Церковь Климента папы Римского
| |||
---|---|---|---|
Церковь Климента папы Римского и Петра Александрийскогог. Псков, Ольгинская наб., д. 16 Историческая справка Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы. В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания.
Священномученик Климент, папа Римский Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 - 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 - 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год). Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи. Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 - 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса. Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды. Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал. Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году. Святой Петр, архиепископ Александрийский, жил в Александрии, на рубеже третьего и четвертого веков. Он был высокообразован и занимал должность начальника Александрийской школы. В трехсотом году он стал архиепископом Александрийским. Когда император Диоклетиан начал преследовать христиан, архиепископ Петр был изгнан из города. Он странствовал по империи, но в конце концов вернулся на родину. Петр тайно посещал заключенных в темнице христиан, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие и совершал Богослужения. Под его окормлением христианская Александрия крепла и развивалась.
Священномученик Петр, архиепископ Александрийский Другой важной задачей для Петра стало противостоять появившейся тогда ереси Ария. Это учение отрицало Божественность Иисуса Христа. Архиепископ Петр дискутировал с Арием, и в качестве крайней меры, видя что тот не раскаивается – отлучил Ария от Церкви. В триста одиннадцатом году архиепископа Петра по приказу императора Максимиана казнили. По преданию голос с неба возвестил праведным александрийцам: «Петр – начало Апостолов, Петр – конец александрийских мучеников». Так и случилось. Гонения на христиан в Александрии закончились. Церковь во имя Климента папы Римского и Петра Александрийского - бывшая монастырская. Когда и кем был основан мужской "Климентовский монастырь" неизвестно. Обычно пишут, что эта монастырская церковь посвящена Клименту, Папе Римскому, третьему приемнику апостола Петра, принявшему мученическую смерть в 101 году. Это не совсем точно. Не позднее XVI века главный престол монастырского храма был освещен во имя двух священномучеников: Климента, Папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского, погибшего в 311 году. Их общий день памяти и престольный праздник церкви отмечался по старому стилю 25 ноября. В книге «Историческая топография Пскова в XIV-XV веках» (М., 1985 г.) Инга Константиновна Лабутина привела доказательства, что мужской монастырь Климента существовал еще в первой половине XIV века. Принадлежавшие ему деревни, пустоши и лавки перечислены в писцовой книге 1585-1587 годов, причем один раз там его называли «Петра святого с Завеличья Драчилв монастырь». Так звали, вероятно, основателя или благодетеля обители. По другой версии рядом жили Драчи – шерстобиты и валяльщики обуви. В писцовых и оброчных книгах 1585-1857 гг. он неоднократно упоминается как "... Климентовский монастырь изо Пскова зъ Завеличья" или "Климента святаго изъ Завеличья" Имеются сведения о том, что в 1615 г. монастырь был разорен шведами, но вскоре возобновлен, в начале XVIII в. снова упразднен, а церковь приписана к архиерейскому дому. Первое краткое описание церкви относится к 1763 г., когда она значится приписанной к архиерейскому дому. В это время церковь Климента и Петра описывается каменной, крытой тесом, глава обита чешуей. На каменной же колокольне висело четыре медных небольших колокола. В церкви был 3-ярусный тябловый иконостас. С конца XVIII в. и по начало XX в. в клировых ведомостях церковь описывается кратко. С 1786 г. к ней приписана церковь Николая Чудотворца бывшего Кожина монастыря. С 1798 г. в церкви упоминается придел Воздвиженья Креста Господня. В начале XIX в. церковь сильно обветшала, в стенах и сводах и прочих местах появились трещины, служба в ней прекратилась и прихода она не имела. В 1837 г. церковь значится двухпрестольной, крепкой, но без колокольни, а колокола были повешены при входе в церковь на двух каменных столбах. В начале XX в. предполагался значительный ремонт церкви, в связи с чем в 1912 г. памятник был обмерен псковским инженером-архитектором Подчекаевым и в 1913 г. В. Биркенбергом. Во второй половине XVIII в. сооружен южный придел Воздвиженья креста Господня. Видимо, в XIX в. были переделаны притвор и пристроено крыльцо, разобраны северная галерея, возможно с древним приделом, многоскатная кровля переделана на существующую четырехскатную. Реставрационных работ не проводилось. Памятник обмерен в 1912 г. Подчекаевым. Материалы хранятся в ГАПО, копии в архиве ПСНРПМ. В 1913 году обмерные чертежи выполнены В. Биркенбергом. Хранятся в архиве Института живописи и архитектуры им. Репина (г С. Петербург). Копии в архиве ПСНРПМ. Обмер плана выполнен В.А. Лебедевой и М.И. Семеновым в 1974 г. (ПСНРПМ)
Основные архитектурные особенности Церковь находится на левом берегу р. Великой на Завеличье севернее Мирожского монастыря . С севера и запада в 100-200 м от памятника расположены корпуса областной больницы на возвышенной части берега; с запада они отделены от церкви зелеными насаждениями.
Памятник стоит на обрывистом берегу над рекой и представляет собой крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный храм времени расцвета псковской школы зодчества. Его основной кубический объем на необычном повышенном цоколе с пониженными полуцилиндрами апсид с востока увенчан цилиндрическим барабаном с поздней главой полусферической формы, над которой возвышается малая шарообразная главка с четырехконечным крестом XVII в.
Церковь Климента папы Римского. Вид с востока. Фото А. Смирнова. 2001 г. С запада к нему примыкают притвор и позднее крыльцо, с юга - придельная церковь с декоративным барабаном и малой граненой главкой.
Вид с юго-запада. Фото Б. Скобельцына. 1976 г. Фасады четверика имеют традиционное трехчастное членение лопатками, доходящими только до цоколя, а в верхней части они срезаны четырехскатной кровлей - это свидетельствует о том, что в древности кровля была многоскатной. Вверху лопатки соединяются двух и трехлопастными ползучими арочками. Барабан четверика имеет четыре щелевых оконных проема, расположенных по странам света. Украшает его декоративный пояс, состоящий из двух рядов поребрика и бегунца между ними и венчающего ряда уступчатых полукруглых ниш.
Вид с северо-восточной стороны. Фото Б. Скобельцына. 1976 г. Апсиды сверху декорирует такой же, как на барабане, пояс геометрического орнамента и валиковые разводы на центральной апсиде. Четверик перекрыт коробовыми сводами и повышенными подпружными арками, несущими барабан. Западные столбы круглые в плане (на уровне человеческого роста), верхняя часть - квадратная (особенность храма). Восточные - скруглены к востоку. В восточном нефе на южной и северной стенах и на южной стене сохранились щелевые оконные проемы. В диаконнике и жертвеннике - по одному щелевому оконному проему в центральной апсиде два заложенных.
Церковь Климента папы Римского. Вид с юго-востока. Фото А. Смирнова. 2001 г. В юго-западном углу растесанный дверной проем, ведущий в южный придел. В западной стене дверной проем с арочной перемычкой. В интерьере четверика сохранилась двухпольная старинная металлическая дверь. В северной стене (трансепта) два оконных проема в первом и втором ярусах. Нижний проем реконструирован из дверного. В центральной апсиде - центральный проем растесанный.
План церкви. Обмеры Лебедевой В.А., Семенова М.И. 1974 г. В цокольной повышенной части четверик имеет подцерковье с четырьмя столбами (пилонами) квадратными в плане, апсид в нем нет, что является особенностью памятника. Вход в подцерковье через подклет притвора. Перекрытие придела состоит из коробового свода и двух подпружных арок, над оконными проемами - распалубки. Притвор имеет позднее плоское перекрытие. Внутреннее убранство церкви не сохранилось. Церковь сложена из местной известняковой плиты, обмазана и побелена, основные габариты: 16 х 20 м, четверик: 11 х 18 м.
Общие сведения Церковь Климента папы Римского относится к храмам периода расцвета псковской школы зодчества. До наших дней он сохранился в первозданном состоянии. Храм имеет ряд конструктивных особенностей: повышенный цоколь четверика, подцерковье без апсид, упрощенный тип перекрытия четверика. В планировочной структуре города церковь имела и имеет большое значение: она увязывает также, как и другие церкви на берегу Великой, Завеличье с Окольным городом.
Церковь Климента папы Римского и Петра Александрийского
Назад    Вверх страницы |
|||
|