознесением..."

Данных о времени построения каменной церкви эта летопись не дает, но в библиографической справке на ц. Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором К.К. Романовым на основании Полного собрания русских летописей (под 6975 91467 г.) сказано о том, что заложена каменная церковь Старое Вознесение. В подтверждение этому в метрике, хранящейся в рукописном архиве ЛОИА написано: ... церковь Вознесения Господня основана в 1467 году" - Основание датировки из другого источника - истории Княжества Псковского. Таким образом, на основании этих документов дата закладки каменной церкви Старое Вознесение - 1467 год.

Церковь Старое Вознесение. XVI в. Вид с востока. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, 64-а

До этого времени существовала деревянная церковь, окруженная тыном. Была ли она с самого начала монастырской - не известно, т.к. нигде об этом нет упоминаний.

Церковь неоднократно подвергалась действиям пожаров, довольно частых на Полонище - 1536-1544, 1777 годы. Следы последнего были видны на стенах церкви в 1862 г., о чем свидетельствует в описании монастыря его настоятельница игуменья Агния.

Сразу после пожара 1777 года в 1778 году в монастыре была произведена опись имущества - первый наиболее подробный документ, касающийся архитектуры памятника. "В том монастыре церковь с сводом каменная во имя Вознесение, при ней на правой стороне другая церковь придельная с сводом каменная во имя Рождества.

При тех церквах притвор и паперть с сводом каменные. На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж. С паперти в притвор с западу дверь входная железная с личиною, на ней две наметки... Оные церкви и притвор и палатки все крыты тесом. При той церкви на паперти колокольня круглая. На ней больших и малых шесть колоколов. Крыта тесом, на ней крест деревянный, обит жестью...

Фото: 1972 год

В том притворе над крыльцом... полка деревянная. В том же притворе одно окно с решеткою, крышка деревянная... Хоромного деревянного строения: ... по левую сторону церкви настоятельницы две келии на каменном фундаменте в том числе одна с перерубом, между ими сени. Крыта драницами мерою длинницу восьми сажен с аршином по поперечнику три сажени с половинкою... На тои же левой стороне монашеские две кельи на каменном фундаменте с сенями. В них два чулана мерою длинною девять сажен с аршином, крыта драницами...По правою сторону оной церкви монастырских 3 келии на каменном же фундаменте с сенями.... Вокруг того монастыря ограда деревянная, забрана в столбы. Таким образом, из этого интересного и чрезвычайно важного документа следует, что церковь ко времени описания ее в 1778 году состояла из следующих частей: четверика, притовора, южной придельной церкви Рождества Богородицы, северного придела, где помещались две палаты, трапезная и ризница. (уже само слово "палатка" говорит о том, что стояла она на возвышении на сводах, что и было доказано натурными исследованиями паперти, над которой возвышалась колокольня.)

Фото: 1972 год

Более ранних сведений об архитектурном облике церкви ни в одном из архивов Пскова, Ленинграда и Москвы обнаружено не было.

Из топографического описания Псковского наместничества 1784-1790 гг. следует: "...церковь большая во имя Вознесения Господня, при ней придельная рождества Пресвятыя Богородицы каменные, под ними два погреба" (подклет под четвериком делится поперечной стеной на две самостоятельные части с самостоятельными же входами с востока возле северной и южной стен четверика) и палатка с сводом каменная." В этом описании не упоминается о трапезной, притворе, паперти и колокольне над ней, хотя в это время они существовали.

Фото: 1972 год

Из описания монастыря настоятельницей игуменьей Агнией II в 1862 г. следует: "Около 1765 года монастырь за неимением средств не был даже огражден, в последующие годы ограду с двух сторон восточной и западной составил т.н. частокол.

Несколько маленьких деревянных келий, в беспорядке разбросанных по территории монастыря представляли собою приют отшельниц, число которых было самым минимальным от 5 до 10, вместе с игуменьей.

Монастырь не имел никаких угодий. Каждая из послушниц должна была сама заботиться о своем содержании".

Колокольня построена не позднее начала XVIII века. Уже в начале XIX века монастырь постепенно выходит из состояния запущения.

В 1805 году построены деревянные кельи с некоторыми службами и возобновлены прежние называемые "гостиними".

В 1808 году были построены в лучшем против прежнего вида деревянные кельи и поставлена с двух сторон монастыря, вместо частокола, новая деревянная, но весьма низкая ограда".

Фото: 1972 год

В 1812 году была разобрана "за ветхостью" трапезная Вознесенской церкви.

С 1814-1817 гг. была "исправлена" Вознесенская церковь. Тогда же вместо прежних ветхих келий были построены новые деревянные на каменном фундаменте, и вместо деревянной ограды с западной и восточной сторон каменная ограда длиною 52 сажени.

В 1825 г. и придел Рождества Богородицы и Северная палатка - ризница были разобраны за ветхостью. В 1833 г. вместо разобранного в 1825 г. тесного и ветхого придела Рождества Богородицы в монастыре была построена отдельно стоящая новая церковь Рождества Богородицы - интересный памятник русского провинциального зодчества XIX в.

С 1833 г. по 1845 г. в монастыре функционировала только эта церковь, а Вознесенская "была неоднократно возобновлена по частям, немного переделана, распространена и окончательно возобновлена в 1845 году". В чем заключалась переделка церкви в эти годы нигде не сказано, но если принять во внимание, что одним из основных материалов в монастыре в эти годы был кирпич, то при внимательном осмотре памятника, сопоставлении размеров кирпича здесь и на новой церкви Рождества Богородицы - станет очевидным, что под текстом возобновляемая по частям, немного переделана скрывается немалая утрата памятником его древних форм.

В это время были растесаны северное и южное оконные проемы четверика, проемы алтаря, жертвенника и диаконника, был заложен кирпичом западный оконный проем в четверике, который с устройством хор был поднят выше.

Фото: 1972 год

В 1848 г. в церкви Старое Вознесение был устроен новый иконостас, а прежний потемневший от молнии 1805 г. был перенесен в притвор и соответственно с размерами помещения - переделан.

Полы в церкви в эти годы были крашеные, деревянные, паперть под колокольней была выложена кирпичом, сводчатое перекрытие притвора было заменено перекрытием по горизонтальным балкам.

В 1848 году при монастыре была открыта домашняя церковь Богородицы Тихвинской. Находилась она в восточной стороне каменных настоятельских келий во 2 этаже.

Кельи были построены в 1847 г.

В 1854 году при игуменье Агнии II за алтарем новой церкви Рождества Богородицы была построена новая четырехъярусная колокольня, от которой в настоящее время сохранился только 1 ярус.

В 1880 г. к вознесенской церкви с южной стороны был пристроен новый очень большой по площади и по объему придел во имя Всех Святых. "Здание каменное одноэтажное, имеет в длину внутри 10 сажен, а в ширину до иконостаса 5 сажен, а в алтаре же около 3-х сажен". "... часть сего здания в западной стороне примыкает к алтарю, Рождества Богородицы храма. Новое здание... освещается восемью окнами с железными решетками. отопляется тремя кафельными печами, из коих одна в алтаре." Построен придел был в основном из кирпича: перекрытие горизонтальное по балкам, для чего вдоль южного фасада древнего четверика был сооружен облицовочный слой в 1/2 кирпича - опора для горизонтальных балок перекрытия нового придела 1880 года. Устройство придела повлекло за собой переделку притвора Вознесенской церкви.

Центральная часть его южной стены вместе с существующими здесь древним проемам была растесана до 2 м шириной. Новый проем был выполнен в кирпиче. В это же время на месте дверного проема в северной стене притвора был выполнен в кирпиче большой оконный проем, близкий по размерам к оконным проемам нового придела.

Тогда же в 1880 г. был заложен плитой и кирпичом арочные проемы паперти под колокольней XVII в., а с двух сторон к колокольне были пристроены палатки, одна из которых - южная была позднее разобрана, а другая существовала до 1958 года.

Церковь Вознесения (старое). Фото В. Лебедевой. 1976 г.

Во время Великой Отечественной войны церковь утратила барабан с главой над четвериком XV в., был разрушен и придел 1880 г.

С 1956 по 1960 гг. на церкви Старое Вознесение XV в. проводились исследовательские и реставрационные работы. В результате тщательных натурных исследований, раскопок, сопоставления их с архивными данными был найден изначальный план памятника XV века, включающий в себя единовременный комплекс сооружений: четверика, притвора, приделов северного и южного, паперти под колокольней XVII в., а также крылец-сходов в подклет четверика, что и было восстановлено в натуре. Автор проекта реставрации архитектор ПСНРПМ В. Лебедева.

Основные архитектурные особенности

Бывший Старовознесенский женский монастырь расположен у древней крепостной стены Окольного города, близ Великих ворот.

В настоящее время композиция древнего памятника XV в. ц. Старое Вознесение состоит из четверика, обстроенного с южной и северной сторон приделами, а с западной - притвором.

Приделы включают в себя крыльца-сходы в подклет четверика.

Колокольня конца XVII начала XVIII века над древней папертью к сожалению не сохранилась. Она обрушилась в 1972 году при попытке укрепить древнее очень рассевшееся основание столбов паперти.

Над западной стеной притвора открылись следы 3-столпной звонницы XV в., которая была восстановлена.

Основной объем памятника - четырехстолпный треапсидный четверик перекрытый полуцилиндрическим повышенным подпружными сводами, несущими световой барабан.

Западные столбы круглого сечения в плане на значительную высоту почти до пят нижних подпружных сводов, где посредством прокладной плиты большого сечения они переходят в квадратные.

Восточные столбы скруглены с восточной стороны и переходят в квадратные в обычном уровне. С запада эти столбы плоские - к ним прислонялись тябла иконостаса, для которых в северной и южной стенах четверика сохранились гнезда.

Основной объем памятника - четверик - перекрыт повышенными подпружными сводами - арками, на которых покоится барабан. Разница отметок верхней и нижней подпружной арки составляет здесь 60-70 см. К моменту реставрации сохранилась нижняя часть барабана с основаниями оконных проемов, которые ориентированы здесь по странам света - их четыре. Оконные проемы барабана восстановлены в первоначальных формах. Не растесанным остался западный оконный проем в четверике. Южный и северный оконные проемы растесаны, но по сохранившемуся одному из откосов и основанию были восстановлены. Четверик имеет 3 портала: западный, обработанный со стороны притвора валиком, северный и южный. Порталы сохранились первоначальными.

План подклета церкви. Обмер В. Лебедевой. 1960 г.

Четверик на подклете, со сходами с востока. С западной стороны к четверику примыкает первоначальный притвор с деревянным помостом и крыльцом-подъемом в четверик.

По несколько ступеней помоста с северной и южной сторон ведут соответственно в северный придел - трапезную палатку и ризницу и южную придельную церковь Рождества Богородицы - разобранные в 1814 и 1825 гг. и ныне восстановленные. притвор перекрыт полуцилиндрическим сводом и распалубками над южным и северным входными проемами, ведущими в южный и северный приделы церкви.

Свод при реставрации 1960-х годов выполнен в дереве, по кружалам с подшивкой.

Не были восстановлены древние коробовые своды с распалубками в приделах церкви. В настоящее время они перекрыты горизонтально по балкам. Алтарь южного придела и ризница северного находятся на отметке пола основного четверика, что вызвано их местоположением над сводами крылец - сходом в подклет.

На 60 см ниже отметки пола, что составляет 3 ступени, находятся отметки пола самого придела и трапезной палаты, а еще ниже на 3-4 ступени - пол притвора, который в свою очередь выше отметки земли на 2 ступени (40 см), включенные в паперть: находившуюся перед притвором.

План церкви. Обмер В. Лебедевой. 1960 г.

В 1973 году паперть, основание которой не выдержало вышележащей кладки колокольни XVII в. под ее тяжестью рассыпалось, обнажив остатки основания трехстолпной звонницы над щипцом западной стены притвора, практически над древней папертью.

Фасады четверика обработаны лопатками, выступающими из плоскости стен и своим положением на фасадах, отвечающим внутренней планировке храма со столбами.

Наверху прясла стен образованные лопатками завершаются: крайние - двухчастным лопастным скруглением, среднее - трехчастным. Барабаны и апсиды церкви обработаны традиционным трехчастным поясом геометрического орнамента, верхний и нижний из которых представляют собою ширинки, средний - треугольники.

Стены притвора и приделов гладкие, за исключением западной стены притвора, которая под древней звонницей имеет небольшой уступ со стороны фасада, завершенный трехчастным лопастным членением, подобно среднему членению фасадов четверика. В центре уступа вверху и по бокам - внизу устроены киоты.

Покрытие четверика восьмискатное тесовое, притвора - двускатное тесовое, приделов - односкатное, являющееся продолжением линии кровли притвора. Глава луковичной формы, покрытая деревянным лемехом.

Над южным приделом - глухой барабан с небольшой главкой, покрытой также деревянным лемехом.

Крест над центральной главой кованый четырехконечный, выполненный в 1960 годах по сохранившимся образцам крестов XV-XVI вв. материал памятника - местная известняковая плита. Основные габариты: 18 х 20 м.

Общие сведения

Церковь Старое Вознесение имеет большое историческое и градостроительное значение в древней планировке города.

Расположенная на возвышении у Великих ворот, она первая встречала именитых гостей Пскова, представляя собою лицо города.

Церковь является интересным памятником XV века.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru