Церковь Василия на Горке | |||
---|---|---|---|
Церковь Василия на Горкег. Псков, Октябрьский пр-т, 5Историческая справка Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки — риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику.
Святитель Василий Великий Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой целью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя. Святитель Василий Великий – Вселенский святитель и учитель. Наименование «Великий» дано ему за большую деятельность во благо Церкви. Неутомимый борец за чистоту православной веры, он соединил в себе богословское знание, философскую мудрость и иноческое подвижничество. Василий Великий известен как покровитель монахов, музыкантов и садоводов. К его образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом. Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов. Храм святителя Василия Великого (на Горке) – едва ли не самый известный памятник архитектуры XV–XVI вв. Промыслом Божиим ему суждено было сохраниться до наших дней, несмотря на многочисленные попытки разрушения. Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, русло которого проходило примерно вдоль нынешней улицы Пушкина и который впадал в р. Великую у Мстиславской башни. Ныне он заключен в подземную городскую трубу. Первое строительство храма свт. Василия Великого (на Горке) датировано 1337 годом. В летописи под 1377 г. говорится об украшении этого храма росписью. Основателем церкви является купец Кристофер Карел Дол(ь), немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. В древних рукописях приводятся сведения о том, что Немчин Доль приехал во Псков из своей вотчины Гдова… Здесь он крестился под именем Василия, Гдов передал Псковскому Князю Александру Михайловичу (1326-36 (7)) и построил каменную церковь во Пскове, у Труперховских ворот, во имя Василия Великого. При храме Василий Доль устроил южный предел в честь св. прав. Алексея Человека Божия, тезоименитого его сыну. В честь жены и дочери воздвиг в 1377 году храм мц. Анастасии Римляницы. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. Рисунок и комментарий Спегальского Храм Василия на Горке (40-50-е годы XVI века) стоял на высокой Васильевской горке у самой стены Среднего города. Рядом высилась четырехугольная Васильевская башня, над которой была надстроена звонница. По преданию, на этой звоннице висел сполошлый колокол, поднимавший весь город в случае беды. Короткая древняя улица Враговка, ведущая от Печерского подворья и церкви Николы на Усохе к Трупеховским воротам Среднего города, огибала храм Василия на Горке, давая возможность любоваться им с разных сторон. В 1413 г. возводится новая церковь, претерпевшая немало переделок. Существующий храм является единственным каменным храмом начала XV века в городе Пскове. В летописях под 1415 записано: "В лето 6921(1413) поставлена бысть церковь камена святого Василья на Горке". Эту же дату подтверждает и первая Псковская летопись. Далее Псковские летописи упоминают о церкви Василия на Горке под 1562 годом по случаю большого пожара. "Лета 7070-го таков пожар не бывал николи в Пскове... а так же бог помиловал... да Василия Великого...". В 1597 г. горка в летописях уже именуется Васильевой. В 1581 году осадный ("Сполошный") колокол оповестил горожан о наступлении войск Стефана Батория. "8 сентября 1581 г. в 5 часу дня, тогда... войско Батория двинулось на приступ... Увидя "великие многие полки с знаменами на проломанные места идуще, государевы бояре и воеводы и все воинские люди и псковичи в осадны колокол звонити висяще в среднем городе на стены градовной у великого Василья на Горке... весть дающе литовского к городу приступа всему псковскому народному множеству..."
Северный предел храма, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, был построен позже в 1585-87 гг. и имел пристройку, не сохранившуюся до наших дней, в виде часовни-усыпальницы, по форме напоминающей часовню храма Николы со Усохи. XVI-ым веком датируется и сооружение подцерковья – подклета (нижнего этажа церкви), в котором в 2002 году при проведении ремонтно-восстановительных работ была обнаружена «домовинка» — детский гробик с останками 2-х летнего ребенка XVI-XVII вв. в очень красивых башмачках: из кожи, с загнутыми носами, судя по которым он принадлежал к знатному роду. Наряду с широко развернувшимся строительством одним из значимых событий первой четверти XVI века явилась роспись храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с акафистом в 24 клеймах – небольших прямоугольниках на иконе, иллюстрирующих житие Пресвятой Богородицы. Эта икона была встроена в один из верхних ярусов древнего иконостаса. Ныне же находится в Псковском музее-заповеднике. О судьбе других почитаемых икон храма – Казанской Божией Матери, свт. Василия Великого, свт. Николая Чудотворца с житием (древне византийской иконописи), иконе XVII века Распятии – ничего неизвестно. В начале XVI века (1533 г.) для храма к празднику Рождества Пресвятой Богородицы были отлиты и первые колокола — 20-ти и 15-ти пудовые по заказу старост города, воеводы и соседей церкви. Место нахождения древних колоколов, как впрочем, и тех, которые их заменили в 1920 г. (40-ка, 20-ти и 12-ти пудовые), также неизвестно. В отличие от XVI века – эпохальной вехи расцвета и приобретений в истории церкви свт. Василия Великого, XVII и XIX века являются периодом лишений и лихолетий. С ними пришли попытки к разрушению храма, потеря древней утвари и, наконец, его закрытие. В 1786 году храм, ввиду малочисленности прихода, был приписан к церкви Николы со Усохи. А в 1820 г. в числе других церквей Пскова назначена к уничтожению: "К уничтожению назначается ... церковь Василия Великого. Кровля на оном ветха, в стенах и сводах трещины, стоит в заулке, прихода не имеет..." (Из рапорта губ. архитектора Франца Ябса Псковскому губернатору.) Далее из того же документа следует: "На главе церкви Василия Великого крыша из чешуи, сгнивши, при оной придел вроде кладовой каменной, ветхой и крыши сгнивши, при которой церкви каменная стена на лицевую улицу вовсе ветхая и угрожает падением.
Однако из документов 1829 г. следует: "Иоакимо-Аннинскую и Василия Великого с Горки, яко оставленные в своем существовании... дозволено починкой исправить". В 1830 г. упала от ветхости северная теплая придельная церковь Алексея Человека Божьего, а к 1857 г. вся церковь, в том числе и придел были возобновлены. С 1875 года храм выкуплен настоятелем Крыпецкого монастыря, приписан к Иоанно-Богословскому Крыпецкому монастырю и является его подворьем в Пскове до закрытия обители. Раз в год из монастыря приходил крестный ход, все остальное время церковь пустовала. В 1896 г. был произведен ремонт церкви, в результате которого четверик, придел и колокольня "были покрыты новым листовым железом и окрашены медянкою". "Тогда же храм увенчан куполом с крестом".Прежде всего изменению подверглось покрытие храма. Первоначальное покрытие церкви было позакомарным (закомара — полукруглое или килевидное завершение верхней части наружных стен церковного здания, обычно соответствующее форме и очертаниям сводчатого покрытия и закрывающее его торец), перекрытым по 3-м полукружиям с каждого фасада. Это предположение подтвердилось при расчистке одного из карманов покрытия четверика (юго-западного), где западная закомара повторяет наружный абрис соответственного свода в интерьере, а южная закомара - ложная, существующая в кладке южной стены четверика. Ее абрис хорошо прослеживается. Хорошо видны следы водостоков: угловых и в стенах между закомарами. Найденные гвозди, остатки дерева и сопоставление разниц в отметках верхнего подпружного свода и следов центральных закомар на фасадах дают основание полагать, что покрытие закомар было по деревянным кружалам и обрешетке. Сохранившиеся на стенах четверика пяты завершений центральных закомар соответствуют абрису и отметкам повышенных сводов церкви, "что отвергает предположение исследователей о ступенчатости центральных закомар". Значительно переделан и упавший по ветхости в 1830 г. и возобновленный в 1857 г. северный Алексеевский придел. Скорее всего, это могла быть бесстолпная с повышающимися к световому барабану сводами церковка, построенная за одну связь с основным объемом храма - четвериком. С западной стороны к церкви примыкает крытая паперть, пристроенная, очевидно, позже. Из колокольни видна наружная обработка средней части паперти, повышающимися лопастными арками, следовательно, есть данные предполагать, что покрытие паперти было пощипцовым. Западная часть храма совершенно искажена, к ней в ХVIII в. пристроена неуклюжая каменная колокольня, к которой примыкает еще более новая деревянная лестница... За ХVIII в. этот выдающийся памятник творчества псковских каменщиков пришел в такую ветхость, что "по неудобности к исправлению и безобразному виду" был назначен на слом. Лишь по счастливой случайности он не был уничтожен. При ремонтах XIX в. он потерял старый иконостас, а затем и резной клирос ХVII в. Глава на храме целиком сделана в XIX в. Из описания церкви 1915 г. следует: "...при сей церкви нет ни часовни, ни ризницы и нет библиотеки. Все нужное для богослужения во время крестного хода привозится из монастыря. (Крыпецкого)... В главном холодном храме... особо чтимая икона св. Василия Великого старинной живописи в серебряной ризе и позлащенным венцом..." В клировой ведомости 1920 г. - опись колоколов ц. Василия на Горке. "Первый - 40 пудов, второй - 30 пудов, 3-й и 4-й - по 12 пудов и два под звонка по 1 пуду. Один из подзвонков был разбит и увезен в монастырь (Крыпецкий)."
С 1921 года службы в храме прекратились по распоряжению советской власти. Долгое время этот Божий Дом безмолвствовал, использовался в качестве хранилища документов. И лишь спустя 82 года богослужения в церкви Василия Великого (на Горке) были возобновлены. Такой поистине великий подарок был сделан псковичам городской властью к 1100-летнему юбилею со дня первого упоминания Пскова в летописях. Под 1921 г. значится: "В настоящее время все имущество (принадлежащее церкви), состоит в управлении домового комитета, а церковь взята на учет Псковским Губернским археологическим обществом по охране памятников искусства и старины".
Фото: 1950 год На западной стене северного придела до ремонта, проводившегося в 1948-1950 г.г. была видна пята арки, судя по которой можно предполагать, что первоначальная галерея во втором ярусе (приделов) была открытой, с широкими проемами.На северной стене придела до его оштукатурки были видны внизу остатки пят двух арок, указывавшие, что к нему примыкала пристройка с широкими открытыми проемами, перекрытыми арками, похожая на часовню-усыпальницу XVI века при церкви Николы на Усохе. Благодаря подцерковью, пол церкви был высоко поднят над уровнем земли, и потому для входа в храм должно было служить крыльцо, примыкавшее к притвору. Церковь, несомненно, была построена со звонницей, поставленной, как обычно, над западной стеной притвора (позднее звонница была перенесена на соседнюю крепостную башню). Обступавшие главный объем здания боковые части ступенями поднимались к нему, как бы следуя подъему холма, па котором возвышался храм. Сравнительно мелкие, ажурные и дробно расчлененные боковые части, свободно скомпонованные по отношению к продольной и поперечной осям четверика, переходили в выраставший из них кубический объем главного храма, который завершался полукружиями закомар и центральной главой. Для интерьера этого храма было характерно сопоставление иконостаса, горящего яркими красками живописи и изукрашенного тонкой резьбой, со светлыми гладкими стенами и сводами, которым в общем художественном эффекте была отведена очень важная, но тем не менее подсобная роль, роль фона, украшенного лишь той бесподобной игрой отраженного света, которую иногда можно наблюдать и теперь в псковских храмах XV—XVI веков, сохранивших еще первоначальные окна и штукатурку. Следуя псковским летописям, Бог помиловал церковь в 1562 г. от пожара «доколе не виданного» в Пскове. В XVIII и XIX вв. она не была превращена в развалины, когда пришла в такую ветхость, что «по неудобности к исправлению и безобразному виду» была назначена на слом. И, наконец, в наши дни после многочисленных поджогов 2002 года, вновь устоял и сейчас красуется своим великолепием и убранством. Фото: 2001 год. Фото: 2002 год после пожара Рядом с церковью в 1914 году рос небольшой фруктовый сад. Закрыта церковь до Великой Отечественной войны. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно разрушена в результате прямого попадания бомбы. Был сильно поврежден северный придел, уничтожена главка северного придела, разбит северо-восточный угол четверика, повреждены кровли.
Фотографии военных лет
Основные архитектурные особенности В настоящее время композиция памятника включает в себя четверик обстроенный приделами с южной и северной сторон, притвором с запада и новой колокольней над папертью. Все здание церкви стоит на высоком подклете. Основной объем памятника - четырехстолпный трехапсидный четверик, перекрытый полуцилиндрическими повышенными подпружными сводами, несущими световой барабан. Западные столбы в плане круглого сечения на значительную высоту почти до пят нижних подпружных сводов, где посредством прокладной плиты большего сечения они переходят в квадратные. Восточные столбы скруглены с восточной стороны и переходят в квадратные в обычном уровне; с запада эти столбы плоские - к ним прислонялись тябла иконостаса, для которых в северной и южной стенах церкви сохранились гнезда. Оконные проемы в барабане четверика не ориентированы по странам света, т.е. их шесть, вместо обычных четырех или восьми. Они не растесаны.
Вид с востока. Фото В. Лебедевой. 1973 г. Не растесанными в позднейшее время остались здесь и основные оконные проемы в западной, северной и южной стенах четверика. Растесаны лишь центральные оконные проемы в алтаре и жертвеннике. Остальные сохранились в древнем виде. Это - щелевидные проемы с очень большими откосами внутрь; подоконники их ступенчато поднимающиеся.Проемы дают мягкое освещение интерьера.
Вид с юго-западной стороны. Фото В. Лебедевой. 1973 г. Древняя северная придельная церковь в плане квадратная с одной апсидой. Квадрат ее был перекрыт перекрещивающимися ступенчатыми арками.Нижние арки были перекинуты с северной стены на южную, следующие над ними с востока на запад, затем опять с севера на юг, что подчеркивало стремление вверх к свету.
План церкви. Обмер Б. Аверинцева, А. Богина. 1945 г. Центральную часть перекрывал световой барабан. В настоящее время этот древний северный придел имеет плоское деревянное перекрытие. От сводов сохранились лишь пяты нижних арок.
Вид с юго-западной стороны. Фото В. Лебедевой. 1973 г. Алтарь заложен, западная стена растесана. Северный придел, примыкающий к нему с запада имеет плоское перекрытие.В южном приделе - свод коробовый, по замку которого проходит продольная трещина в направлении восток-запад. Древний притвор имеет трехчастное деление в плане, центральная часть которого перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении восток-запад, а боковые - отделенные от центрального свода арками - ползучими сводами в сторону северного и южного приделов. Ярус колокольни в отметке притвора перекрыт коробовым сводом с распалубками над входными и оконными проемами. В юго-западном углу помещения - остатки каменной лестницы, которая вела к верхнему ярусу со звонами. Церковь на высоком подклете, вход в который с северной стороны. Стены подклета, четверика, приделов выложены из псковского известняка на известковом растворе. Интерьер подклета обмазки не имеет. В настоящее время основной объем храма - четверик покрыт позднейшей четырехскатной кровлей. Фасады четверика разделены соответствующими внутренним столбам лопатками на 3 части, каждая из которых увенчана полукружием. Апсиды увенчаны традиционным трехчастным псковским орнаментом, состоящим из треугольников и впадинок. Барабан четверика имеет тот же узор.
Некоторые события из истории храма и города Пскова
1327 г.
1331 г.
1337 г.
1370-х гг.
1377 г.
1397 г.
1413 г.
1415 г.
1418 г.
1426 г.
8.09.1533 г.
26.06.1535 г.
1562 г.
8.09.1581 г.
1585-87 гг.
1597 г.
XVI-XVII вв.
XVII в.
1674 г.
4.04.1675 г.
1677 г.
Кон. XVII-нач. XVIII вв.
XVIII в.
1774 г.
1786 г.
XIX в.
1820 г.
1829 г.
1830 г.
1857 г.
1875 г.
1878 г.
1896 г.
1900 г.
1914 г.
1915 г.
1920 г.
1921 г.
14.11.1923 г.
11.1923 г.
1941 г.
1944 г.
1947 г.
1948-1950 гг.
13.05.1959 г.
1965 г.
2000 г.
5.08.2002 г., 23 ч. 33 м.
6.08.02 г. (вторник).
9.08.02 г., 8.00 (пятница)
10.08.02 г. (ночь с пятницы на субботу).
• реставрацию храма было решено закончить в 2003 г., к празднованию 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи.
Храм передан Церкви в сентябре 2003 года, с незаконченным ремонтом. 1. ПЕРЕЧЕНЬ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХРАБОТ, ПРОВЕДЕННЫХ В 2003-2004 ГОДАХ.
К празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы 2003 г., было сделано:
За период 2004 год были проведены следующие ремонтно-востановительные работы:
1. пробурена скважина (глубина 12 м, питьевая вода);
Ремонтно-реставрационные работы храма в 2003-2004 годах 3 декабря 2003 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы с благословения Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия в храме состоялась первая служба. С этого времени начался новый этап возрождения церкви. Храм работает ежедневно с 8.00 до 19.00 часов. Богослужения проходят ежедневно. Настоятелем церкви св. Василия Великого (на Горке) является протоиерей Андрей Большанин.
Фото 2006 года Фото: 2007 год Фото: 2011 год Роспись храма (фрагменты). 2012 год
Православные иконы
Общие сведения Церковь Василия на Горке занимает исключительное место в истории развития русской архитектуры и имеет большое градостроительное значение как для старой, так и для новой планировки г. Пскова. Это интереснейший и единственный в Пскове памятник с позакомарным покрытием при обычной планировке интерьера.
Назад    Вверх страницы
|
|||
|