Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Заводоуправление

Назад

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Заводоуправление

г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 22-а

Историческая справка

Здание заводоуправления льнопрядильной и бичевочной фабрики инженера-технолога немца Генриха Юльевича Мейера построено, вероятно, в 1901 г. Точная дата строительства и автор проекта неизвестны.

27 мая 1900 г. значительная часть фабрики сгорела. Мейер сразу приступил к ее восстановлению, возвел новые постройки, закупил усовершенствованное оборудование. 11 марта 1901 г. состоялось освящение зданий и пуск обновленной фабрики.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. Общий вид с севера. Фото Руденко О.В. 2001 г. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

Рассказывая об этом событии "Псковский городской листок" отметил значительное улучшение и ее внешнего архитектурного вида. Вероятно, имелось ввиду и двухэтажное административное здание фабрики, построенное в живописной манере стиля модерн.

На торжестве присутствовал и губернский архитектор гражданский инженер Иосафат Иосифович Данишевский, исполнявший эту должность в 1892-1909 годах. Не исключено, что здание строилось по его проекту. Помещения постройки предназначались для кабинетов служащих управления фабрики.

После революции до начала 1970-х годов здание использовалось по первоначальному назначению в качестве заводоуправления шпагатной фабрики им. М.И. Калинина. Впоследствии было приспособлено под семейное общежитие Псковского льнокомбината.

ул. О. Кошевого (бывшая Мешковская) во время Великой Отечественной войны.
Фабрика Г.Ю. Мейера видна на фоне Троицкого собора.

Архитектура здания не претерпела значительных изменений, за исключением некоторых перестроек при приспособлении под жилье. В ходе эксплуатации здание не ремонтировалось и доведено до плачевного состояния.

После 1977 года изменено очертание проема главного входа, которое первоначально было трапецевидным, а также верхняя фрамуга над дверью.

Стены и карнизы фасадов пострадали от влаги из-за неисправностей крыши и водостоков. Лепной декор тамбура главного входа значительно разрушен влагой от протечек крыши. Самодеятельно раскрашен в нехарактерные цвета.

В некоторых помещениях имеются поздние легкие перегородки, нарушающие композицию лепного декора потолков. Заложены некоторые дверные проемы. В кабинете управляющего (справа от лестницы) утрачен рельефный фриз на темы труда. Из кабинета управляющего пробит ход в стене ризалита и устроено крыльцо на восточном фасаде. Утрачены отопительные устройства.

Основные архитектурные особенности

Построено в стиле модерн. Свободная объемно-пространственная композиция отвечает градостроительным особенностям участка. Замыкает перспективу ул. О. Кошевого (бывшая Мешковская) и закрепляет крутой поворот ул. Л. Поземского (бывшей Нарвской).

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. Вид с юго-запада на веранду дворового фасада. Фото Руденко О.В. 2001 г. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

Задним фасадом выходит во двор фабрики. Здание каменное двухэтажное с полуподвалом. Объемно-пространствнная композиция асимметрична.

Живописная игра объемов рассчитана на выполнение определенных функций в городской среде: башенка-бельведер с высоким шатром и флюгером - основная высотная доминанта - активно работает в перспективе улиц во всех направлениях; центральный ризолит с высоким щипцом и выделенной из объема двухскатной крышей, являясь композиционным центром, отмечает поворот улицы.

В композиции объемов и декора главного фасада заключена информация о взаимосвязях и функции помещений интерьера. Активно выделены элементы общественного назначения: большой ризалит (в котором расположен парадный зал) и примыкающий к нему малый ризалит с парадным входом, а также круглая башня лестницы, наполовину выступающая из объема.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. Фрагмент интерьера вестибюля. Фото Руденко О.В. 2001 г. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

На втором плане - стена с окнами вестибюля и кабинетов руководителей фабрики. Третий план в уровне второго этажа представляет зону кабинетов сотрудников управления с балконом для рекреации. Различное функциональное назначение помещений подчеркнуто формой и размерами проемов, пластикой карнизов и лепного декора.

Наряду с разнообразием форм в решении лепного и резного декора присутствует один объединяющий мотив ~ стилизованный цветок распускающейся розы. Этот мотив встречает входящего на дверных полотнах парадного входа.

Форма дверного проема, имевшая первоначально трапецевидное завершение, ныне имеет прямоугольные очертания. Большое окно с полуциркульным завершением обозначает пространство вестибюля. Кабинет управляющего выделен волнообразным карнизом и большим строенным окном с лепными орнаментальными вставками.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. Дверь парадного входа. Фото Руденко О.В. 2001 г. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

На большом ризалите центральный зал отмечен крупным прямоугольным окном, а кабинет в мансарде над залом - композицией из трех окон, где центральное высокое окно с французским балкончиком фланкировано двумя узкими щелевидными окнами.

Верх их простенков украшен лепными "розами". Верх щипца обработан рельефом, напоминающим фахверк. В центре стены слева от большого ризалита также присутствует мотив "розы", украшающий высокие прямоугольные окна помещения в котором, вероятно, могли располагаться библиотека или музей.

Фото: сентябрь 2014 год

В расстекловке оконных заполнений присутствует характерное для модерна мелкое членение верхних оконных фрамуг. В эмоциональном плане вся пространственная композиция объемов фасада напоминает волнообразное движение "океана жизни", подчеркнутое всеми перечисленными выше средствами.

Кульминацией этого движения "вихрем", взмывающим ввысь, является башня лестницы, в объеме и декор которой запечатлена тяга к возвышенной романтике. В образе башни выражено вечное стремление к взлету, удерживаемое приземленностью обыденной жизни.

Эта тема подчеркнута характером рустовки, имитирующей крупные камни - символы статичности и незыблемости. Вразрез с ними выступает движением вверх по спирали узких окон, освещающих путь подъема к видовой площадке наверху, где сквозь круглые окна открывается вид на восемь сторон света.

Формою крыши символизирует парение и готовность к взлету, что очень хорошо выражено высоким шатром и оторванной от стен башни крышей, пространство под которой наполнено воздухом. Ажурный флюгер на тонкой мачте венчает композицию, символизируя полет по воле ветра.

Стенки ограждения крыши и печные трубы дополняют впечатление, напоминая оставшихся, тех кто не может взлететь. На уровне тротуара вдоль всего фасада устроен палисадник с ажурными коваными решетками. Боковой юго-восточный фасад одноэтажный имеет утилитарное назначение.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. Генплан. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

Здесь ризалитами выделены "черный" ход в кабинет управляющего и вход на "черную" лестницу. Северо-западным и задним северо-восточным фасадами здание обращено во двор фабрики.

Фасады решены строго: центральная стена с прямоугольными окнами имеет по краям два разных по объему ризалита в которых расположены кабинет и "черная лестница".

Декоративное оформление стен, кроме венчающего профилированного карниза, отсутствует. На фоне этого аскетичного решения своеобразным "оазисом" выглядит большая двухъярусная терраса.

Ее нижний уровень имеет бетонное ограждение с рельефом, имитирующим деревянные решетки и тумбами, на которых установлены стройные чугунные колонны с капителями в виде бутонов лотоса.

Колонны поддерживают верхнюю террасу с изящным кованым ограждением, Перекрытие террасы из железобетона. Пол нижнего уровня покрыт мелкой бетонной плиткой, из которой выложен узор в виде серых и белых ромбов с бордюром.

Планировочное решение асимметрично, подчиненно функции и вытекает из объемно-пространственных задач. Полуподвал расположен под юго-восточной частью здания. В него ведут две "черные" лестницы. Планировка подвала соответствует плану вышележащего этажа. Перекрытие железобетонное по металлическим балкам.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. План 1-го этажа. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

В плане первого этажа присутствует зонирование помещений продольной несущей стенной на часть кабинетов, связанных с работой с посетителями и заказчиками, и на помещения для работы конторских служащих. Парадный вход решен через небольшие "сени". Ступени лестницы дугообразной в плане формы.

Стены разделены на филенки орнаментальными лепными тягами и украшены по верху гирляндами. От потолочной розетки сохранился лишь небольшой фрагмент. Вестибюль освещен с улицы большим окном с полуциркульным верхом.

Из него предусмотрены вход в кабинет управляющего, на лестницу во второй этаж и в анфиладу из трех залов, расположенную вдоль главного фасада. Также имеется связь с зоной конторских помещений, расположенных вдоль дворового фасада.

В отделке вестибюля представляет интерес деревянный подшивной потолок. Верх стены украшен расписным фризом, имитирующим инкрустацию деревом с растительным орнаментом.

Двери со сложными филенками обработаны фигурными резными наличниками. Деревянная лестница имеет резные деревянные перила. Некоторые элемент перил (часть поручня на площадке и деревянные шары венчавшие столбики) утрачены.

Полы вестибюля покрыты керамической плиткой с растительным орнаментом белого цвета по серому полю. В бордюре сочетается основной тон цвета терракоты с узором желтого и темно-коричневого цвета.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. План подвала. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

Кабинет управляющего имел обособленный ход в конторскую зону (ныне заложен) с возможностью входа в полуподвал по "черной" лестницею. Стены кабинета по верху имели рельефный фриз на темы труда (утрачены).

На потолке сохранилась лепная карнизная тяга и потолочная розетка квадратная в плане. В парадных залах сохранился паркет. На потолках богатые лепные украшения.

В большом зале плафон потолка отделан лепниной в виде извивающихся лент и букетов цветов. Композиция с круглой розеткой в центре и диагональными направлениями к карнизным тягам.

Следующий небольшой зал также сохранил на потолке богатое лепное убранство с композицией в виде ромба с вогнутыми сторонами. Из большого зала имеется ход в зал, расположенный в зоне конторских помещений, с возможностью выхода на террасу дворового фасада.

Фабрика канатная Г.Ю. Мейера. Около 1901 г. План 2-го этажа. г. Псков, ул. Л. Поземского, д. 22-а

Второй этаж расположен над частью первого и, в основном повторяет план стен. Во втором этаже располагались кабинеты служащих. Сохранились первоначальные филенчатые двери. Потолки отделаны несложными профилированными тягами.

Полы деревянные. Представляет интерес кабинет в мансарде над большим .залом с железобетонным перекрытием трапецевидной в разрезе формы. Из коридора второго этажа устроен выход на небольшую террасу главного фасада с бетонными перилами.

Из большого рабочего кабинета конторы имеется выход на террасу со стороны двора. Стены сложены из кирпича, оштукатурены. Перекрытия монолитные железобетонные по металлическим балкам. Крыши с деревянными стропилами, материал кровли - жесть. Общие габариты в плане: 37.8 х 18 м.


Фото: 2013 год

Общие сведения

Уникальный для Пскова памятник стиля модерн, сочетающий в себе достоинства градостроительного, архитектурно-художественного и эмоционального плана. Достаточно полно сохранившийся пример фабричного административно-конторского здания начала XX века в Пскове.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru