Церковь Петра и Павла Середкина монастыря | |||
---|---|---|---|
Церковь Петра и Павла Середкина монастыряг. Псков, ул. Береговая, д. 2 Историческая справка Согласно церковному преданию, святые первоверховные апостолы Пётр и Павел приняли святое мученичество в один день — 29 июня по юлианскому календарю. Апостол Пётр был распят головой вниз, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнён на кресте, и ему отсекли голову. Апостолы были люди, которые знали Христа с самого начала, вероятно, не только с самого начала Его проповеднической деятельности. Апостол Петр выделен тем, что он первый провозгласил Христа как Сына Божия, как Бога, пришедшего плотью на землю для того, чтобы быть воплощением Божественной любви и отдать Свою жизнь на спасение мира.
Святые Апостолы Петр и Павел Апостол Павел был гонителем христиан, но он также свидетель о Христе, и свидетель чего-то чрезвычайно важного: того, что человек, который раньше не верил во Христа, Его ненавидел, преследовал, вдруг оказался лицом к лицу с Христом воскресшим. Все апостолы были свидетелями жизни, распятия, смерти Христовых, но они встретили Христа сразу после воскресения. Апостол Павел Его встретил уже спустя, и стал совершенно иным человеком после этой встречи. Всю свою жизнь он отдал на то, чтобы провозглашать, как он говорил, Христа распятого и воскресшего. Вот два апостола, которых мы вспоминаем. Апостол Петр не был безукоризненным во всех отношениях, так же как и апостол Павел. Все апостолы были настоящими, подлинными людьми, и когда Христос был взят в саду Гефсиманском, когда Его судили, страх их объял и они бежали. Петр даже отказался от Него. Но потом они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма - ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: вера наша - победившая мир. На правом берегу р. Великой, на Запсковье, примерно в 3-х км от Снетогорского монастыря находится церковь Петра и Павла Середкина монастыря. В течении XIV-XV в.в. и последующего времени монастырь находился вне города и посада. Сереткин мужской монастырь упоминается в документах XVI-XVII вв. Упразднен был в 1764 г., после чего церковь стала приходской. Рядом с церковью были сооружены палаты и хозяйственные помещения.
Общий вид. Фото Б.С. Скобельцына. 1974 г. В настоящее время у самого берега р. Великой к юго-западу от храма видны остатки каменных построек. В южной части алтаря погребен Псковский архиепископ Арсений, бывший монахом монастыря в последние годы своей жизни. В клировых ведомостях конца XVIII в. имеется краткое описание петропавловской церкви под 1798 г., в котором упоминается придел Успения Богоматери: "...особливо построенный, каменный, но весьма ветхий...".
Вид с юго-восточной стороны. Фото Б.С. Скобельцына. 1974 г. Как предполпагает Ю.П. Спегальский, в XVII в. к церкви был пристроен придел во имя Успения Богоматери. В это же время произведены значительные переделки в пристройке к древнему храму: она была повышена и расширена к западу и северу. Четырехпролетная звонница переделана в колокольню в начале XIX в. время переделки первоначальной, видимо, восьмискатной кровли на четырехскатную, не известно.
План палатки. Обмер Лебедевой В. 1965 г. Реставрационные работы не проводились. Памятник обмерен архитектором ПСНРПМ Лебедевой В.А. Чертежи хранятся в архиве ПСНРПМ № 423.
Основные архитектурные особенности Церковь имеет форму прямоугольника, вытянутого по направлению восток-запад, и включает в себя разновременные постройки.
План церкви. Обмер Лебедевой В. 1955 г. Самая древняя часть - небольшой одноапсидный одноглавый бесстолпный четверик кубической формы, перекрытый системой арок, опирающихся на стены и друг на друга (ступенчатые своды). К нему с западной стороны примыкают три помещения: трапезная и два притвора.
Церковь Петра и Павла. XVI в. Вид с северо-запада. Фото А. Смирнова. 2001 г. Все они перекрыты коробовыми сводами с распалубками над оконными и дверными проемами. С северной стороны к церкви пристроен одноапсидный придел во имя Успения Богоматери, перекрытый сомкнутым сводом. К нему примыкают три помещения, подобные вышеописанным, за исключением западного притвора, перекрытого сомкнутым сводом, и, посредством большого арочного проема сообщающегося с притвором главного храма. У западного (главного) входа в церковь в юго-западном углу находится вход на колокольню, устроенную наверху над притвором на месте бывшей звонницы. Колокольня двухъярусная, четырехугольная в плане, с четырьмя проемами для колоколов, завершается маленьким восьмигранником и восьмигранным куполом, на котором стоит восьмиречек со шпилем.
Фото 2003 года Через колокольню устроен проход в маленькое помещение - "палатку", по преданию служившую кельей архиепископа Арсения, принявшего в монастыре схиму в 1682 г. Рядом с палаткой находится более обширное помещение, примыкающее к главному храму. Оно перекрыто коробовым сводом с распалубками. Древний храм имеет традиционное для псковской архитектуры оформление фасадов: они членятся лопатками на три части, соединенными вверху двухлопастными ползучими арочками. Барабан имеет аркатурный карниз и под ним геометрический узор, состоящий из трех рядов: между рядами "поребрика" - ряд с узором "бегунца". (В настоящее время большая часть орнамента замазана).
Южный фасад храма Петра и Павла На южном фасаде под колокольней в стену вделаны три креста, сложенных из печных изразцов. Храм выстроен из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазан и побелен. Основные габариты: 13 х 15 м. Четверика - 10 х 8 м.
Общие сведения Церковь Петра и Павла бывшего Сереткина монастыря - единственный сохранившийся до наших дней памятник, где комплекс - четверик, трапезная, притвор со звонницей (позже, колокольней) построены, хотя и в различные строительные периоды, но представоляют собой единое целое. Интерьеры храма
Фото: 2003 год. Фото: 2005 год
Фото: 2011 год
Место для совершения религиозных обрядов Аналоги этой церкви - трапезные церкви в Мальском и Крыпецком монастырях - значительно разрушены. Самая древняя часть церкви перекрыта особой системой взаимоперпендикулярных арок, не имеющей аналогов в сохранившихся бесстолпных церквях Пскова и области.
Назад    Вверх страницы |
|||
|