Монастырь Николы (на Волку, Волке)

Назад

Монастырь Николы (на Волку, Волке)

г. Псков, левый берег р. Великой, выше Снетогорского монастыря, бывший известняковый карьер

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть[15]. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


Монастырь располагался вне города и посада, на левом берегу Великой, выше Снетогорского монастыря. Основан в 1395 г. с построением каменной церкви посадником Захарием Костроминичем, о чем сообщают все летописи. В 1483 (1484) г. была построена новая каменная церковь Николы.

В освящении строительства 1395 г. более пространной формой и несколько иным содержанием отличается сообщение П3Л. Здесь речь идет не просто о строительстве церкви или замене старой церкви новой, а об основании монастыря.

Это единственный известный нам по летописи факт основания монастыря в Псковской земле в XIV в. Основателем монастыря назван посадник Захарий Костроминич.

Посад Пскова и окологородские поселения в XVI в. (в соотношении с современной планировкой)

Оценка Захария как «доброго и милостивого господина» заставляет предположить, что монастырь был основан на его средства. Н.И. Серебрянский видит в посаднике лишь распорядителя работ, производившихся на средства общества.

Сравнивая сообщения 1395 г. о строительстве на Волке монастыря и 1397/1398 г. о строительстве церкви Михаила Архангела в Черницком монастыре, трудно не заметить сходство имен Захария Костроминича в первом известии и Захария Фоминича, тоже «доброго господина» (П1Л), повелением которого поставлена церковь, - во втором.

Хронологическая близость известий, сходство ситуаций и имен позволяет предположить здесь одно и тоже лицо – посадника Захария Костроминича – и объяснить разницу в отчестве ошибкой летописца. Захарий Костроминич, бывший посадник в период 1395–1401 г.г., отмечается летописью как активный руководитель крепостного строительства в Пскове.

Судя по благотворительной деятельности и родственным связям с другими псковскими посадниками, он принадлежал к одной из богатейших семей Пскова. После смерти в 1401 г. Захарий Костроминич был погребен в церкви Рождества Христова в Домантове стене.

Его гробница находилась в этой церкви и в 1699 г., когда составлялась переписная книга церквей и церковных угодий Домантова городища. В 1817 г. церковь Николы была разобрана на камень для снетогорских построек.

Примерное месторасположение монастыря на современной карте

На иконе из часовни Владычного Креста каменная церковь Николы на Волку показана на левом берегу Великой, между Снетогорским и Пертопавловским монастырями.

У местного населения с церковью связывались остатки кладки на известняковом растворе, обнаженной на склоне горки у известнякового карьера. Задернованная горка расположена на самом берегу Великой, против д. Овсище, Петропавловского Сироткина и Снетогорского монастырей, ближе к последнему, в 20 м от причала карьера.

Остатки церкви наблюдаются в южной части широкой полосы низменного берега, переходящего здесь в возвышенность. Возле подножия горки бьет ключ.

Положение названных развалин соответствует описанию Болховитинова, что заставляет отождествлять их с церковью Николы на Волку.

Предполагаемое месторасположения монастыря Николы на Волку

Другие остатки каменных сооружений на левом берегу выше Снетогорского монастыря, на участке восточнее деревень Крестки и Боровичи, не обнаружены.

Место остатков церкви позволяет предположить, что Волоком называлась существовавшая здесь пристань или перевоз, а возможно, и участок низменного берега. Неисключено, что здесь проходила и временная сезонная дорога – санный или, наоборот, летний путь.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru