Церковь Косьмы и Дамиана
с Гремячей Горы

Назад

Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей Горы

г. Псков, ул. Гремячая с Гремячей горы

Историческая справка

Родные братья Козьма и Демьян жили в III веке и занимались святым делом - врачевали больных, причем не только отказывались от всякого вознаграждения за помощь, но и все свое собственное имущество, доставшееся им после родителей, употребляли в пользу бедных.

Когда к братьям приходили за помощью, они говорили: «Веруйте во Христа - и получите исцеление! Надейтесь не на человеческую помощь, а на силу Божью, действующую в нас, когда мы, возлагая руки на больных, с верой призываем имя Того, Кто один имеет власть исцелять».

Святые мученики Козьма и Демьян

Таким образом они открывали сердца людей для веры и проповедовали Закон Божий. За распространение христианства и лечение больных именем Христа Козьма и Демьян были схвачены, связаны и приведены на суд, где их и подвергли допросу с угрозами, а затем стали принуждать к совершению жертвоприношения языческим богам.

Но Бог защитил их, внезапно поразив судью болезнью. Когда же, по молитве святых врачей, судья-язычник был исцелен, а собравшийся вокруг многочисленный народ стал в изумлении восклицать, что «нет другого Бога, кроме Бога христианского!», правитель, пораженный силой этого неведомого ему Бога, отпустил Козьму и Демьяна...

С этих пор они стали с еще большей славой обходить города и приводить людей к Богу чудными исцелениями и поучениями, пока, наконец, не приняли мученическую смерть от одного лекаря, их бывшего наставника, который, завидуя успеху и славе братьев, зазвал их в уединенное место под предлогом сбора лекарственных трав и забил камнями.


Под 1363 г. Псковские летописи сообщают о построении церкви Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. "...В лето 6891... заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан." И хотя ни в одном из списков не упомянуто, что этот храм строился для Космодемьянского монастыря, но, очевидно, эта обитель уже существовала или начинала обустраиваться.

К сожалению в дальнейшем более чем полтора века никаких новых сведений о церкви и о монастыре летописи не приводили. Естественно, что за это время монастырский храм сильно обветшал и требовал значительной починки или постройки другого.

Вероятно, церковные власти предпочли второй вариант. Церковь построена одновременно с основанием мужского, Козьмодемьянского (Гремяцкого) монастыря. Под 1540 г. Псковские летописи сообщают о совершении 4-х каменных псковских церквей, в том числе о ц. Козьмы и Демьяна на Гремячей горе.

"...В лето 7048 того же лета совершиша 4 церкви камены: Святых Апостол Петра и Павла в старом Застеньи, а дроугая Козьма Демьяна на Гремячеи горе оу монастыре..."

К несчастью, уже 19 сентября следующего года «...погоре все Запсковье... и выгоре на Гремячеи горе в монастыре святи чудотворца Козма и Демьян новая церковь каменная. И не священна бысть...».

В летописи не указано, насколько сохранились каменные стены неосвященного храма и как скоро он был возобновлен. Но монастырь не исчез, и через 70 лет в летописях его упоминали среди трех обителей, уцелевших 19 мая 1609 года во время другого большого пожара.

Не исключена возможность, что церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы сохранила свою древнюю основу 1383 г., а работы 1540 г. заключали в себе реконструкцию завершения церкви. История Гремяцкого мужского монастыря не богата важными для города событиями.

Исследователи отмечают лишь, что эту тихую обитель выбрал для покоя известный церковный и политический деятель псковский архиепископ Макарий, помогавший подавлять народное восстание 1650 года. Через 14 лет он принял схиму в этом монастыре, взяв имя Михаил.

20 июня 1665 года скончался и был погребен в притворе храма. По сообщениям искусствоведа Ольги Владимировны Емелиной, во время пожара 1682 года в монастыре сгорели «житницы с хлебом и всякие заводы и строения», а в церкви иконостас и книги и облачения.

В 1764 г. Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь сначала обращена в приходскую. Из-за малочисленности прихода уже через два десятилетия в 1787 году храм приписали к Петропавловскому собору.

Причт собора проводил там богослужение лишь три раза в год: на Пасху, Рождество и престольный праздник. К 1817 г. церковь обветшала, на стенах и сводах появились трещины, окна стояли без стекол и зимой внутрь заносился снег.

В 1820 г. была "назначена к уничтожению". К счастью, прихожане и причт Петропавловсгого собора собрали средства и сами отремонтировали приписной храм. Однако время ее пощадило: по сведениям 1837 г. глава еще сохранила деревянное лемеховое покрытие.

Из докладной записки уполномоченного Музейным отделом в Петроградский отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины от 18 апреля 1921 г. следует, что церковь обветшала.

Пока не обнаружено документов, подтверждающих перестройку "наиболее значительно исказившую" первоначальный облик памятника, в процессе которой были разобраны западные столбы четверика и своды, перекинутые с восточных столбов на западные.

В результате перестройки церковь была завершена глухим барабаном, установленным на коробовый свод. По предположению Ю.П. Спегальского, в ХVII в. к церкви был пристроен притвор со звонницей. В 1857 г. церковь была "возобновлена".

Глава и крыша церкви были покрыты листовым железом и окрашены масляною зеленою краскою. Крест на главе обит полированной жестью, оштукатурены стены снаружи и внутри храма, приведен в порядок иконостас.

В 1897 г. стены церкви и колокольни снаружи отскоблены, вычинены, перетерты и окрашены голубою краскою. Крыша церкви, колокольни и водосточные трубы в том же году окрашены железным суриком, глава церкви медянкою, шпиль колокольни белой краскою, а крест желтым кроном.

В 1949 г. упал юго-восточный круглый столб с опирающимися на него арками сводов. В 1920 г. церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы была обследована К.К. Романовым. В 1947 г. церковь была обмерена Н. Надёжиным и Спицыной на предмет ее восстановления.

Cхематический проект реставрации был выполнен архитектором Ю.П. Спегальским в том же году. Обмерные и проектные чертежи хранятся в ГАПО. В 1950 г. на церкви Козьмы и Демьяна с Гремячей горы были проведены реставрационные работы.

Предварительно был сделан обмер, чертежи которого хранятся в ГАПО. Реставрационные работы 1950 г. заключались в восстановлении позднего коробового свода с распалубками и установкой на его вершине глухого барабана, выполненного в кирпиче.

Притвор XVII в. вместе с сохранившейся на западном щипце кладкой основания колокольни XVII в. был перекрыт на 2 ската. Колокольня восстановлена не была.

Основные архитектурные особенности

Церковь Косьмы и Дамиана бывшего Гремяцкого монастыря стоит на высокой горе над рекой Псковой рядом с Гремячей башней. Она представляет собой трехапсидный четверик с притвором, сохранивший 2 древних круглых в плане восточных столба с подпружными арками, опирающимися на них.

Западная часть четверика в результате перестроек утеряла столбы и перекрыта коробовым сводом; на нем установлен глухой барабан с главкой.

Ансамбль памятникоа Гремячей Горы. Вид с юго-востока. Фото В. Лебедевой. 1972 г.

В четверике сохранились 3 древних дверных проема в западной, северной и южной стенах. Сохранившиеся оконные проемы растесаны.

Церковь Козьмы и Дамиана. Вид с северо-западной стороны.
Фото В. Лебедевой. 1972 г.

В алтаре, жертвеннике и диаконнике сохранились древние щелевидные оконные проемы. Центральный оконный проем алтаря заложен, но легко читается по следам на штукатурке. Он значительно выше двух боковых проемов алтаря.

Притвор ХVII в. системой арок, перекинутых в направлении восток-запад разделен на 3 части, центральная из которых перекрыта полуцилиндрическим сводом в направлении север-юг, а северная и южная части притвора перекрыты полуцилиндрическими сводами в направлении восток-запад с распалубками над окнами.

Церковь Козьмы и Дамиана. Вид с юго-востока. Фото В. Лебедевой. 1972 г.

От крыльца-паперти сохранились пяты арок перекинутых на несуществующие ныне столбы в направлении восток-запад. На западном щипце притвора сохранились остатки кладки колокольни над папертью (возможно следы древней звонницы - современницы притвора церкви).

Фасады церкви как и большинство псковских памятников обработаны лопатками, выступающими из плоскости стен и своим положением на фасадах отвечающими внутренней планировке. Наверху прясла стен образованные лопатками, кончаются: крайние - двухчастным лопастным завершением, центральное - трехчастным.

План церкви Козьмы и Дамиана. Обмер Кулишовой И. 1969 г.

В связи с разборкой щипцов центральное трехчастное завершение сохранилось лишь в своих пятах. Апсиды - древние. Обработаны обычным для псковских памятников поясом геометрического орнамента. Строительный материал стен и сводов церкви - псковский известняк на известковом растворе. Барабан 1950 г. - кирпичный. Кровля 4-скатная железная. Основные габариты: 12 х 21,5м.

Общие сведения

Ансамбль памятников на Гремячей горе, в который входит церковь Козьмы и Дамиана, является одним из самых живописных и нетронутых уголков города.

Сочетание крепостных сооружений начала XVI века с церковью и 2-мя гражданскими зданиями XVII века, играет доминирующую роль в формировании ландшафта долины реки Псковы и представляют собой значительную художественную ценность.


Фото: 2000 год. Фото:2003 год


Фото: 2008 год


Престольный праздник в храме Космы и Дамиана с Гремячей горы. Фото: 14 ноября 2019 года


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru