Дом Сафьянщикова в Пскове | |||
---|---|---|---|
Дом жилой доходный Сафьянщикова И.А. Дом с жезлом Меркурияг. Псков, Октябрьский пр-т, 18Историческая справка Участок по улице Сергиевской, 36 (ныне Октябрьский проспект, 18) с 1880 по 1906 год принадлежал псковскому купцу Василию Яковлевичу Сафьянщикову. На участке находился одноэтажный каменный дом с мезонином, каменный флигель и двухэтажный дом во дворе. В 1906 году дом с местом и постройками по наследству перешёл к любимому племяннику Василия Яковлевича – владельцу кожевенного завода, купцу второй гильдии, личному почётному гражданину Пскова Илье Александровичу Сафьянщикову. После смерти дяди он получил огромное по тем временам наследство - около 250 тысяч рублей и стал одним из самых богатых людей в городе. К 1912 году купец построил на этом месте новый дом и флигель в стиле неоклассицизма. Трёхэтажное здание с главным фасадом по Октябрьскому проспекту и четырёхэтажный флигель образуют замкнутый двор со сквозными проездами под домом и флигелем. Это единственный в Пскове пример крупного доходного дома с двором-колодцем. Автор проекта неизвестен. Сафьянщиков тут же застраховал владения на сумму 112 тысяч рублей в Псковском обществе взаимного от огня страхования. Затем квартиры были сданы в наём, а на первом этаже расположились магазины.
На фото: современный вид дома Сафьянщикова Кроме ведения хозяйственных дел купец активно занимался благотворительностью, был директором Губернского Попечительства Детских приютов, гласным Городской Думы, старостой Варлаамской церкви, попечителем Комитета о тюрьмах, казначеем Псковского археологического общества.Среди усадеб, которыми владел Сафьянщиков, сохранились ещё две - дом на улице Карла Маркса, 3 и жилой дом на Советской набережной, 9. На фасаде здания на Октябрьском проспекте разместилась композиция из рогов изобилия, увитых цветочными гирляндами и лентами. Между ними помещён жезл Меркурия. С рождения Меркурий (по версии греков — Гермес) был посредником между богами Олимпа и простыми людьми, покровителем торговцев и ремесленников, вестником и дипломатом.
На фото: лепная композиция на фасаде здания (фото Александра Окунева) Будучи с детских лет умным, ловким и хитрым Меркурий изобрел меры, числа, азбуку и обучил им людей.Особую силу имел кадуцей Меркурия — ореховая ветвь, подаренная ему Аполлоном. Этот кадуцей обладал волшебными свойствами — примирять спорящие стороны. Когда Меркурий бросил ветвь в клубок дерущихся змей, они тотчас прекратили схватку, обвили ветвь и стали влюблённо смотреть друг на друга. Так появился жезл Меркурия — символ примирения.
Под жезлом, в рамке, изображена надпись, записанная римскими цифрами: "C. X. M. XII". По сторонам от композиции – два круглых медальона с мужским и женским римскими профилями и надписями "ROM" и "ADA".
На фото: элемент фасада здания (фото Александра Окунева) На кованых решётках балконов помещены медальоны с изображением латинской буквы "S". В верхней части ворот сквозного проезда находится круг с вензелем владельца, сочетающий русские буквы "И" и "С".Сейчас на главном фасаде дома имеются утраты штукатурки и лепнины. В результате несанкционированных ремонтных работ 14 сентября 2006 года, был сбит фрагмент декора главного фасада. По мнению заведующей научно-исследовательским отделом НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Натальи Новиковой, культурному объекту федерального значения нанесён колоссальный ущерб.
На фото: решётка сквозного проезда с вензелем владельца Ильи Сафьянщикова (фото из архива НПЦ) В марте 1919 года все дома Сафьянщикова, как лица причастного к белогвардейским организациям, национализировали и передали в ведение жилищного подотдела Губернского исполкома.Во время Великой Отечественной войны здание не пострадало. Непоправимый урон дому нанёс капитальный ремонт 1976-1982 гг. Тогда переделали междуэтажные и чердачные перекрытия, дубовые балки заменили на металлические конструкции. По рассказам старожилов, часть дубовых балок сохранилась в местах, куда не смогли завести новые балки. Интерьеры полностью перепланировали: из прежних квартир коммунального заселения устроили отдельные апартаменты.
На фото: балкон с утраченной лепниной; медальоном с буквой «S» Убранство интерьеров практически полностью утрачено: исчезли лепнина на потолках, паркетные полы из морёного дуба, изразцовые голландские печи.В наши дни доходный дом купца Сафьянщикова гостеприимно приютил в своих стенах квартиры псковичей, нотариальную контору, оптику, магазин цифровой техники, фотосалон, магазин сувениров, в подвале расположилась продуктовая лавка. В 2012 году старинным стенам исполнилось сто лет. P.S.: Потомок псковского купца Ильи Сафьянщикова Владимир Раутиан живёт в Санкт-Петербурге, но не раз бывал в Пскове и считает город родным. Владимир Раутиан родился в Северной столице 1 мая 1940 года и был девятым ребёнком в семье.
На фото: Владимир Раутиан с супругой В 1962 году окончил ЛГУ по специальности "Ядерная физика". Работает в области мощной радиотехники, занимается введением в строй аппаратуры, предназначенной для физических исследований. В школьные годы играл на скрипке, с 80-х годов сочиняет музыку, в основном романсы. Музыку Раутиан пишет под псевдонимом Глеб Первомайский. В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел "Вокальный сборник", где представлены романсы Раутиана на стихи Александра Блока, Генриха Гейне и других поэтов. Кроме того, Владимир Раутиан является председателем "Землячества псковичей в Санкт-Петербурге". Землячество создано около 20 лет назад. Общество издаёт свой альманах, проводит заседания, организует экскурсии по Петербургу. Историческая секция публикует материалы, посвящённые известным псковичам.
Основные архитектурные особенности
Расположен в центральной части города на Октябрьском проспекте (бывшей ул. Сергиевской) в квартале, ограниченном улицами Пушкина (бывшей Садовой), Некрасова (бывшей Губернаторской), Ленина (бывшей Михаило-Архангельской). Занимает центральный участок между улицами Пушкина и Некрасова.
Главный фасад дома И.А. Сафьянщикова Состоит из трехэтажного дома прямоугольного в плане с главным фасадом по Октябрьскому пр-ту и четырехэтажного флигеля, в плане трапециевидного, образующего с домом замкнутый двор (колодец) со сквозными проездами под домом и флигелем.Крыши на доме и флигеле двухскатные. Под домом и флигелем имеются подвалы. Главный фасад дома выдержан в стиле неоклассицизма с чертами северного модерна (звериные масканероны, руст из грубого камня по фасаду первого этажа, общее колористическое решение). Его уравновешенная архитектурная композиция построена на основе центрально-осевой симметрии, несколько нарушенной в уровне 1-го этажа сквозным проездом во внутренний двор. Фасадная стена, напоминающая декорацию, композиционно разделена на пять частей: три неглубоких ризалита и два заглубленных участка между ними. Центральный широкий ризалит имеет ступенчатое щипцовое завершение; два крайних узких ризалита завершены ступенчатыми аттиками.
Фрагмент главного фасада. Завершение центральной части. Фрагменты стены между ризалитами, играющие разделяющую роль, не имеют завершения и оканчиваются под выносом карнизов "охватывающих" крайние ризалиты под аттиками.
Эти фрагменты карнизов играют роль композиционной связи между центральным и крайними ризалитами. На фасаде имеется три активных композиционных вертикали: полукруглый в плане эркер, с конической крышей, закрепляющий центральную ось композиции, расположен над парадным входом в дом; 3-х-гранные эркеры с балконами и арочными проемами, между ризалитами, фиксируют проем сквозного проезда слева и проем большого входа в помещение магазина справа.
Общий вид с северо-запада. Флигель. Стены между эркерами заняты оконными проемами, а в первом этаже витринами. Система вертикальных членений поддержана в крайних ризалитах группами узких оконных проемов, напоминающих трехчастное итальянское окно. Группы по ширине соответствующие витринам первого этажа, выделены лопатками на высоту второго и третьего этажей. Окна центрального ризалита, имеющие обычные пропорции, также собраны по три над широкими проемами витрин первого этажа.Стройность центрального полукруглого эркера подчеркивается формой оконных проемов и рустованными пилястрами с орнаментальными капителями. В системе горизонталей выделена широкая гладкая лента межэтажного карниза, сочетающаяся с тонкой профилированной тягой под окнами второго этажа, а также рядами окон одной высоты.
г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 18 Дом жилой доходный И.А.Сафьянщикова. Около 1912 г. Генплан. Активные горизонтальные акценты представляют фрагменты венчающего карниза. Пластическое и цветовое решение стен фасада с элементами лепного декора, соответствует системе композиционных взаимосвязей.В уровне первого этажа применена облицовка "рваным" гранитом розовато-серого темного оттенка, зрительно утяжеляющая нижнюю часть здания. Она отделена от верха гладкой лентой межэтажной тяги из того же гранита.
Общий вид с юго-востока В облицовке применен квадровый руст, а над проемами витрин и проезда - веерный замок с одним центральным камнем выступающим над поверхностью стены.Цоколь облицован розовым гранитом, обработанным бучардой. Низ проемов не имеет облицовки, ныне оштукатурен и окрашен в холодный серый цвет, не соответствующий колориту фасада. Проем левого ризалита сохранил подлинное крыльцо в две ступени из розового гранита. Остальные крыльца изменены, гранит утрачен. Стена второго и третьего этажа оштукатурена сложным цементным раствором светло-серого оттенка с добавлением розовой мелкой гранитной крошки. Фактура штукатурного слоя имитирует кладку из крупных камней с расшивкой швов. Рустами по штукатурке выделены "замки" над арочными проемами балконов, пилястры центрального эркера.
На фото: сквозные проезды под флигелем и домом Сафьянщикова Поверхность штукатурного слоя, обработанная мелкой сеткой, имитирует прием бучарды.Обрамление оконных проемов заглублено по отношению к поверхности стены. Основные оси архитектурной композиции выделены элементами лепного декора классицизма: пальметтами, розетками, гирляндами, изображениями бараньих голов. Над лопатками крайних эркеров, имитируя капители, помещены изображения сидящих одноглавых орлов.
Центральную ось подчеркивает размещенная над эркерами композиция из рогов изобилия, увитых цветочными гирляндами и лентами, между которыми помещен жезл Меркурия. Под композицией в рамке изображена надпись, записанная римскими цифрами: "С.Х.М.ХII". По сторонам от композиции два круглых медальона с мужским и женским римскими профилями с надписями "ROM" и "АDА". Интересно исполнены тонко орнаментированные кованые железные решетки балконов, на оси которых помещены "пальметты" и "медальоны" с изображением латинской буквы "8".
На фото: флигель. Сохранившаяся площадка парадной лестницы (фото из архива НПЦ) Те же орнаментальные приемы использованы в сохранившейся верхней части кованых железных ворот сквозного проезда, где в центре помещен круг с вензелем владельца, сочетающий русские буквы "И" и "С".Полотна ворот утрачены. Представляет интерес сохранившийся слева от проезда кованый флагшток с затейливым растительным орнаментом. Последняя подлинная деревянная витрина, украшенная резным кронштейном, существовавшая до недавнего времени в левом ризалите, ныне заменена на пластиковые стеклопакеты. Фасадные стены дома со стороны колодца внутреннего двора с выступом парадной лестничной клетки гладко оштукатурены и имеют лишь профилированный венчающий карниз. Фасадные стены флигеля и "черных" лестниц, выходящие во внутренний двор, гладко оштукатурены.
На фото: дом. Сохранившаяся площадка парадной лестницы Первый этаж отделен профилированной междуэтажной тягой, вышележащие три этажа, объединены лопатками и увенчаны профилированным карнизом.Северная внешняя фасадная стена флигеля, с выступом лестничной клетки и аркой сквозного проезда, гладко оштукатурена и завершена профилированным карнизом. Торцовые стены, предполагающие примыкание соседних зданий, решены без декора. Планировочная композиция дома и флигеля, соединенных объемами "черных" лестниц, сохранилась в габаритах несущих и капитальных стен. Планировка подвала дома сохранилась почти без изменений и представляет систему из центральной продольной несущей стены и поперечных капитальных стен, соответствующих членениям главного фасада, с выделением сквозного проезда и парадной лестницы. Вход в основную часть подвала из внутреннего двора по наружной лестнице в приямке. Помещение под левым ризалитом имеет вход в одно отделение подвала по приставной лестнице через люк в полу.
На фото: фрагмент интерьера дома. Парадная лестница на уровне первого этажа (фото из архива НПЦ) Высота помещений подвала 1.8 м.Перекрытие - кирпичные своды по металлическим двутавровым балкам, сохранилось без изменения. Планировочная композиция первого этажа, в общих чертах соответствует плану подвала. Схема плана второго и третьего этажей имеет фрагменты несущей продольной стены по обе стороны от лестничной клетки. Часть фрагментов несущей стены заменены несущими балками (вероятно, в ходе капитального ремонта 1976-1982 гг.).
На фото: фрагмент интерьера дома. Парадная лестница на уровне первого этажа Поперечные стены имеются только у лестничной клетки и слева от центрального эркера.Высота помещений: 1-го этажа - 4.25 м; 2-го этажа - 3.7 м; 3 этажа - 3.65 м. Междуэтажные перекрытия по дубовым балкам не сохранились. Планировка квартир утрачена, а также отделка и оборудование интерьеров. Сохранился ныне заложенный арочный проем между парадным вестибюлем и лестницей, а также подлинные лестничные марши с каменными ступенями (покрыты цементным мозаичным раствором), сохранились профилированные тяги потолков в лестничной клетке и под маршами лестницы, а также покрытие площадок из цветной керамической плитки, уложенной в геометрический орнамент.
План 1-го этажа соответствует в общих чертах плану подвала.
г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 18. Дом жилой доходный И.А. Сафьянщикова. Около 1912 г. Вышележащие три этажа сохранили целой продольную несущую стену, за исключением небольшого фрагмента восточнее лестничной клетки. На всю высоту флигеля сохранилась восточная поперечная стена лестничной клетки и вестибюля. Высота помещений: 1-го этажа - 4.25 м; 2-го этажа - 3.7 м; 3-го этажа - 3.65 м; 4-го этажа - 3.28 м. Планировка квартир, их убранство и оборудование утрачены. Сохранилась подлинная лестница с каменными ступенями (покрыты слоем мозаичного раствора), а также мозаичное покрытие площадок с разным орнаментом НСА всех площадках. Сохранились подлинные кованые ажурные ограждения лестниц. На первом этаже сохранился арочный проем между лестницей и парадным вестибюлем.
На фото слева: вид дома Сафьянщикова из внутреннего двора. На фото справа: внутренний двор, сквозной проезд под флигелем В стенах дома и флигеля сохранилась в рабочем состоянии система вентиляционных каналов, выходящая на стены внутреннего двора отверстиями с металлическими решетками.В подвале дома в части помещений сохранилась открытая лотковая канализация, ныне функционирующая и связанная с городским канализационным коллектором. Стены дома сложены из красного кирпича на сложном растворе, оштукатурены, частично облицованы гранитными плитами. Перекрытия над подвалом - кирпичные своды по металлическим балкам. Габариты в плане: дом - 33.2 х 16.0 м, флигель - 30.2 х 14.6 м. Общие габариты в плане с двором - 33.2 х 41.8 м.
Общие сведения
Один из немногочисленных в Пскове представителей стиля неоклассицизм. Единственный в Пскове пример крупного доходного дома с двором-колодцем. Отличается хорошей сохранностью архитектурного декора фасадов, являясь примером высочайшего качества строительства и отделки жилых зданий достигнутого в первом десятилетии XX века.
Назад    Вверх страницы
|
|||
|