ОЛЬГИНСКИЙ МОСТ

Назад



Плавучий – Ольгинский мост

Еще в древнем Пскове наиболее удобным местом переправы через Великую стал спуск к реке с Торговой площади. Для перевозки возов и карет пришлось пустить паром.

С заселением Завеличья местность, куда он причаливал, именовали Пароменьим. Псковская летопись впервые упомянула это название в 1418 году. Полноводная река защищала древнюю крепость от внезапного нападения врагов, приходивших с запада.

Историки считают, что в средние века город выдержал тридцать осад. Только одержав крупные победы над ливонцами и в боях на Колпинке и за Изборском и, опираясь на поддержку Великого князя Московского, псковичи решили 1463 году навести плавучий мост через реку Великую.

Писцовая книга 1585-1587 годов отмечала: «… мост плаучей на Великой реке против Власьевских ворот псковичи мостили сами, но принадлежал он царю, и мостовщики, собрав с него плату, вносили оброк по 60 рублей в год.»

Чтобы переправа по плавучему мосту продолжалась поздней осенью и ранней зимой, его обычно не разбирали до Рождества. Затем мост вырубали изо льда и складывали на левом, высоком берегу Великой.

Конструктивно этот мост состоял из трех бревенчатых плотов, соединенных между собой и покрытых настилом из досок.

Ночью его разводили на три часа для пропуска судов. Из-за этого правила в мае 1897 г. сгорел гончарный завод, расположенный на левом берегу.

Мост был разведенным, и пожарным оставалось только наблюдать за пожаром с другого берега.

Но это не все его недостатки. Летом (уровень воды значительно понижался) мост проседал, и лошади с трудом вытаскивали гружёные повозки на берег.

Проседал в воду мост и под тяжестью массы людей во время крестных ходов так, что приходилось с помощью полиции и солдат группами пропускать толпы богомольцев.

Надо заметить, что горожане сильно рисковали на этом плавучем мосту, т.к. ни его якоря, ни береговые крепления не удерживали его при чрезмерном напоре воды.

Длительные дожди, подъём воды от сильных ветров с озера, а то и преждевременный ледоход из-за тёплой погоды ранней зимой разрывали мост на две-три части и уносили их вниз по реке, иногда до Снятной горы или Псковского озера.

Так: «23-го июля 1844 г. при сильном ветре и проливном дожде, от коего вода в реках Великой и Пскове поднялась высоко; быстрым течением и сильным напором оной разорвало и снесло мосты на тех реках.

Мост на Великой быстро понесло по направлению к Псковскому озеру, и с трудом можно было его остановить в 5-ти верстах от города, откуда предполагают его буксировать обратно противу течения посредством прибывшего на днях из Дерпта парохода.»

28 ноября 1869 года городской голова Пётр Петрович Калашников подал губернатору Михаилу Семёновичу Каханову прошение о постройке постоянного моста через Великую, приложив акт о неудобствах плавучего моста, а также весеннего парома, с трудом делавшего за день 6-8 оборотов с восьмью крестьянскими подводами.

4 января 1870 года губернатор обратился с обстоятельным письмом к министру путей сообщения.

После новых обращений городской Думы и губернатора МПС и МВД ответили 31 марта 1873 года, что требующиеся для сооружения постоянного моста 150 тысяч рублей не могут быть выделены ввиду его местного значения и недостатка средств казны.

Более трёх десятилетий псковичи повторяли просьбы о постройке постоянного моста.

Обсуждались варианты получения городом займа от казны или капитализации средств, ежегодно отпускаемых казначейством на плавучий мост.

И каждый раз министерство финансов отказывалось выделить деньги.

В очередном прошении от 10 ноября 1898 года городская Дума напомнила, что в связи с размещением войск на Завеличье мост будет иметь стратегическое значение. Ходатайство поддержало Военное министерство.

В сентябре 1899 года император повелел после завершения строительства мостов в некоторых других городах назначить на очередь Псков.

