Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

Назад

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья

г. Псков, ул. Леона Поземского, д. 7

Историческая справка

Родные братья Козьма и Демьян жили в Риме в III веке и занимались святым делом - врачевали больных, причем не только отказывались от всякого вознаграждения за помощь, но и все свое собственное имущество, доставшееся им после родителей, употребляли в пользу бедных.

Когда к братьям приходили за помощью, они говорили: «Веруйте во Христа - и получите исцеление! Надейтесь не на человеческую помощь, а на силу Божью, действующую в нас, когда мы, возлагая руки на больных, с верой призываем имя Того, Кто один имеет власть исцелять».

Святые мученики Козьма и Демьян

Таким образом они открывали сердца людей для веры и проповедовали Закон Божий. За распространение христианства и лечение больных именем Христа Козьма и Демьян были схвачены, связаны и приведены на суд, где их и подвергли допросу с угрозами, а затем стали принуждать к совершению жертвоприношения языческим богам.

Но Бог защитил их, внезапно поразив судью болезнью. Когда же, по молитве святых врачей, судья-язычник был исцелен, а собравшийся вокруг многочисленный народ стал в изумлении восклицать, что «нет другого Бога, кроме Бога христианского!», правитель, пораженный силой этого неведомого ему Бога, отпустил Козьму и Демьяна...

С этих пор они стали с еще большей славой обходить города и приводить людей к Богу чудными исцелениями и поучениями, пока, наконец, не приняли мученическую смерть от одного лекаря, их бывшего наставника, который, завидуя успеху и славе братьев, зазвал их в уединенное место под предлогом сбора лекарственных трав и забил камнями.


Местность за мостом через реку Пскову в старину называлась Примостьем. Примостье — место у старого Троицкого моста через Пскову, — венчалось в древности храмами, стоявшими на так называемом «Званницком кресте», т.е. на перекрестке главных улиц Запсковья (одна из которых называлась Званицей — ныне Леона Поземского).

Неизвестно, когда здесь впервые построили церковь во имя святых врачей – бессребреников и чудотворцев братьев Козмы и Дамиана, убитых в Риме в 284 году.

Впервые летописи упоминают церковь Косьмы и Дамиана под 1458 г. в связи с пожаром, во время которого она сгорела. Храм уже был центром Космодемьянского конца.

Но вскоре под 1462 г.: ..."В лето 6970 того же лета заложите церковь каменоу оу Примостья на Запсковьи святого Козьмы и Демьяна князь Псковский Владимир Ондреевич и посадник степенный Зиновеи Михайловичь".

Очевидно, место старой церкви было занято возобновленным после пожара деревянным храмом. В следующем году деревянную церковь достроили.

Новый кончаковский храм Козмы и Дамиана тоже не избежал больших запсковских пожаров. Он выгорел 6 октября 1500 года и 27 марта 1507 года, когда сгорели даже колокола: В 1507 г.: "в лето 7015. бысть пожар на Запсковьи... и колоколы у Козьмы и Демьяна згорели, и придел подле церкви раздрало, а зелей пушечных згорело бочка..."

19 сентября 1541 года храм сгорел вместе с мощами святых, иконами, церковной казной, а также погибли три человека.

Убедившись, что в пределах нельзя держать припасы, в XVI веке построили одно большое, почти кубическое здание со складами и подвалами внизу, маленькой церковью во втором ярусе и четырехпролетной звонницей.

В XVIII веке ее заменили восьмигранной колокольней. Клировые ведомости упоминают дату постройки Саввинской южной придельной церкви под 1640 г. В ведомости 1761 г. (ЦГАДА) упоминаются каменная ограда с двумя воротами большими и малыми на 12 сажень...

Клировые ведомости указывают что "церковь придельная во имя святителя Митрофна, епископа Воронежского новоявленного Чудотворца, устроенная по Указу Консистории в 1855 году из бывшей каменной палатки, при самостоятельной Космодомианской церкви..."

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. Реконструкция

Клировая ведомость от 1900 г. говорит: "...Построен из плиты... стенами тверд. При сей церкви существует отдельно построенная из такого же материала колокольня. В начале XX века на ней висели пять колоколов, в том числе большой 80-пудовый, отлитый в Рождество 25 декабря 1547 года. Далее следуют надписи на колоколах ХII-ХVII вв.

Престолов три: в главной холодной - во имя Св. Бессребреников и Чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе теплом - во имя Преподобного Саввы Освященного, в левом же теплом приделе - во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского".

В 1887 г. в главной Космодамианской церкви весь иконостас вновь вызолочен червонным золотом... внутри отбита старая штукатурка и стены оштукатурены вновь, боковые арки подобраны новым кирпичом и устроена новая винтовая чугунная лестница, ведущая на хоры.

Ю.П. Спегальский, публикуя результаты обследования памятника в 1945-60 г. г. указывает, что взрыв 1507 г. не только разрушил придел, в котором хранился порох, но и нанес существенные повреждения основному объему храма.

Южная стена его четверика отошла наружу, а западная - получила большие трещины, которые, расширяясь и разветвляясь сверху, проходили на своды. При взрыве почти обрушилось также и первоначальное крыльцо церкви; свод крыльца расселся, а западная стена его так наклонилась, что до пристройки к ней нового крыльца, ставшего для этой стены опорой, она была укреплена снаружи двумя контрфорсами, вошедшими затем в тело крыльца ХVI в.

Естественно, что после взрыва, вызвавшего также повреждения, первоначальная глава храма сохраниться не могла. При образовании трещин, проходивших через своды, "...западная подпружная арка должна была значительно просесть". Ю.П. Спегальский приходит к выводу, что барабан и подпружные арки были построены позже.

Надо полагать, что восстановление произошло после взрыва 1507 г., но не позднее, чем на следующий год, так как церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, игравшая в Пскове роль общественного центра, не могла быть оставлена в полуразрушенном состоянии на долгое время.

Осмотр памятника показал, что первоначальное покрытие было шестнадцатискатным. Об этом свидетельствует первоначальная форма завершения фасадных стен основного четверика церкви.

Это было отмечено архитектором И.А. Абрамовым, обследовавшим памятник в 1946 г. и сделавшим реконструкцию его первоначального вида. Первоначальная форма шестнадцатискатного покрытия существовала с 1463-1507 г.

Форма покрытия была заменена после катастрофы 1507 г. В ХVII в. были сломаны столпы звонницы и на старой ее основе взгромоздили восьмигранную колокольню, простоявшую до Великой Отечественной войны.

Видимо, в ХVII-ХVIII в.в. восьмискатная кровля четверика была переделана на четырехскатную. Во время Великой Отечественной войны храм был значительно поврежден.

В материалах комиссии по итогам расследования злодеяний немецко-фашистских захватчиков упоминается среди других памятников церковь Козьмы и Дамиана с Примостья: "Сожжены, уничтожены крыши и все деревянные части здания. Из стен выломаны изразцы. Разрушена колокольня. Погиб резной иконостас с иконами..."


Фото военных лет

На фотографиях мы видим, что звонница разрушена взрывом, а на южной стене колокольни многочисленные пулевые и осколочные отметины.


Ворота церкви Козьмы и Демьяна с Примостья

Ворота с двумя проемами малым и большим.

Ворота буя Козьмодемьянской церкви — редчайший образец такого рода сооружения. Дошли до нас они, конечно, не в первоначальном виде. Над аркой проезда видна широкая впадина. Это, несомненно, нижняя часть ниши, в которой помещалось большое фресковое изображение Козьмы и Демьяна.

Основные архитектурные особенности

Церковь Козьмы и Дамиана с Примостъя четырехстолпный, трех-апсидный храм с основными конструкциями пониженными подпружными арками.

план церкви

Четверик церкви кубической формы с восьмискатным покрытием. Древний притвор, примыкающий к западному фасаду перекрыт в центральной части коробовым сводом,опирающимся на две арки; боковые же помещения перекрыты: правое - ползучим и левое коробовым сводом.

С севера примыкает паперть и придельная церковь, справа южная паперть. Фасады четверика разделены на три части четырьмя лопатками, соединяющимися между собой трехлопастными ползучими арочками.

Фото 1972 год

Барабан четверика имеет аркатурный карниз и под ним традиционно Псковский геометрический орнамент, состоящий из двух рядов поребрика и между ними - бегунца.

С восточной стороны удивительны две прямоугольные апсиды, декорированы тем же геометрическим орнаментом, как и главная апсида. Они примыкают к центральной, полукруглой (такой вариант есть только в церкви Успения Богородицы в Мелётове, 1461 г.).

Интересно также использование пяти декоративных арочек на апсиде вместо традиционных четырех. Остальные украшения («поребрик — бегунок — поребрик») — типичны для Пскова. Валиковый развод центральной апсиды сбит в нижней половине. Традиционное псковское крыльцо с двумя столбами и лепным орнаментом на них.

Остатки отдельно стоящей трехъярусной звонницы с разобранными столбами, но сохранившимися помещениями и сводчатыми перекрытиями всех ярусов находятся юго-западнее основного объема.

Во втором этаже палаты помещалась чудная двустолпная церковь: небольшой квадратный храмик перекрыт системой коробовых сводов. В этом оригинальном интерьере по новизне и необычности ощущения приближающемся к монастырским трапезным, алтарь архитектурно не выделен и отмечался только иконостасом. «Ни в одной звоннице Псковской земли признаков культовых помещений не обнаружено!» (Вл. В. Седов).

Сама церковь служила основанием для огромной, многопролетной звонницы, ныне утраченной, — к великому сожалению: ибо ее сквозные легкие пролеты, контрастируя с тяжелой массой нижних этажей, создавали необходимый художественный эффект.

Строительный материал церкви с притворами, галереями приделами, остатками звонницы, воротами с оградой - известняковая плита.

Церковь обмазана и побелена. Размеры: четверик 15 х 19 м; высота с барабаном и главой примерно 30 м. Церковь с галереями и притвором 20 х 20 м. Колокольня: 15 х 18; высота 18 м.

Общие сведения

Имеет большое значение в планировочной структуре города, увязывая Запсковье с Кремлем и центром города.

Внутренние интерьеры приделов


Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru