Церковь домовая двора Батова | |||
---|---|---|---|
Церковь домовая двора Батоваг. Псков, ул. Конная, д. 3 Историческая справка В начале XX в. двор известного и богатого купца 1-й гильдии, старообрядца Василия Николаевича Хмелинского в качестве приданого Елизаветы Васильевны Хмелинской переходит во владение ее мужа потомственного почетного гражданина Пскова, купца первой гильдии Петра Денисовича Батова. Чету Батовых считали одной из самых религиозных купеческих семей Пскова. В то время жилым был старый двухэтажный дом, а в доме на углу Рижской и Изборской (с конца XIX в. - Конного пер.) улиц размещался трактир. Новый владелец также начинает крупные перестройки. В 1906 г. в южной части участка строится домовая церковь Батовых - Моленная Поморского беспоповского согласия. Архитектор неизвестен. После 1917 г. в здании размещались: с 30 декабря 1944 г. - театр эстрады и областной дом народного творчества. Послевоенные восстановительные работы проведены Псковской областной филармонией к 1955 г. На первом этаже с 1958 г. располагалась киноремонтная мастерская отедла кинофикации Псковского областного отдела культуры. На втором этаже с 4 агуста 1956 г. по 7 октября 1963 г. - кинотеатр повторного фильма. 7 октября 1963 г. здание передано областному театру кукол.
Основные архитектурные особенности Входит в комплекс построек двора Батова, занимая его юго-восточную часть. Главный фасад развернут к р. Великой и выходит на ул. Конную (быв. Изборскую). В объемно-пространственной композиции и системе декора отражены приемы "русского" стиля конца XIX в. с характерным сочетанием древнерусских форм и принципов итальянской архитектуры. Здание решено в простых формах параллелепипеда с незначительным повышением алтарной части и выступающим с юго-западной стороны объемом вспомогательной лестницы. Характерно распределение насыщенности богатого лепного декора фасадов, рельефно выделяющегося на фоне кирпичной кладки. Основное внимание уделено поверхностям стен собственно моленной на северо-восточном и юго-западном фасадах. В идентичной композиции их декора заложена информация о функциональном назначении внутренних помещений. Вертикальные членения - рустованные и филенчатые лопатки, оформленные поясом "ширинок", соответствуют несущим поперечным стенам. В горизонтальных членениях карнизной тягой простого профиля четко выделена служебная часть в уровне 1-го этажа с оштукатуренной поверхностью стен, оконными и дверными проемами с лучковыми перемычками без обрамлений.
Двор Батова. Церковь Домовая. 1906 г. Фрагемнт интерьера моленной с печью. Фото М. Семенова. 1992 г. г. Псков, Рижский пр-т, д. 2 Двухсветное пространство моленной обозначено трехчастным арочным окном (в алтарной части) и группой из трех арочных окон с архивольтами и трех круглых ложных окон над ними. Стены увенчаны многоступенчатым карнизом с двумя рядами дентикул и поясом "ширинок" над алтарной частью. Гораздо скромнее убранство главного фасада.
Двор Батова. Церковь Домовая. 1906 г. Общий вид с юга. Фото О. Руденко. 1992 г. г. Псков, Рижский пр-т, д. 2 В его асимметричной композиции основную роль играет ризалит главного входа, фланкированный рустованными лопатками, завершенный ступенчатым карнизом с дентикулами и увенчанный прямоугольным аттиком. Своеобразен прием решения главного входа. Его декоративное оформление с характерными элементами русской архитектуры середины ХVII в. несколько выступает из объема ризалита. Трехэтажному делению внутреннего пространства соответствуют ряды окон различные по размерам и оформлению в зависимости от функционального назначения помещений, карниз повторяет профиль верхней части карниза боковых фасадов. Часть фасада слева от ризалита, соответствующая вспомогательной лестнице, выходящей и на юго-западный фасад, решена с предельной аскетичностью. В объемно-планировочной композиции выделены: первый этаж с помещениями служебного назначения, двухсветная часть собственно моленной, к которой со стороны главного входа примыкает два этажа вспомогательных помещений. Очертание плана всех этажей одинаково, близко к прямоугольному с несколько скошенной стеной главного фасада, параллельной красной линии застройки улицы.
Двор Батова. Церковь Домовая. 1906 г. Вид с юго-востока. Фото О.Руденко. 1992 г. г. Псков, Рижский пр-т, д. 2 Планировка первого этажа продиктована основной функцией, решенной в вышележащем уровне и образована, продольными и поперечными стенами, несущими перекрытие. Вход в первый этаж из двора с северо-восточного фасада, сообщение с верхними этажами - по вспомогательной лестнице. Основную роль в пространственной композиции играют помещения 2-го уровня. Сюда в небольшой зал, предваряющий вход в моленную, ведет широкая и довольно крутая одномаршевая лестница парадного. Двухсветное пространство моленной композиционно разделено на две части: собственно моленную и алтарную. Моленная перекрыта цилиндрическим сводом. Алтарная часть выше, перекрыта сомкнутым сводом с распалубками над срединной частью тройных арочных оконных проемов. В уровне третьего этажа, куда можно попасть по вспомогательной лестнице, расположены хоры и две небольшие комнаты повторяющие композицию помещений второго этажа (ныне здесь установлены временные перегородки). В системе декоративного убранства интерьера основная роль отведена помещению парадной лестницы, где верхняя часть стен украшена лепным орнаментальным фризом, и моленной с богатым и хорошо сохранившимся лепным декором. Пространство моленной отделено от алтаря своеобразным "порталом" - балкой, опирающейся на продольные несущие стены, что подчеркнуто двумя каннелированными пилястрами с "'композитного ордера". Дополнительно балка поддерживается двумя чугунными колонками с шестигранными базами и лотосовидными капителями. Балкон хор с кованой ажурной решеткой поддерживается четырьмя кронштейнами, завернутыми в форме волют. Особую парадность интерьеру придает лепное убранство. В алтарной части свод украшен орнаментальным поясом из цветов и иоников, оконные проемы - лепными архивольтами, опирающимися на изящные кронштейны. По верху стен проходит лепной фриз с растительно-геометрическим орнаментом. В моленной сохранились две печи, облицованные глазурованными плитками, создающими рельефный орнамент. Полы в моленной и на лестничных: площадках из полихромной метлахской плитки. На одной из плиток сохранилась марка фирмы: Виллеруа и Бохъ метлахъ представители Косъ и Дюрръ С-Петербургь. Деревянные резные двери моленной сохранились частично. Вспомогатель-ная лестница имеет чугунные орнаментальные перила. Здание построено из красного кирпича. Габариты в плане: 28 х 12.5 м.
Общие сведения Играет очень важную роль в истории архитектуры г. Пскова, т.к. является единственным и хорошо сохранившимся представителем "русского" стиля конца XIX в. Активно воспринимается в застройке набережной р. Великой.
Церковь Домовая. Фото август 2013 год
Назад    Вверх страницы |
|||
|