В марте 1902 года Министерство путей сообщения запросило из казны ассигнования на постройку в Пскове моста через Великую в сумме 700 тысяч рублей. Из них Псковская городская Дума, губернское и уездное земства обязались ежегодно возвращать государству 4 тысячи рублей, что составит 160 тысяч за сорок лет.

Госсовет предложил удешевить стоимость моста, а также получить от псковичей пособие казне в более значительных суммах.

Новый проект со сметой на 635 тысяч рублей Министерство путей сообщения утвердило 15 декабря 1903 года.

Только в январе 1906 года его передали в Государственную Думу, но там дело застряло в многочисленных комиссиях.

Псковичи обратились за содействием к членам Государственной Думы, избранным от Псковской губернии.

В мае 1907 года городская Дума решила увеличить пособие казне на строительство моста до 2-х тысяч в год; столько же назначило уездное земство, а губернское - по 4 тысячи в год, так что общая сумма обещанного пособия достигла 320 тысяч на 40 лет.

В октябре 1907 года четыре домовладельца Завеличья во главе с П. Д. Батовым побывали у министра финансов.

Наконец, 19 февраля 1908 года Государственная Дума приняла закон о строительстве моста в Пскове, ровно через месяц его одобрил Госсовет, и 22 марта утвердил император Николай II.

Для начала работ закон разрешал отпустить в 1908 году 130 тысяч рублей. Псковичи даже предполагали совершить закладку моста 11 июля, в день памяти Святой Ольги.

Однако проверку расчетов, предоставленных автором проекта Г. Н. Соловьевым, закончили только в ноябре.

Торги на сдачу подрядов на сооружение моста состоялись 14 февраля 1909 года.

Подряд на земляные и каменные работы получила петербургская фирма инженера А. Лентовского, назначившего наименьшую сумму в 251,3 тысячи рублей, а изготовление и монтаж железных конструкций взял на себя Брянский завод за 216 тысяч рублей.

С учетом 25 тысяч за технический надзор мост обошелся в 492,3 тысячи рублей (намного дешевле сметы).

Инженер Лентовский имел богатый опыт строительства, соорудив по России 21 мост.

Перед Псковом им был завершён километровый мост в Астрахани через один из рукавов Волги.

Весной 1909 года он быстро привез в Псков артель каменщиков из Орловской губернии, поставил на Завеличенском берегу мастерскую с паровым котлом и другими механизмами.

Торжество закладки моста отпраздновали 14 июня 1909 года, устроив там же временный павильон, фонтанчик, украсив постройки зеленью и флагами.

Молебствие и водосвятие завершились обедом для самых почётных гостей в зале Дворянского собрания и гуляньем на даче Лентовского в Черехе.

Как и 20 лет назад, при постройке железнодорожного моста, псковичи с интересом наблюдали, как в июле 1909 года опускался в воду первый кессон высотой почти 13 метров для сооружения опоры нового моста.

Пологий берег Завеличья пришлось поднять до уровня Торговой площади противоположного берега.

По проекту эту высокую насыпь следовало подпереть со стороны Пароменской церкви опорной стеной. Взамен её по решению городской Думы от 6 апреля 1910 года Лентовский согласился сделать более дешёвый, пологий откос.

Здание школы перенесли дальше, на левую сторону Рижского шоссе, где сейчас проходит Петровская улица.

С августа 1910 года под руководством инженера Брянского завода Нечаева на каменных опорах и деревянных лесах, поставленных рабочими Лентовского, началась сборка и склёпка поступивших с завода металлических конструкций общим весом в 63 тысячи пудов (1032 тонны).

Двойной настил на пропитанные деревянные брусья укладывали в июле-августе 1911 года.

Для испытания прочности моста по нему пропустили 700-пудовый паровой шоссейный каток и навезли на телегах 45 тысяч пудов песка.

Движение по мосту открылось 30 октября 1911 года после крестного хода из Троицкого собора во главе с епископом Алексием, который совершил чин освящения.

Старая Анастасьевская часовня простояла ровно 200 лет. С согласия духовенства над нею возвели каменную надстройку на уровне земляной насыпи и сверху, как на фундамент, решили поставить новую часовню, по имени той же Святой великомученицы Анастасии. Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Роспись выполняли по рисункам Н.К. Рериха.

В 1970 году при постройке нового моста часовню удалось сохранить. Ее целиком опустили вниз на набережную.

Проект украшений для моста составили столичные художники.

Торчавшие над фермами железные башенки в восточном стиле вызвали обвинения в безвкусице и даже в "архитектурном бесстыдстве".

Позднее, в августе 1912 года, при въезде на мост с обеих сторон установили гранитные столбы с позолоченными кронштейнами для фонарей и государственным гербом Российской империи, а со стороны Завеличья - гербом губернии.

Ещё когда мост строился, его стали называть Ольгинским.

На телеграмму об открытии моста и просьбу об официальном присвоении такого названия император ответил 9 ноября 1911 года:" СОГЛАСЕН И БЛАГОДАРЮ ВСЕХ".

При закладке моста 14 июня 1909 года чудная погода внезапно сменилась грозой с проливным дождем. При освящении моста 30 октября 1911 года из-за ненастья молебен совершался в особой палатке.

Дурные приметы оправдались. За последующие 33 года мост взрывали трижды: в мае 1919 года перед приходом белогвардейских войск, в июле 1941 года перед вступлением фашистов и в июле 1944 года при их отступлении. И трижды его пришлось восстанавливать.

Через четверть века решили, что для современного транспорта непригоден узкий мост с бревенчатой основой, из-за которой постоянно разрушалось асфальтовое покрытие. И в 1969 году началась его разборка.

Первый раз мост был взорван в 1919 году. 25 мая 1919 года приблизившиеся вплотную к Великой белоэстонские войска начали обстрел моста, который обороняли красные бронепоезда и броневики.

С появлением же белоэстонских броневиков советские отошли за мост, и прикрывать последний остался только один броневик, но и тот под натиском шести неприятельских броневиков отошел за мост.

Белоэстонские бронированные автомобили, видя, что проход через мост открыт, ускорили ход и готовы были ворваться в город. Но в этот момент, около 23.30 25 мая раздался взрыв, и 15-саженный пролет моста, прилегавший к правому береговому устою рухнул в реку. Этот взрыв был произведен лично командиром 2-й роты 4-го минно-подрывного дивизиона А.А.Чепулиным (Чечулин, Чепурин), который при этом погиб.

Минирование моста было произведено заблаговременно - к 8 часам утра 25 мая, весь необходимый для этого материал доставлялся на лодках по Великой, а взрыв был произведен согласно письменному предписанию инженера 10-й стрелковой дивизии.

В составленном в сентябре 1924 года акте ущерба, причиненного мосту, отмечалось:

"Ольгинский мост, железный, консольно-арочный, с ездою понизу, на двух речных каменных быках, с двумя береговыми арками и устоями, длиною поверх металлических частей 187 метров... В мае 1919 года, при наступлении белых, была взорвана правая (по течению реки) консоль моста таким образом, что одна панель и шарнирные элементы были приведены в совершенную негодность, а подвесная железная ферма (длиною 36 м) свалилась в русло и покороблена".

Подготовительные работы к восстановлению моста начались в феврале 1920 года. Активное участие в этих работах принимали горожане, неоднократно выходившие на воскресники по сколке льда, забивке свай и расклепке ферм. Непосредственное восстановление моста развернулось с окончанием ледохода в апреле 1920 года под руководством инженера Етихина.

Процесс восстановления занял целый год. На подъеме упавшего пролета гидравлическими домкратами были заняты 20 кузнецов, 25 плотников и 50 чернорабочих, трудившихся в две смены круглые сутки. В середине февраля 1921 года по мосту прошли первые пешеходы, затем открылась езда на лошадях, а 28 февраля состоялось торжественное открытие восстановленного моста.

"В 1920-21 гг. поврежденные части консоли были обрезаны, шарниры восстановлены, а подвесная ферма поднята и под свободную ее часть подведены деревянные тяги. Все работы обошлись в 24 тыс. рублей."

