Дом Сафьянщикова в Пскове

Назад

Дом жилой доходный Сафьянщикова И.А. Дом с жезлом Меркурия

г. Псков, Октябрьский пр-т, 18


Историческая справка

Участок по улице Сергиевской, 36 (ныне Октябрьский проспект, 18) с 1880 по 1906 год принадлежал псковскому купцу Василию Яковлевичу Сафьянщикову. На участке находился одноэтажный каменный дом с мезонином, каменный флигель и двухэтажный дом во дворе.

В 1906 году дом с местом и постройками по наследству перешёл к любимому племяннику Василия Яковлевича – владельцу кожевенного завода, купцу второй гильдии, личному почётному гражданину Пскова Илье Александровичу Сафьянщикову. После смерти дяди он получил огромное по тем временам наследство - около 250 тысяч рублей и стал одним из самых богатых людей в городе.

К 1912 году купец построил на этом месте новый дом и флигель в стиле неоклассицизма. Трёхэтажное здание с главным фасадом по Октябрьскому проспекту и четырёхэтажный флигель образуют замкнутый двор со сквозными проездами под домом и флигелем. Это единственный в Пскове пример крупного доходного дома с двором-колодцем. Автор проекта неизвестен.

Сафьянщиков тут же застраховал владения на сумму 112 тысяч рублей в Псковском обществе взаимного от огня страхования. Затем квартиры были сданы в наём, а на первом этаже расположились магазины.

На фото: современный вид дома Сафьянщикова

Кроме ведения хозяйственных дел купец активно занимался благотворительностью, был директором Губернского Попечительства Детских приютов, гласным Городской Думы, старостой Варлаамской церкви, попечителем Комитета о тюрьмах, казначеем Псковского археологического общества.

Среди усадеб, которыми владел Сафьянщиков, сохранились ещё две - дом на улице Карла Маркса, 3 и жилой дом на Советской набережной, 9.

На фасаде здания на Октябрьском проспекте разместилась композиция из рогов изобилия, увитых цветочными гирляндами и лентами. Между ними помещён жезл Меркурия.

С рождения Меркурий (по версии греков — Гермес) был посредником между богами Олимпа и простыми людьми, покровителем торговцев и ремесленников, вестником и дипломатом.

На фото: лепная композиция на фасаде здания (фото Александра Окунева)

Будучи с детских лет умным, ловким и хитрым Меркурий изобрел меры, числа, азбуку и обучил им людей.

Особую силу имел кадуцей Меркурия — ореховая ветвь, подаренная ему Аполлоном. Этот кадуцей обладал волшебными свойствами — примирять спорящие стороны.

Когда Меркурий бросил ветвь в клубок дерущихся змей, они тотчас прекратили схватку, обвили ветвь и стали влюблённо смотреть друг на друга. Так появился жезл Меркурия — символ примирения.

Под жезлом, в рамке, изображена надпись, записанная римскими цифрами: "C. X. M. XII". По сторонам от композиции – два круглых медальона с мужским и женским римскими профилями и надписями "ROM" и "ADA".

На фото: элемент фасада здания (фото Александра Окунева)

На кованых решётках балконов помещены медальоны с изображением латинской буквы "S". В верхней части ворот сквозного проезда находится круг с вензелем владельца, сочетающий русские буквы "И" и "С".

Сейчас на главном фасаде дома имеются утраты штукатурки и лепнины.

В результате несанкционированных ремонтных работ 14 сентября 2006 года, был сбит фрагмент декора главного фасада. По мнению заведующей научно-исследовательским отделом НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Натальи Новиковой, культурному объекту федерального значения нанесён колоссальный ущерб.

На фото: решётка сквозного проезда с вензелем владельца Ильи Сафьянщикова (фото из архива НПЦ)

В марте 1919 года все дома Сафьянщикова, как лица причастного к белогвардейским организациям, национализировали и передали в ведение жилищного подотдела Губернского исполкома.

Во время Великой Отечественной войны здание не пострадало.

Непоправимый урон дому нанёс капитальный ремонт 1976-1982 гг. Тогда переделали междуэтажные и чердачные перекрытия, дубовые балки заменили на металлические конструкции. По рассказам старожилов, часть дубовых балок сохранилась в местах, куда не смогли завести новые балки.

Интерьеры полностью перепланировали: из прежних квартир коммунального заселения устроили отдельные апартаменты.

На фото: балкон с утраченной лепниной; медальоном с буквой «S»

Убранство интерьеров практически полностью утрачено: исчезли лепнина на потолках, паркетные полы из морёного дуба, изразцовые голландские печи.

В наши дни доходный дом купца Сафьянщикова гостеприимно приютил в своих стенах квартиры псковичей, нотариальную контору, оптику, магазин цифровой техники, фотосалон, магазин сувениров, в подвале расположилась продуктовая лавка.

В 2012 году старинным стенам исполнилось сто лет.

P.S.: Потомок псковского купца Ильи Сафьянщикова Владимир Раутиан живёт в Санкт-Петербурге, но не раз бывал в Пскове и считает город родным. Владимир Раутиан родился в Северной столице 1 мая 1940 года и был девятым ребёнком в семье.

На фото: Владимир Раутиан с супругой

В 1962 году окончил ЛГУ по специальности "Ядерная физика". Работает в области мощной радиотехники, занимается введением в строй аппаратуры, предназначенной для физических исследований. В школьные годы играл на скрипке, с 80-х годов сочиняет музыку, в основном романсы. Музыку Раутиан пишет под псевдонимом Глеб Первомайский.

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел "Вокальный сборник", где представлены романсы Раутиана на стихи Александра Блока, Генриха Гейне и других поэтов.

Кроме того, Владимир Раутиан является председателем "Землячества псковичей в Санкт-Петербурге". Землячество создано около 20 лет назад. Общество издаёт свой альманах, проводит заседания, организует экскурсии по Петербургу. Историческая секция публикует материалы, посвящённые известным псковичам.


Основные архитектурные особенности

Расположен в центральной части города на Октябрьском проспекте (бывшей ул. Сергиевской) в квартале, ограниченном улицами Пушкина (бывшей Садовой), Некрасова (бывшей Губернаторской), Ленина (бывшей Михаило-Архангельской).

Занимает центральный участок между улицами Пушкина и Некрасова.

Главный фасад дома И.А. Сафьянщикова

Состоит из трехэтажного дома прямоугольного в плане с главным фасадом по Октябрьскому пр-ту и четырехэтажного флигеля, в плане трапециевидного, образующего с домом замкнутый двор (колодец) со сквозными проездами под домом и флигелем.

Крыши на доме и флигеле двухскатные. Под домом и флигелем имеются подвалы.

Главный фасад дома выдержан в стиле неоклассицизма с чертами северного модерна (звериные масканероны, руст из грубого камня по фасаду первого этажа, общее колористическое решение). Его уравновешенная архитектурная композиция построена на основе центрально-осевой симметрии, несколько нарушенной в уровне 1-го этажа сквозным проездом во внутренний двор.

Фасадная стена, напоминающая декорацию, композиционно разделена на пять частей: три неглубоких ризалита и два заглубленных участка между ними.

Центральный широкий ризалит имеет ступенчатое щипцовое завершение; два крайних узких ризалита завершены ступенчатыми аттиками.

Фрагмент главного фасада. Завершение центральной части.

Фрагменты стены между ризалитами, играющие разделяющую роль, не имеют завершения и оканчиваются под выносом карнизов "охватывающих" крайние ризалиты под аттиками.

Эти фрагменты карнизов играют роль композиционной связи между центральным и крайними ризалитами.

На фасаде имеется три активных композиционных вертикали: полукруглый в плане эркер, с конической крышей, закрепляющий центральную ось композиции, расположен над парадным входом в дом; 3-х-гранные эркеры с балконами и арочными проемами, между ризалитами, фиксируют проем сквозного проезда слева и проем большого входа в помещение магазина справа.

Общий вид с северо-запада. Флигель.

Стены между эркерами заняты оконными проемами, а в первом этаже витринами. Система вертикальных членений поддержана в крайних ризалитах группами узких оконных проемов, напоминающих трехчастное итальянское окно. Группы по ширине соответствующие витринам первого этажа, выделены лопатками на высоту второго и третьего этажей. Окна центрального ризалита, имеющие обычные пропорции, также собраны по три над широкими проемами витрин первого этажа.

Стройность центрального полукруглого эркера подчеркивается формой оконных проемов и рустованными пилястрами с орнаментальными капителями.

В системе горизонталей выделена широкая гладкая лента межэтажного карниза, сочетающаяся с тонкой профилированной тягой под окнами второго этажа, а также рядами окон одной высоты.

г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 18 Дом жилой доходный И.А.Сафьянщикова. Около 1912 г. Генплан.

Активные горизонтальные акценты представляют фрагменты венчающего карниза. Пластическое и цветовое решение стен фасада с элементами лепного декора, соответствует системе композиционных взаимосвязей.

В уровне первого этажа применена облицовка "рваным" гранитом розовато-серого темного оттенка, зрительно утяжеляющая нижнюю часть здания. Она отделена от верха гладкой лентой межэтажной тяги из того же гранита.

Общий вид с юго-востока

В облицовке применен квадровый руст, а над проемами витрин и проезда - веерный замок с одним центральным камнем выступающим над поверхностью стены.

Цоколь облицован розовым гранитом, обработанным бучардой. Низ проемов не имеет облицовки, ныне оштукатурен и окрашен в холодный серый цвет, не соответствующий колориту фасада.

Проем левого ризалита сохранил подлинное крыльцо в две ступени из розового гранита. Остальные крыльца изменены, гранит утрачен.

Стена второго и третьего этажа оштукатурена сложным цементным раствором светло-серого оттенка с добавлением розовой мелкой гранитной крошки. Фактура штукатурного слоя имитирует кладку из крупных камней с расшивкой швов. Рустами по штукатурке выделены "замки" над арочными проемами балконов, пилястры центрального эркера.

На фото: сквозные проезды под флигелем и домом Сафьянщикова

Поверхность штукатурного слоя, обработанная мелкой сеткой, имитирует прием бучарды.

Обрамление оконных проемов заглублено по отношению к поверхности стены. Основные оси архитектурной композиции выделены элементами лепного декора классицизма: пальметтами, розетками, гирляндами, изображениями бараньих голов. Над лопатками крайних эркеров, имитируя капители, помещены изображения сидящих одноглавых орлов.

Центральную ось подчеркивает размещенная над эркерами композиция из рогов изобилия, увитых цветочными гирляндами и лентами, между которыми помещен жезл Меркурия.

Под композицией в рамке изображена надпись, записанная римскими цифрами: "С.Х.М.ХII". По сторонам от композиции два круглых медальона с мужским и женским римскими профилями с надписями "ROM" и "АDА".

Интересно исполнены тонко орнаментированные кованые железные решетки балконов, на оси которых помещены "пальметты" и "медальоны" с изображением латинской буквы "8".

На фото: флигель. Сохранившаяся площадка парадной лестницы (фото из архива НПЦ)

Те же орнаментальные приемы использованы в сохранившейся верхней части кованых железных ворот сквозного проезда, где в центре помещен круг с вензелем владельца, сочетающий русские буквы "И" и "С".

Полотна ворот утрачены.

Представляет интерес сохранившийся слева от проезда кованый флагшток с затейливым растительным орнаментом. Последняя подлинная деревянная витрина, украшенная резным кронштейном, существовавшая до недавнего времени в левом ризалите, ныне заменена на пластиковые стеклопакеты.

Фасадные стены дома со стороны колодца внутреннего двора с выступом парадной лестничной клетки гладко оштукатурены и имеют лишь профилированный венчающий карниз.

Фасадные стены флигеля и "черных" лестниц, выходящие во внутренний двор, гладко оштукатурены.

На фото: дом. Сохранившаяся площадка парадной лестницы

Первый этаж отделен профилированной междуэтажной тягой, вышележащие три этажа, объединены лопатками и увенчаны профилированным карнизом.

Северная внешняя фасадная стена флигеля, с выступом лестничной клетки и аркой сквозного проезда, гладко оштукатурена и завершена профилированным карнизом.

Торцовые стены, предполагающие примыкание соседних зданий, решены без декора.

Планировочная композиция дома и флигеля, соединенных объемами "черных" лестниц, сохранилась в габаритах несущих и капитальных стен.

Планировка подвала дома сохранилась почти без изменений и представляет систему из центральной продольной несущей стены и поперечных капитальных стен, соответствующих членениям главного фасада, с выделением сквозного проезда и парадной лестницы.

Вход в основную часть подвала из внутреннего двора по наружной лестнице в приямке.

Помещение под левым ризалитом имеет вход в одно отделение подвала по приставной лестнице через люк в полу.

На фото: фрагмент интерьера дома. Парадная лестница на уровне первого этажа (фото из архива НПЦ)

Высота помещений подвала 1.8 м.

Перекрытие - кирпичные своды по металлическим двутавровым балкам, сохранилось без изменения.

Планировочная композиция первого этажа, в общих чертах соответствует плану подвала.

Схема плана второго и третьего этажей имеет фрагменты несущей продольной стены по обе стороны от лестничной клетки.

Часть фрагментов несущей стены заменены несущими балками (вероятно, в ходе капитального ремонта 1976-1982 гг.).

На фото: фрагмент интерьера дома. Парадная лестница на уровне первого этажа

Поперечные стены имеются только у лестничной клетки и слева от центрального эркера.

Высота помещений: 1-го этажа - 4.25 м; 2-го этажа - 3.7 м; 3 этажа - 3.65 м. Междуэтажные перекрытия по дубовым балкам не сохранились.

Планировка квартир утрачена, а также отделка и оборудование интерьеров.

Сохранился ныне заложенный арочный проем между парадным вестибюлем и лестницей, а также подлинные лестничные марши с каменными ступенями (покрыты цементным мозаичным раствором), сохранились профилированные тяги потолков в лестничной клетке и под маршами лестницы, а также покрытие площадок из цветной керамической плитки, уложенной в геометрический орнамент.

План 1-го этажа соответствует в общих чертах плану подвала.


г. Псков, Октябрьский пр-т, д. 18. Дом жилой доходный И.А. Сафьянщикова. Около 1912 г.
Планы подвала, 1-го этажа, 2-го и 3-го этажей, 4-го этажа.

Вышележащие три этажа сохранили целой продольную несущую стену, за исключением небольшого фрагмента восточнее лестничной клетки.

На всю высоту флигеля сохранилась восточная поперечная стена лестничной клетки и вестибюля.

Высота помещений: 1-го этажа - 4.25 м; 2-го этажа - 3.7 м; 3-го этажа - 3.65 м; 4-го этажа - 3.28 м.

Планировка квартир, их убранство и оборудование утрачены.

Сохранилась подлинная лестница с каменными ступенями (покрыты слоем мозаичного раствора), а также мозаичное покрытие площадок с разным орнаментом НСА всех площадках.

Сохранились подлинные кованые ажурные ограждения лестниц.

На первом этаже сохранился арочный проем между лестницей и парадным вестибюлем.

На фото слева: вид дома Сафьянщикова из внутреннего двора. На фото справа: внутренний двор, сквозной проезд под флигелем

В стенах дома и флигеля сохранилась в рабочем состоянии система вентиляционных каналов, выходящая на стены внутреннего двора отверстиями с металлическими решетками.

В подвале дома в части помещений сохранилась открытая лотковая канализация, ныне функционирующая и связанная с городским канализационным коллектором.

Стены дома сложены из красного кирпича на сложном растворе, оштукатурены, частично облицованы гранитными плитами. Перекрытия над подвалом - кирпичные своды по металлическим балкам.

Габариты в плане: дом - 33.2 х 16.0 м, флигель - 30.2 х 14.6 м. Общие габариты в плане с двором - 33.2 х 41.8 м.


Общие сведения

Один из немногочисленных в Пскове представителей стиля неоклассицизм.

Единственный в Пскове пример крупного доходного дома с двором-колодцем.

Отличается хорошей сохранностью архитектурного декора фасадов, являясь примером высочайшего качества строительства и отделки жилых зданий достигнутого в первом десятилетии XX века.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru