Церковь Георгия на болоте в Острой лавице | |||
---|---|---|---|
Церковь Георгия на болоте в Острой лавицег. Псков, ул. Советская
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за исповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать. Святой великомученик Георгий Победоносец Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное, и велел после смерти отвезти свое тело в Палестину. В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, ещё раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона крестным знамением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме. Взбешённые этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диолектиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху. Святой великомученик Георгий Победоносец почитается в России как покровитель российского воинства и державной мощи Российского государства, а также небесный покровитель российской столицы. Есть основании считать, что церковь была построена на рубеже 60 – 70-х годов XIII в. В "Распространенной редакции Жития Довмонта" говорится, что после победы над немцами на Мироповне в день памяти Георгия Каппадокийского «по жале времени победоносный князь Тимофей созда церковь во имя страстотерпца Георгия, яже и до ныне стоит молитвами его». Вначале XIV в. существовали церковь Георгия на Болоте (в Застенье) и, возможно, придел у церкви Воскресения. Эти же церкви продолжали существовать (в перестроенном виде) и в XVII в., когда составлялась "Распространенная редакция Жития Довмонта". Сообщение Жития может быть отнесено в равной степени и к той и к другой церкви, так как при постройке придела не всегда отмечалось его подлинное к храму отношение. Годы 1267 – 1271, приведенные в списке определялись по крайним датам битвы на реке Мироповне: в П2Л это событие приурочивается к тому же году, что и поход Довмонта к Раковору, - 1267 г. в П3Л назван 1271 г.
Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова) Учитывая тот факт, что церковь Георгия с болота периодически упоминается в известиях XIV в., а Георгиевский придел церкви Воскресения до XV в. неизвестен, церковь Георгия с Болота помещена в списке ранее церкви Воскресения. Судя по летописному сообщению о пожаре 1319/1320 г., церковь тогда находилась в Застенье, т. е. в пределах стены 1309 г., сведения о местонахождении ее на Болоте и в Острой лавице не проясняют вопроса в какой части Застенья она стояла, как и слишком общее указание «на Великой улице».В 1788 г. церковь сильно пострадала при большом пожаре, причем сгорели иконостасы (видимо, в главной и придельной церквях) и вся церковная утварь. В результате храм был упразднен.
В поисках нахождения церкви сравнивались близкие по времени графический источник и описание церкви. Это известный план Пскова 1740 г. и офицерская опись соборной Георгиевской с Болота, или у Острой лавицы, церкви, относящаяся к 1763 г. Благодаря описанию офицерской описи на расстоянии «от Крому» (1/4 версты) и описанию казенного двора,
Фрагмент Иконы Жиглевича На плане Пскова, относящемся к концу XVIII в., церковь значится среди других приходских храмов, обозначенных общей цифрой.
Важно, что здесь показаны примыкающие к церкви с запада строения, доходившие до перекрестка с Великолуцкой улицей.
Летописи под 1370 годом упоминается о построении каменной церкви св. Георгия на болоте (Болото или лужа против Гауптвахты засыпано в 1818 году,
Фрагмент плана Пскова 1821 года Эта церковь занимала то место, где позже располагалась Гауптвахта и каменный дом купца Воскобойникова на пересечении Великолуцкой и Петропавловской улиц. Церковь с 1783 года была упразднена, и многие старожилы псковские еще долго помнили ее. Из остатков ея сохранилось что-то вроде кладовой, длинной, но не высокой, со сводами и с небольшою дверью с двумя, по обеим сторонам ея, окнами. Эти остатки из крупной, тесаной плиты, древней архитектуры; они по упразднении самой церкви, вошли в состав обширного здания купца Воскобойникова.Следовательно, вполне возможно, что двор церкви с казенными и другими строениями когда-то действительно выходил на Великую улицу – предшественницу Великолуцкой. По плану 1740 г. церковь удалена от храма Михаила архангела примерно на 60 – 65 саженей, а от мостов через Великую и Пскову – приблизительно на равные расстояния (около 125 саженей). Сравнение старых планов с современной планировкой города позволяет считать, что остатки церкви находятся в культурном слое в южной части площади Ленина, к западу от южного крыла здания Педагогического университета. В XIV – XV вв. церковь Георгия располагалась в центральной части территории, огражденной
План Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова. Годовиков отметил положение церкви Георгия приблизительно , показав ее там, где на плане 1740 г. рядом с прудом у артиллерийского двора были обозначены церкви. В XIX в. существовала ошибочная версия считать этот пруд остатками Болота. Березовский указал, что церковь находилась раньше на пересечении Кожевенной (Петропавловской) и Великолуцкой улиц, возле здания гауптвахты, что близко нашей локализации. Церковь Георгия была местом, откуда в 1319/1320 г. начался пожар в Застенье. В 1370 г. была выстроена каменная церковь, а в 1386/1387 г. произошла почему-то повторная закладка каменной церкви. Правда, полностью известие 1386/1387 г. представлено только в П3Л, причем только в Строевском списке, да и там зачеркнуто тонкой волнистой чертой. Возможно, речь идет о другой церкви Георгия (придел к церкви Воскресения в Домантове стене?). В 1459(1450) г. церковь Георгия была одним из крайних объектов пожара. Новая каменная церковь Георгия была выстроена в 1493 г. Церковь Георгия на Болоте была древнейшим храмом (единственным) Остролавицкого конца. Никаких следов церкви на поверхности не осталось.
Примерное месторасположение церкви Георгия на Болоте
Назад    Вверх страницы |
|||
|