Церковь Косьмы и Дамиана
| |||
---|---|---|---|
Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей Горыг. Псков, ул. Гремячая с Гремячей горы Историческая справка
Родные братья Козьма и Демьян жили в III веке и занимались святым делом - врачевали больных, причем не только отказывались от всякого вознаграждения за помощь, но и все свое собственное имущество, доставшееся им после родителей, употребляли в пользу бедных.
Когда к братьям приходили за помощью, они говорили: «Веруйте во Христа - и получите исцеление! Надейтесь не на человеческую помощь, а на силу Божью, действующую в нас, когда мы, возлагая руки на больных, с верой призываем имя Того, Кто один имеет власть исцелять».
Святые мученики Козьма и Демьян Таким образом они открывали сердца людей для веры и проповедовали Закон Божий. За распространение христианства и лечение больных именем Христа Козьма и Демьян были схвачены, связаны и приведены на суд, где их и подвергли допросу с угрозами, а затем стали принуждать к совершению жертвоприношения языческим богам. Но Бог защитил их, внезапно поразив судью болезнью. Когда же, по молитве святых врачей, судья-язычник был исцелен, а собравшийся вокруг многочисленный народ стал в изумлении восклицать, что «нет другого Бога, кроме Бога христианского!», правитель, пораженный силой этого неведомого ему Бога, отпустил Козьму и Демьяна... С этих пор они стали с еще большей славой обходить города и приводить людей к Богу чудными исцелениями и поучениями, пока, наконец, не приняли мученическую смерть от одного лекаря, их бывшего наставника, который, завидуя успеху и славе братьев, зазвал их в уединенное место под предлогом сбора лекарственных трав и забил камнями.
Под 1363 г. Псковские летописи сообщают о построении церкви Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. "...В лето 6891... заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан." И хотя ни в одном из списков не упомянуто, что этот храм строился для Космодемьянского монастыря, но, очевидно, эта обитель уже существовала или начинала обустраиваться. К сожалению в дальнейшем более чем полтора века никаких новых сведений о церкви и о монастыре летописи не приводили. Естественно, что за это время монастырский храм сильно обветшал и требовал значительной починки или постройки другого. Вероятно, церковные власти предпочли второй вариант. Церковь построена одновременно с основанием мужского, Козьмодемьянского (Гремяцкого) монастыря. Под 1540 г. Псковские летописи сообщают о совершении 4-х каменных псковских церквей, в том числе о ц. Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. "...В лето 7048 того же лета совершиша 4 церкви камены: Святых Апостол Петра и Павла в старом Застеньи, а дроугая Козьма Демьяна на Гремячеи горе оу монастыре..." К несчастью, уже 19 сентября следующего года «...погоре все Запсковье... и выгоре на Гремячеи горе в монастыре святи чудотворца Козма и Демьян новая церковь каменная. И не священна бысть...». В летописи не указано, насколько сохранились каменные стены неосвященного храма и как скоро он был возобновлен. Но монастырь не исчез, и через 70 лет в летописях его упоминали среди трех обителей, уцелевших 19 мая 1609 года во время другого большого пожара. Не исключена возможность, что церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы сохранила свою древнюю основу 1383 г., а работы 1540 г. заключали в себе реконструкцию завершения церкви. История Гремяцкого мужского монастыря не богата важными для города событиями. Исследователи отмечают лишь, что эту тихую обитель выбрал для покоя известный церковный и политический деятель псковский архиепископ Макарий, помогавший подавлять народное восстание 1650 года. Через 14 лет он принял схиму в этом монастыре, взяв имя Михаил. 20 июня 1665 года скончался и был погребен в притворе храма. По сообщениям искусствоведа Ольги Владимировны Емелиной, во время пожара 1682 года в монастыре сгорели «житницы с хлебом и всякие заводы и строения», а в церкви иконостас и книги и облачения. В 1764 г. Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь сначала обращена в приходскую. Из-за малочисленности прихода уже через два десятилетия в 1787 году храм приписали к Петропавловскому собору. Причт собора проводил там богослужение лишь три раза в год: на Пасху, Рождество и престольный праздник. К 1817 г. церковь обветшала, на стенах и сводах появились трещины, окна стояли без стекол и зимой внутрь заносился снег. В 1820 г. была "назначена к уничтожению". К счастью, прихожане и причт Петропавловсгого собора собрали средства и сами отремонтировали приписной храм. Однако время ее пощадило: по сведениям 1837 г. глава еще сохранила деревянное лемеховое покрытие. Из докладной записки уполномоченного Музейным отделом в Петроградский отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины от 18 апреля 1921 г. следует, что церковь обветшала. Пока не обнаружено документов, подтверждающих перестройку "наиболее значительно исказившую" первоначальный облик памятника, в процессе которой были разобраны западные столбы четверика и своды, перекинутые с восточных столбов на западные. В результате перестройки церковь была завершена глухим барабаном, установленным на коробовый свод. По предположению Ю.П. Спегальского, в ХVII в. к церкви был пристроен притвор со звонницей. В 1857 г. церковь была "возобновлена". Глава и крыша церкви были покрыты листовым железом и окрашены масляною зеленою краскою. Крест на главе обит полированной жестью, оштукатурены стены снаружи и внутри храма, приведен в порядок иконостас. В 1897 г. стены церкви и колокольни снаружи отскоблены, вычинены, перетерты и окрашены голубою краскою. Крыша церкви, колокольни и водосточные трубы в том же году окрашены железным суриком, глава церкви медянкою, шпиль колокольни белой краскою, а крест желтым кроном. В 1949 г. упал юго-восточный круглый столб с опирающимися на него арками сводов. В 1920 г. церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы была обследована К.К. Романовым. В 1947 г. церковь была обмерена Н. Надёжиным и Спицыной на предмет ее восстановления. Cхематический проект реставрации был выполнен архитектором Ю.П. Спегальским в том же году. Обмерные и проектные чертежи хранятся в ГАПО. В 1950 г. на церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы были проведены реставрационные работы. Предварительно был сделан обмер, чертежи которого хранятся в ГАПО. Реставрационные работы 1950 г. заключались в восстановлении позднего коробового свода с распалубками и установкой на его вершине глухого барабана, выполненного в кирпиче. Притвор XVII в. вместе с сохранившейся на западном щипце кладкой основания колокольни XVII в. был перекрыт на 2 ската. Колокольня восстановлена не была.
Основные архитектурные особенности Церковь Косьмы и Дамиана бывшего Гремяцкого монастыря стоит на высокой горе над рекой Псковой рядом с Гремячей башней. Она представляет собой трехапсидный четверик с притвором, сохранивший 2 древних круглых в плане восточных столба с подпружными арками, опирающимися на них. Западная часть четверика в результате перестроек утеряла столбы и перекрыта коробовым сводом; на нем установлен глухой барабан с главкой. Ансамбль памятникоа Гремячей Горы. Вид с юго-востока. Фото В. Лебедевой. 1972 г. В четверике сохранились 3 древних дверных проема в западной, северной и южной стенах. Сохранившиеся оконные проемы растесаны.
Церковь Козьмы и Дамиана. Вид с северо-западной стороны. Притвор ХVII в. системой арок, перекинутых в направлении восток-запад разделен на 3 части, центральная из которых перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении север-юг, а северная и южная части притвора перекрыты полуцилиндрическими сводами в направлении восток-запад с распалубками над окнами. Церковь Козьмы и Дамиана. Вид с юго-востока. Фото В. Лебедевой. 1972 г.
От крыльца-паперти сохранились пяты арок перекинутых на несуществующие ныне столбы в направлении восток-запад. На западном щипце притвора сохранились остатки кладки колокольни над папертью (возможно следы древней звонницы - современницы притвора церкви). Фасады церкви как и большинство псковских памятников обработаны лопатками, выступающими из плоскости стен и своим положением на фасадах отвечающими внутренней планировке. Наверху прясла стен образованные лопатками, кончаются: крайние - двухчастным лопастным завершением, центральное - трехчастным.
План церкви Козьмы и Дамиана. Обмер Кулишовой И. 1969 г. В связи с разборкой щипцов центральное трехчастное завершение сохранилось лишь в своих пятах. Апсиды - древние. Обработаны обычным для псковских памятников поясом геометрического орнамента. Строительный материал стен и сводов церкви - псковский известняк на известковом растворе. Барабан 1950 г. - кирпичный. Кровля 4-скатная железная. Основные габариты: 12 х 21,5м.
Общие сведения Ансамбль памятников на Гремячей горе, в который входит церковь Козьмы и Дамиана, является одним из самых живописных и нетронутых уголков города. Сочетание крепостных сооружений начала XVI века с церковью и 2-мя гражданскими зданиями XVII века, играет доминирующую роль в формировании ландшафта долины реки Псковы и представляют собой значительную художественную ценность.
Фото: 2000 год. Фото:2003 год
Фото: 2008 год
Престольный праздник в храме Космы и Дамиана с Гремячей горы. Фото: 14 ноября 2019 года
Назад    Вверх страницы |
|||
|