В 1923 году в ознаменование 5-летней годовщины Вооруженных Сил Республики Президиум Псковского губисполкома переименовал Ольгинский мост в мост Красной армии. Весной 1924 года было решено провести капитальный ремонт моста, так как восстановительные работы 1920-1921 годов не гарантировали ему надежной многолетней эксплуатации. Некоторые части были сделаны из дерева, а установленная в 1921 году ферма частично сдвинулась с места.

На время ремонта сообщение с Завеличьем планировалось поддерживать с помощью парохода, мост закрывался для транспорта, а для пешеходов предусматривалось в движении делать перерывы (в течение месяца 3-4 перерыва по 6 часов каждый). При этом прерывать движение планировалось во второй половине дня и, как правило, в нерыночные дни. На время ремонта пожарная команда открыла на Завеличье свое отделение.

В середине июля 1925 года был закончен ремонт подмостья, и с 1 августа приступили к самой трудоемкой части: началась передвижка фермы, весившей 8 тыс. пудов. Для этого в первый же день пришлось прервать всякое движение по мосту с 8.00 до 13.00, а затем в течение трех дней прерывать его в вечернее время. Ферма первоначально была установлена на катки, а с 1 октября началась подвижка ее на место. Была произведена наклепка наростка взорванной в 1919 году панели большой консольной фермы и установка береговой перемычки.

4 января 1926 года сотрудники Ленинградской мостостроительной станции начали испытания восстановленного моста, нагрузив его цементными плитами весом в 14 тыс. пудов. На следующий день испытания производились в период движения по мосту. Работы были признаны удовлетворительными.

В Великую Отечественную войну мост был взорван 2 раза: 1941 и 1944 годах.

Первый раз мост взорвали в первой половине дня 8 июля 1941 года.

Мост был взорван специально выделенной для этого командой из состава 50-го инженерного батальона 1-го механизированного корпуса под руководством воентехника А. А. Шпица.

Из-за взрыва мостов через Великую в Пскове, у немцев остро встал вопрос с организацией переправ через нее. Поначалу был наведен понтонный мост, но держать понтонный парк долго в тылу нельзя. Количество понтонных парков в Группе армий "Север" было ограничено и он были нужны на передовой.

Поэтому параллельно с ремонтом взорванных мостов в Пскове началось сооружение временного свайного моста. Его строительством занимался 3-й батальон 330-ой рабочей группы RAD.


На фото слева: забивка свай моста. Копер установлен на барже. На фото справа: строительство свайного моста через Великую


На фото: Готовый свайный мост через Великую. Центральная часть разведена для пропуска судов


На фото: Свайный мост на фоне моста Красной армии

Свайный мост простоял до ледохода весны 1942 года

В 1944 году, после освобождения Пскова, Красная армия построила примерно такой же свайный мост на том же месте.

Немцы довольно быстро восстановили мост, хотя и не совсем качественно.

Деревянные перила говорят о временном и не качественном восстановлении.

Во второй раз мост был взорван немцами при отступлении 22 июля 1944 года. Немцы подошли к этому делу со всей основательностью.

Был взорван центральный пролет длиной 75 метров. В русло упали все фермы моста. Центральная ферма взрывом была "сломана" пополам.

15 сентября 1944 начались восстановительные работы. Автором проекта восстановления моста был инженер-майор Сыч В.М.

За время работ было поднято обрушенных строений общим весом 1200 тонн на высоту 20 метров. Движение по мосту было открыто в 18 часов 11 апреля 1945 года.

Назвать точную дату смерти Моста трудно.

Резали его в 1969-м.

Настоящий мост построен в 1970-71 гг., изначально имел шесть опор (после ремонта в конце 70-х - десять) с 4-полосным движением. Длина 311 м.

С 1923 по 1946 мост носил название "Мост Красной Армии", в 1946-1992 г. назывался "мост Советской Армии".

Современные виды Ольгинского моста


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru