Михайловская улица – ныне улица Спегальского | |||
---|---|---|---|
Михайловская улица – ныне улица СпегальскогоУлица Спегальского (в прошлом Михайловская, по названию Михайловской башни и Михайло-Архангельского монастыря, расположенных рядом) находится в древней части города.
Фрагмент карты Пскова 1889 года. Составитель - губернский инженер-архитектор Сатурнин-Войцех Езеровский Она соединяет ул. Некрасова (бывшая Губернаторская) и Свердлова (бывшая Стенная).
Михайловская башня. Начало улицы Спегальского и предполагаемое место Михайловского монастыря Улица Михайловская переименована в улицу Спегальского в 1982 году.Свое название она получила не случайно. Именно здесь на улице Гоголя, 43, в доме Печенко, где некоторое время жил Спегальский, он создал художественную студию для таких же, как и он юных псковичей, увлечённых рисунком, живописью и пластикой.
Улица Спегальского на современной карте Краткая биография Юрия Павловича СпегальскогоЮрий Павлович Спегальский родился в Пскове 3 июня 1909 года. Его отец, Павел Константинович Спегальский, был строительным рабочим, мастером по орнаментальной лепке, мать происходила из древнего дворянского рода Печенко. Юрий Павлович ощутил в себе живой интерес к псковской старине с ранних лет. «На редкость удачно сложились мои детство и юность, которые как будто специально прошли так, чтобы сделать из меня реставратора и исследователя памятников архитектуры», - вспоминал сам Ю.П. Спегальский. Он много времени посвящал обмеру и зарисовкам древних построек Пскова, собирал осколки древних керамических изразцов. В 1918 году на Первой мировой войне погиб отец Ю.П. Спегальского, но он успел оставить в памяти сына воспоминания о себе, как о человеке «самом лучшем из всех людей на свете», сумел внушить ему любовь к родному городу и строительному делу. Вместе с памятью об отце Юрий Павлович всю жизнь хранил и его рабочие инструменты, которые сегодня можно увидеть в музее-квартире Ю.П. Спегальского в Пскове. После того, как мать Ю.П. Спегальского вторично вышла замуж, жизнь юного Спегальского осложнилась из-за тяжелого характера отчима, который к тому же не понимал и не принимал увлечения пасынка стариной, считая это совершенно пустым занятием. После очередной ссоры подросток убежал из дома и по существу отказался от материальной поддержки семьи, поступив на работу в помощники к печнику. Ему было тогда 13 лет. А через два года он стал совершенно самостоятельным человеком, отказавшись переезжать с семьей в Ашхабад. С тех пор ему приходилось совмещать учебу в школе и работу каменщиком на стройках. Но на его увлечении стариной это никак не отразилось. В школе № 1 г. Пскова, где учился Ю.П. Спегальский, он создал краеведческий кружок и часто сам выступал там с докладами. А в 1927 году в сборнике «Псковского общества краеведения» была напечатана его статья «О значении памятников древнепсковской архитектуры». Стараясь глубже познакомиться с древней русской культурой, он изучал разнообразные источники – фольклорные, археологические, исторические, в которых мог почерпнуть знания о русской и псковской старине. Изучал он и русский былинный эпос, и архивные материалы, и псковские летописи. Он так же развивал в себе художественные способности, стремясь овладеть изобразительной техникой: рисунком, акварелью, темперой, маслом, фресковой живописью. Готовясь к вступительным экзаменам на архитектурный факультет Академии художеств, Спегальский создал в доме Печенко, где он в то время жил, художественную студию для таких же, как и он, увлечённых рисунком, живописью и пластикой юных псковичей. В 1928 году Спегальский поступил в Академию художеств, а после её реорганизации и ликвидации архитектурного факультета стал студентом архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института. В 1936 году после окончания учебы он поступил на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме, что давало ему возможность обследовать памятники не только Ленинградской, но и Псковской области. В период 1939-1940 годов Спегальский занимается обследованием Кирилло-Белозерского монастыря, а также участвует в работах по восстановлению Гремячей башни в Пскове, исследует и реставрирует один из памятников гражданской архитектуры Пскова – Вторые палаты Меншиковых («дом Яковлева»). Эта работа позволила сделать ряд новых ценных открытий в области гражданской архитектуры XVII века. Война застала Спегальского в Ленинграде, где он по заданию исполкома Ленгорсовета в составе бригады верхолазов выполняет работы по маскировке высотных сооружений и живет мыслями о том, как нужно будет восстанавливать Псков после его освобождения от захватчиков. В самую жестокую блокадную зиму 1941 – 1942 года он создает серию рисунков - реконструкций древних псковских памятников под названием «По Пскову XVII века». Рисунки из этой серии частично были опубликованы в одноименной книге, вышедшей в свет 1974 году. «Думая о Пскове, о его восстановлении, думая об этом еще в 1941 – 1942 годах, я самостоятельно пришел к псковскому варианту идеи сохранения остатков старины путем создания архитектурных заповедников», - писал он позднее. Так сильна была его вера в победу и любовь к Пскову, которые не смогли поколебать даже тяготы блокадной жизни.
В 1942 году он знакомится с Ольгой Константиновной Аршакуни, которая стала его женой, соратницей и верной спутницей до конца жизни. В 1943 году Спегальский вместе с группой архитекторов Государственной инспекции охраны памятников работает на лесозаготовках. Там же в тяжелейших условиях труда и быта, он создает первые эскизы будущего проекта планировки архитектурных заповедников в Пскове. В октябре 1944 года Спегальский был назначен начальником Псковской областной инспекции охраны памятников. Период между 1945 и 1947 годами стал особым – очень плодотворным и напряженным периодом в жизни Ю.П. Спегальского. Ему предстояло решить не только огромное количество первоочередных задач по спасению памятников архитектуры, находящихся в аварийном состоянии, но и отстаивать идею о необходимости восстановления практически полностью разрушенного во время войны Пскова с учетом органичного включения исторической застройки в структуру современного города. Эту задачу и решал его проект планировки архитектурных заповедников. Он предлагал разделить на две части территорию, необходимую для дальнейшего развития общественного центра Пскова: на территорию «свободной застройки», где памятников нет и где можно компоновать современные ансамбли и территорию скопления памятников, которые требуют особого к себе отношения. В том числе им были разработаны проекты жилых домов в два-три этажа, сомасштабных историческим постройкам, для их возведения в черте заповедных зон. Но у такого подхода в Пскове было много противников. Тогда здесь преобладало мнение, что наличие большого количества памятников тормозит развитие города и что создавать современный Псков нужно, застроив его многоэтажными зданиями, оставив в городе лишь несколько памятников архитектуры. И только принципиальность и настойчивость Ю.П. Спегальского, его работа с ленинградскими архитекторами, которые занимались тогда разработкой плана планировки Пскова, привели к тому, что установленные его проектами зонирования древние улицы и площади, границы особых зон микрорайонов, все-таки вошли в общий генеральный проект планировки Пскова. Благодаря этому Псков не только избежал участи превратиться в типовой город без собственного лица, но во многом была сохранена культурно-историческая среда, формировавшаяся здесь на протяжении многих столетий. Также в планах Спегальского было создание в Пскове музея древнепсковской архитектуры и организация псковской проектно-реставрационной мастерской. И если планам по созданию музея так и не суждено было сбыться, то реставрационная мастерская появилась в Пскове в феврале 1946 года, а Спегальский был назначен ее первым руководителем. Благодаря его энергичной деятельности реставрационная мастерская вела реставрационные работы и исследования памятников даже, не смотря на отсутствие самого необходимого - не хватало строительного оборудования и рабочей силы (вместо предназначавшихся для нее 20 рабочих было выделено всего 2). Спегальский не только собрал и подготовил специальную бригаду из каменщиков, штукатуров и плотников, которая впоследствии стала ядром производственного коллектива мастерской, но и сам многое делал собственноручно, совмещая в одном лице руководителя, исполнителя строительных работ и исследователя-реставратора. Так, например, для экономии времени и средств, чтобы как можно скорее вывести из аварийного состояния наиболее искалеченные, особенно в верхних частях, памятники, Спегальский поднимался наверх культовых сооружений без лесов, верхолазным способом. Таким образом им были восстановлены поврежденные барабаны и главы Троицкого кафедрального собора, глава Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1946 году Ю.П. Спегальский пишет замечательный историко - художественный очерк "Псков". Художественное оформление книги - обложку, титульный лист, заставки и концовки - он выполнил сам. Поскольку, по глубокому убеждению Спегальского, работа реставратора должна основываться на слиянии научной работы и производственной практики он, одновременно с консервацией и восстановлением памятников проводит и тщательное изучение их конструктивных и архитектурных особенностей, производит обмеры. На основании полученных данных он готовит полные проекты реставрации церквей Николы со Усохи (XVI в.), Богоявления с Запсковья (XV в.), Вторых палат Меншикова (XVII в.). В 1947 году по ряду причин он был вынужден переехать из Пскова в Ленинград, где поступил в аспирантуру при институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии Художеств. Во время учебы в аспирантуре в 1947 – 1951 годах Спегальский не прекращал заниматься вопросами охраны и реставрации памятников архитектуры Пскова. В 1948 году из печати вышел сборник «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР» под редакцией И.Э. Грабаря. Статья под названием «Памятники зодчества Пскова» была написана Ю.П. Спегальским специально для этого сборника. В 1951 году Спегальский блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему о гражданской архитектуре Пскова. В этой работе он доказал факт существования верхних деревянных жилых этажей на каменных палатах XVII века. Факт этот был признан специалистами значительным не только для Пскова, но и для многих древних русских городов. После защиты диссертации Спегальский очень хотел вернуться в Псков, но последовал отказ о приеме на работу и он вынужден был оставаться в Ленинграде. В период с 1951 по 1956 год он работал в филиале Академии архитектуры СССР. Занимаясь там исследованием проблем современной архитектуры, Спегальский не переставал думать о проблемах сохранения памятников псковской старины. «…Думаю все время о Пскове. Без сознания, что делаю все то, что обязан делать, к чему призывает честность, я никогда не смогу быть не только вполне счастливым, но и просто спокойным...» В то время, живя в Ленинграде и не имея возможности напрямую приложить свои опыт, знания непосредственно к восстановлению памятников Пскова, Ю.П. Спегальский создает много графических, живописных и декоративно-прикладных произведений на псковскую тематику, применяя технические способы и художественные приемы древних мастеров. Паникадила (деревянные расписные люстры), расписные завесы и другие работы Спегальского можно увидеть сегодня в его мемориальном музее в Пскове. В 1957 году Спегальский по приглашению Ленинградской реставрационной мастерской и ГИОПА (госинспекции по охране памятников архитектуры) принимает участие в верхолазной работе по восстановлению шпиля Петропавловской крепости. Учитывая всю техническую сложность запланированных работ, его участие в этом деле было необходимо, поскольку он совмещал в себе исследователя архитектуры, инженера и верхолаза. В 1958 году Ю.П. Спегальский перешел на работу в ЛОИА АН СССР (Ленинградское отделение института археологии Академии Наук СССР). Здесь он получил возможность, наряду с основной темой научной работы в ЛОИА продолжать заниматься изучением средневековой архитектуры Пскова и древнерусского искусства в целом. Поэтому десятилетие, с 1958 по 1968, когда он работал в ЛОИА, стало самым плодотворным в творческой жизни ученого. В период 1960 - 1968 годов он публикует ряд научных статей посвященных таким псковским памятникам, как церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, церковь Николы со Усохи, Богоявления с Запсковья, Василия на Горке и другим. А в 1963 году выходит в свет его книга «Псковские каменные жилые здания XVII века», в основу которой легли материалы диссертации Ю.П. Спегальского. Эта работа оказала немалое влияние на реставрацию памятников гражданского зодчества XVII века в Горьком, Гороховце и других древнерусских городах. Работая в ЛОИА он выполняет еще одну крупную работу по исследованию русской деревянной гражданской архитектуры домонгольского периода. Эта работа, получившая высокую оценку ученых, в виде монографии «Жилище Северо-Западной Руси IX – XIII веков» была опубликована лишь в 1972 году. Ю.П. Спегальский в своей научно-публицистической деятельности уделял большое внимание и тому, чтобы материалы, рассказывающие о древнерусской культуре, о памятниках древнего Пскова были доступны и понятны для широкого круга людей. Его перу принадлежат научно-популярная статья «Сокровища древней архитектуры», написанная для сборника «Достопримечательности Псковской области» и книга «Псков. Художественные памятники», своеобразный путеводитель по древнему Пскову. Эта книга, вышедшая в 1963 году, имела большой успех у читателей и позднее дважды переиздавалась – в 1972 и 1978 годах.
Юрий Павлович Спегальский. 1960 год В 1968 года Ю.П. Спегальский получил долгожданное приглашение на работу в Псков. И осенью того же года, обменяв свою ленинградскую квартиру на жилье в Пскове, он вместе с О.К. Аршакуни переехали сюда окончательно.Так уж случилось, что после возвращения в Псков Ю.П. Спегальский прожил всего 150 дней. Но за этот короткий срок с сентября 1968 по январь 1969 он успел создать для Пскова еще одну работу - «Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова», который содержал в себе в том числе и проект комплексной реставрации памятников. Этот план – более усовершенствованный вариант его первого проекта планировки архитектурных заповедников, созданного в 1945 – 1947 годах. Главным результатом этой работы ученый видел не только некую сумму отреставрированных древних зданий, но, прежде всего, создание наилучших условий их показа как памятников древнерусской культуры, освоения их в практических целях и использования для украшения города. Эта работа стала завершением его научных изысканий в области охраны и реставрации памятников народного зодчества Пскова. Юрий Павлович Спегальский умер 17 января 1969 года после первого производственного собрания, состоявшегося в реставрационной мастерской. Похоронен Ю.П. Спегальский на Мироносицком кладбище в Пскове. *** Ю.П. Спегальский ушел из жизни, а на его столе осталась лежать рукопись. Вот о чем он писал в последние мгновенья своей жизни: «…В настоящее время далекая псковская старина как бы приближается к нам. Труд археологов, исследователей архитектуры и искусствоведов возвращает нам и делает все более понятным много из того, что, казалось, было уже бесследно утрачено и забыто. Псковским памятникам суждено теперь не разрушаться и не исчезать с лица земли, а возрождаться к жизни, с тем, чтобы послужить еще многим поколениям людей. Это закономерно. Народ, взявший в свои руки власть, не может относиться безразлично к культурным ценностям, созданным в прошлом наиболее одаренными представителями, сумевшими в условиях феодализма с удивительной полнотой выразить в своем творчестве взгляды народа на искусство и архитектуру, на соотношение искусства и жизни, художественных форм и приемов архитектуры с ее технической и практической стороной, бытом и гигиеническими требованиями. Эти вопросы народ разрешал…» Далее текст рукописи обрывается… Скоропостижная смерть ученого не дала ему самому осуществить еще многие из намеченных им замыслов, но дело его продолжила его вдова, архитектор О.К. Аршакуни (1908 – 1991), своей последовательностью и принципиальностью много сделавшая, что бы труды, идеи, проекты Ю.П. Спегальского не были преданы забвению.
Назад    Вверх страницы |
|||
|