Собор Рождества Богородицы

Назад

Собор Рождества Богородицы

г. Псков, ул. Снятная гора, д. 1

Историческая справка

Пресвятая Богородица родилась в маленьком Галлилейском городке Назарете. Ее родители Иоаким и Анна происходили от рода Давидова и первосвященника Аарона. Святая Анна страдала бесплодием, поэтому у них не было детей. Но все же они не теряли надежды.

Даже достигнув преклонного возраста, Иоаким и Анна молились Господу Богу. Они надеялись на чудо, знали, что Господь всемилостивый поможет, как помог Сарре, супруге патриарха Авраама. Анна и Иоаким дали обет Господу, что родившееся дитя они посвятят служению Богу.

В то время бесплодие являлось наказанием Божьим в еврейских поверьях, поэтому Анне и Иоакиму пришлось вытерпеть много несправедливых поношений от соотечественников.

Однажды в праздник Иаоким принес в храм приношение, но первосвященник не принял дар, сказав при этом, что Иоаким недостоин для этого, потому что является бездетным. В глубоком отчаянии он решил уйти в пустыню.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы

С горькими слезами Иоаким молился Господу о том, чтобы тот смилостивился и подарил Иоакиму и Анне долгожданное дитя. Анна тоже молилась Господу, уповая на его милосердие. Их прошение было услышано Господом, и исполнилось их заветное желание. Анна и Иоаким стали родителями будущей Матери Господа, Пресвятой Богородицы Марии.

К Иоакиму и Анне явился Ангел Божий Архангел Гавриил и оповестил о том, что скоро у них родится дочь Мария, через которую всему миру будет даровано спасение. Пресвятая Богородица Мария была чиста душой и помыслами и превзошла даже Ангелов Господних.

Она стала храмом Божьим, о чем поют в Церкви в праздничные песнопения – «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших». Рождение Богородицы стало началом спасения рода человеческого от диавола. Рождество Пресвятой Богородицы является символом начала новой жизни.

Согласно "Жития князя Довмонта" (средняя редакция) каменная соборная церковь в обители Богородицы построена по заказу и на средства, псковского князя Довмонта-Тимофея вместо сожженной немцами в 1299 г.

Церковь заложена в 1309/10 и построена в 1310/11 г. В 1313 г. храм был расписан фресковой живописью, о чем упоминает запись на полях Псковского Паримейника: "А на горе церковь печати писати...."

Южный фасад. Фото Никитина В.Е., 1989

В первой четверти ХV в. монастырь был местом пострижения и погребения псковских князей. В 1416 г. здесь преставился и был положен в притворе собора на правой стороне постриженный в монахи князь Григорий.

Во время "мора великого" в 1420/21 г.г. здесь постригся князь Феодор. В 1433 и 1466 г.г. монастырь упомянут летописями по поводу пожаров. В 1472 г. в монастыре останавливалась по пути в Москву невеста Василия III царевна Софья Палеолог, в честь которой в соборе служили торжественный молебен.

В 1493 г. церковь пострадала от большого пожара. "Снетнаа гора погоре вся и церковь". В последний период Ливонской войны ц. Рождества Богородицы была "испорчена" и к 1585-87 г.г. "обелена". В смутное время (1611,1612,1615 г.г.) монастырь подвергался разорениям от казачьих, польских и шведских войск.

Крыльцо. Фото Никитина В.Е., 1989

В период осады Пскова армией короля Густава-Адольфа в обители располагался шведский лагерь. К середине-второй половине ХVП в. монастырь - крупный землевладелец с развитым хозяйством, поставщик псковских "государевых" дворов, сохранивший экономические традиции ХIV-ХV вв.

Вероятно, в этот период (вторая пол. ХVII в.) к западному притвору собора было пристроено парадное кирпичное крыльцо на столбах, декорированное муравлеными печными изразцами в сочетании с рельефным кирпичом.

Притвор собора, к ХVII в. расширенный и перестроенный, оставался местом погребения монашеской братии. Из 5 каменных надгробных керамид, в различное время введенных в кладку стен притвора, три датируются; 1643-51 г.г., 1658 г. (Михайла Данилов сын Воронов, во иноцех Мисаила схимник, Иван Петров Коновницын) и 1671 г. (Архимандрит Дионисий, Сильвестр схимник).

Тексты двух других почти полностью стерты и разбиты. В 1710 г. обитель, пострадала от пожара, в котором сгорел монастырский архив.

Ансамбль Снетогорского монастыря. XIV в. Собор Рождества Богоодицы. Фото А. Смирнова. 2001 г.

В середине ХVIII в. собор был значительно перестроен: к северному и южному фасадам пристроены приделы, охватившие притвор с запада таким образом, что крыльцо оказалось "встроенным". В интерьере углы притвора были реконструированы и обращены в столбы, ставшие опорой сводам угловых западных частей приделов, симметрично, расположенных по сторонам крыльца.

Своды новых помещений и старых притворов были закреплены железными связями, изготовленными в Сибири и датированными по клеймам 1749 г. В 1764, 1802 г.г. собор Рождества Богородицы упоминается в монастырских документах.

В 1805 г. собор, в числе других строений, был передан Архиерейскому дому в связи с упразднением монастыря. В 1812-1814 г.г. собор был закрыт в связи с временной передачей строений Архиерейского дома Артиллерийскому ведомству; утварь и имущество находились в доме при Троицком соборе в Пскове.

В 1845-46 г.г. в соборе был поставлен новый 4-ярусный иконостас. В метрике церкви Рождества Богородицы, составленной в 1887 г. дано краткое описание собора и некоторых деталей интерьера.

Интерьер. Фото Никитина В.Е., 1989

Так, из метрики известно, что полы во всем соборе были деревянными, а в южном приделе - плитяные, палатки на хоры имели железные двери, а концы надглавного креста были украшены "позлащенными кругами".

В 1903 г. собор был впервые обмерен группой студентов-архитекторов ВПХУ. В 1909 г. под осыпавшейся побелкой была обнаружена древняя фресковая живопись.

С 1919 г. собор, в числе других древних построек монастыря, был включен в охранные списки памятников архитектуры г. Пскова, но до начала 1920-х г.г. оставался в ведении Псковского Архиерейского дома.

В 1921-23 г.г. утрачена глава, сломаны кровли и оконные рамы. С 1928 по 1934 г.г. в соборе проводились работы по расчистке монументальной живописи.

В период оккупации Пскова 1941-44 г.г. на территории монастыря располагалось убежище штаба гестапо. Собор использовался в качестве винного склада. В 1944 г. собор был обследован сотрудником академии архитектуры СССР архитектором П.Н. Максимовым, который предложил строительную периодизацию собора и на ее основе создал проект реконструкции первоначального облика храма.

В 1950-60-е г.г. в соборе был проведен ряд исследований и косметических ремонтов, сменена глава и крест. В 1945-66 г.г. почти полностью утрачен изразцовый декор крыльца, западный притвор, сооружаются южный и северный приделы и притворысо столбами."

В 1966-68 г.г. продолжены работы по расчистке и укреплению живописи. В 1978 г. лемеховая обшивка главы заменена медной. В 1985 г. начаты обмерные и исследовательские работы по собору. Тогда же продолжена расчистка и укрепление живописи.

Первые обмерные работы по собору проведены в 1903 г. учащимися старших курсов ВПХУ (Академия Художеств) В.А. Щуко, Л.К. Шретером, Н.Е. Лансере. Ими выполнены архитектурный обмер плана по нижнему ярусу, северного и западного фасадов, разрез по продольной оси З-В, обмеры кованых деталей западных дверей.

Чертежи хранятся в фондах НИМАХ в Ленинграде. В 1909-1911 г.г., после обнаружения древних росписей, экспедиция в составе Л. Мацулевича, В. Мясоедова, Н. 0кунева, Н. Сычева произвела пробные расчистки с последующем фотофиксацией.

Фотодокументы хранятся в архиве ЛОИА АН СССР. Раскрытие фресок было продолжено сотрудниками ЦХРМ в 1928-29, 1931, 1933-35 г.г., а также в послевоенное время - в 1948-49, 1960-66 гг. Документация 1966 г. хранится в архиве АРМ-4 ЛФИ "Спецпроектреставрация".

В 1947-48 г.г. собор был частично обмерен и обследован П.Н. Максимовым, В 1949-64 г.г. проводились обмерные проектные и исследовательские работы по раскрытию аркатурного пояса барабана, оконных проемов четверика и декора придельных храмов; восстановлены лемеховая глава, кровли и заполнения оконных проемов.

Авторы обмерных и проектных работ архитекторы ПСНРПМ В.А Лебедева и К.А. Дидрихс. Чертежи хранятся в архиве АРМ-4. В 1955-64 г.г., произведено исследование и составлен проект реставрации крыльца собора не осуществлен. Автор проекта архитектор ВПНРК А.И. Хамцов. Чертежи хранятся в архиве АРМ-4.

Световой барабан и купольный свод собора Рождества Пресвятой Богородицы. Вознесение господне, сохранившийся фрагмент фресковой росписи купольного свода собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Основные архитектурные особенности

Собор расположен в южной части верхней террасы монастыря. Является композиционным центром комплекса. Доминирует над окружающим ландшафтом северо-восточной долины и поймой излучины р.Великой. Построен из известняковой плиты и кирпича (крыльцо) на известковом растворе. Размер кирпича 28 х 12 х 6,5 см.

План церкви

В плане представляет собой трехапсидный храм с двумя симметричными приделами приложенными к северному и южному фасадам четверика, с притвором и крыльцом, охватывающими четверик с запада. Объемно-пространственная композиция состоит из кубического одноглавого четверика под четырехскатной кровлей.

Боковые апсиды значительно понижены по отношению к центральной. Объемы приделов и притвора понижены по отношению к четверику. Кровля над приделами, притвором и крыльцом единая, 4-скатная.

Северный и южный фасады четверика расчленены тремя лопатками, стянутыми большой аркой, смещенной к востоку (в интерьере - ширина и высота трансепта) и малой, смещенной к западу (в интерьере - нижние палатки западных угловых членений четверика).

На западном и восточном фасадах четверика сохранились следы трех закомар. Четверик имеет северный и южный дверные проемы и устроенные над ними, в среднем ярусе, оконные проемы с лучковыми, перемычками и наружными, четвертями. Подобные более узкие проемы устроены в арках западных членений (северный проем заложен).

Апсиды жертвенника и дьяконника прорезаны аналогичными проемами; центральная апсида имеет три проема с широкими откосами и арочными перемычками, причем средний проем находится выше боковых. Барабан прорезан восемью узкими арочными проемами.

К декору четверика относятся глубокие арочные ниши, расположенные над дверными проемами северного и южного фасадов и орнаментальный пояс барабана.

Верхний ряд орнамента составляют ступенчатые арочные нишки, под ними ряд поребрика, бегунец и вновь поребрик.

Нижний ряд, восстановленный по сохранившимся стесанным следам В 1953-55 г.г. выполнен в виде рельефного аркатурного пояса с треугольным верхом. Глава луковичной формы обита медью и увенчана металлическим крестом. Фасады приделов и притвора ритмично расчленены пилястрами.

В простенках расположены широкие оконные проемы с лучковыми перемычками, обрамленные плоскими наличниками с ушами и замком. Боковые проемы западного фасада - ложные. Под кровлей расположен многообломный карниз, крепованный на пилястры.

Фото: 14 апреля 2013 год

Главный западный вход в собор оформлен в виде крыльца на столбах (северная и южная арки заложены). Широкий входной арочный проем закреплен металлической связью. Фасад крыльца обильно декорирован печными муравлеными изразцами в сочетании с фигурным кирпичом.

Основные мотивы декора изразцов - растительный орнамент. Типы фигурного кирпича - "веревочка", столбики с двумя и тремя перехватами. Техника обработки рельефа - ручная теска.

Интерьер собора в целом характеризуется сложностью и неоднородностью пространственной композиции. Структура интерьера четверика аналогична композиции интерьера Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.

Представляет собой крестовокупольный храм по типу вписанного креста с пониженными подпружными арками, несущими световой барабан. Пространство интерьера четверика формируется центральным нефом, продолженным апсидой и трансептом.

Дьяконник и жертвенник отделены от трансепта глухими стенами и образуют замкнутые помещения, связанные с апсидой и четвериком узкими арочными проемами.

Центральная апсида и жертвенник перекрыты конхами, дьяконник имеет плоское перекрытие (позднее). В западных стенах жертвенника и дьяконника устроены прямоугольные глубокие служебные ниши.

В северо-западном углу жертвенника находится ниша Г-образной формы. В ее основании положена известняковая плита с вытесанной в центре круглой чашей с небольшими углублениями по наружному диаметру и круглым отверстием в центре чаши.

Под плитой устроен очаг, выложенный кирпичом. Над плитой в стены заведен металлический стержень. В северной стене апсиды устроен небольшой арочный дверной проем с углом, скругленным в сторону ниши и очага (проем заложен).

Западные угловые членения первого яруса перекрыты цилиндрическими сводами. Арки, выходящие в интерьеры трансепта, нефа и нартекса понижены по отношению к своду. Две пары столбов нижнего яруса служат опорой аркам. Столбы в сечении имеют слабо выраженную Г-образную и прямоугольную, формы.

Во втором ярусе западных компартиментовустроены сводчатые палатки с нишами в восточных стенах и арочными дверными проемами - выходами, на каменные хоры.

Площадка хор связана с нартексом каменной внутри стенной лестницей, проходящей в толще кладки западной и южной стен четверика. Помещение нартекса, трех частное в плане, увеличено по оси С-Ю за счет боковых приделов.

Центральная часть является продолжением среднего нефа четверика; коробовый свод также продолжает свод нефа, однако в нартексе прорезан двумя парами глубоких встречных распалубок, смыкающихся вершинами в шелыге свода.

Западный дверной проем имеет в интерьере треугольное завершение. Боковые членения нартекса отделены от центрального пониженными подпружными арками, расположенными по оси западных столбов четверика.

Коробовые своды устроены по оси 3-В (по оси сводов западных палаток нижнего яруса). Пара пониженных арок отделяет пространства придельных храмов от нартекса. Перекрытия приделов однотипны, сочетают конху над апсидой, с коробовыми и элементами сомкнутых сводов.

В центральной части сводов сохранились следы оснований барабанов приделов. Своды закреплены двумя парами крупных металлических связей и двумя парами небольших связей по сторонам колец оснований барабана, в направлении С-Ю. Северный придел имеет два наружных оконных проема, расположенных в стене апсиды и в средней части северной стены.

Фото: 14 апреля 2013 год

Южный придел имеет три оконных проема - два в стене апсиды и один в центре южной стены. Проемы широкие, с глубокими откосами и решетками. В южной стене апсиды южного придела устроены две прямоугольные глубокие ниши.

Западная стена, отделяющая нартекс от притвора, частично состоит из стен наружного фасада древнего притвора XVв. и частично перестроена в 1749 г.

В центре ее расположен перспективный арочный портал бывшего главного входа, обрамленный валиком. По сторонам портала находятся оконные проемы, растесанные в ХVIII в. на месте древних.

Аналогичный оконный проем устроен в стене, отделяющей северный придел от помещения притвора со столбом. Южный придел связан с притвором широким арочным проемов.

Притвор имеет П-образный план благодаря расположенному по центральной оси крыльцу, обстроенному с северной и южной сторон боковыми помещениями. Свод центральной части притвора относится к XVI в.

Его восточная часть опирается на бывшую фасадную стену более раннего притвора XV в., а западная часть - на стену крыльца XVII в. Свод прорезан встречными распалубками, устроенными над дверными проемами и имеет следы распалубок над оконными проемами древнего западного фасада.

Столбы боковых помещений притвора, образованные из углов притвора XVI в. при реконструкции 1749 г., смещены к стенам крыльца (к северу и югу). Столбы служат опорой для сводов середины XVIIIв.

Симметрично расположенные оконные проемы боковых помещений притвора (по три в каждом) аналогичны проемам придельных храмов. Проемы имеют неглубокие округленные распалубки.

Крыльцо XVII в. перекрыто кирпичным сомкнутым сводом, ребра которого сходятся на кольце основания небольшого заложенного барабана.

Арки крыльца понижены по отношению к своду. Северная и южная арки заложены в 1749 г. Перспективный портал западного входа обрамлен керамическим наличником с изображением виноградной лозы. Габариты: Длина - 32 м, Ширина - 24 м, Высота - 12 м.

Общие сведения

Собор Рождества Богородицы - уникальный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи начала XIV века. В архитектуре собора сочетаются традиции более ранних культовых сооружений с местными техническими приемами.

Своеобразен декор барабана с его сочетанием рельефного аркатурного пояска и характерных рядов бегунца, поребрика и " утопленных" арочных нишек. Парадное изразцовое крыльцо собора не имеет аналогов в зодчестве Пскова.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы имеет статус памятника всероссийского значения и находится в ведении Министерства Культуры Российской Федерации. Собор Рождества Богородицы, построенный в начале XIV века, наконец передается монастырю.

Предметы особой охраны

Монументальная живопись, Изразцовое крыльцо.

Программа росписи

Система росписи храма с одной стороны повторяет многие сюжеты, характерные для памятников домонгольского периода и для XIV века представляющиеся архаичными. С другой стороны она содержит множество новых и уникальных для своего времени сюжетов, часто представляющих собой оригинальную находку псковских художников.

В куполе изображено Вознесение Господне, повторяющее росписи многих новгородских храмов XII века и собора Мирожского монастыря. Фрески в барабане купола утрачены. На парусах сохранились фигуры евангелистов с их символами и фрагмент убруса с образом Нерукотворного Спаса.

В центральной алтарной апсиде в нижних регистрах представлен двухъярусный фронтальный святительский чин, так же архаичный для византийской живописи XIII - XIV столетий и повторяющий старые образцы домонгольского времени. Выше была изображена традиционная Евхаристия.

Богоматерь с Младенцем. Фрагмент фрески алтарной апсиды.

Особый интерес представляют композиции верхней зоны алтаря - конхи и свода вимы. Несмотря на крайне плохую и фрагментарную сохранность живописи, представленные здесь сюжеты поддаются расшифровке и реконструкции.

В конхе была изображена сидящая на троне Богоматерь с Младенцем на левой руке. Необычным является жест правой руки Богоматери поднятой вверх и буквально указывающей отведенным пальцем на расположенное выше изображение. Выше, в своде сохранилась нижняя часть фигуры в белых одеждах, сидящей на престоле и окруженной мандорлой, вписанной в ромб.

По сторонам от фигуры сохранились фрагментарные изображения херувимов и других небесных сил. Возможно, что здесь же располагались и фигуры пророков Исайи, Иезекииля или Аввакума, свидетелей представленного видения.

Очевидно, что на престоле был изображен Христос, однако точная иконография его изображения остается неизвестной.

Общий смысл композиции прочитывается следующим образом: Бог, являвшийся в Ветхом Завете пророкам, Вседержитель и грядущий Судья мира воплотился через Богородицу и стал Младенцем, чтобы принести себя в жертву ради спасения человечества.

Тема Христа-жертвы прямым образом связана с нижними регистрами росписи алтаря и совершавшимся здесь богослужением. На подпружных арках, несущих купол, изображены ветхозаветные первосвященники, прообразующие новозаветное священство. Их ряд завершается образами Захарии и его сына - Иоанна Предтечи, соединяющего собой Ветхий и Новый завет.

Своды и стены ветвей подкупольного креста заняты несколькими повествовательными циклами. Порядок сюжетов по своему продуман, хотя в расположении циклов есть некоторая спонтанность. Важнейшее место здесь занимает цикл евангельских событий, включающий прежде всего изображения двунадесятых праздников. Композиции расположены в три регистра: 1) в сводах и люнетах, 2, 3) и в два ряда на стенах боковых ветвей подкупольного креста.

Воскресение Христово.

В южной части храма в 3 регистре росписи на восточной стене изображено Рождество Богоматери (занимающее традиционное место храмового образа справа от алтаря) и Введение во храм. Благовещение изображено выше во 2 ярусе, традиционно по сторонам от алтарной апсиды: слева архангел Гавриил, справа Богоматерь.

Рождество Христово представлено вслед за Введением в 3 регистре на южной и западной стенах южной ветви креста. Цикл праздников продолжается в 1 регистре на своде и в люнете южной ветви креста, где изображены Сретение, Крещение и Воскрешение Лазаря (эта часть программы копирует роспись собора Мирожского монастыря).

Композиции страстного цикла вынесены во 2 меньший регистр композиций. Здесь на восточной стене южного рукава изображены Вход и Иерусалим и Преображение (хронологически неправильное расположение Преображения после Входа в Иерусалим - распространенная черта многих памятников византийской и древнерусской живописи). Далее на южной стене были расположены композиции Омовение ног и Тайная вечеря.

Распятие.

Распятие и Воскресение Христа представлены в 1 регистре на своде северного рукава креста. Ниже на восточной стене северного рукава во 2 регистре изображено Снятие с креста и жены-мироносицы у Гроба Господня, а в 3 регистре Преполовение Пятидесятницы и Сошествие Св. Духа на апостолов. Образ Вознесения был представлен в куполе собора.

Таким образом, евангельские сцены разделены на несколько обособленных циклов. Сверху представлены несколько крупных композиций: Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Распятие и Воскресение.

При этом изображения Сретения и Распятия, Воскрешения Лазаря и Воскресения Христа перекликаются по смыслу друг с другом, Распятие и Воскресение традиционно представлены друг напротив друга.

Ниже в меньшем масштабе изображены события предшествующие страстям Христа, другие сцены страстей и события после Воскресения Христа: Вход в Иерусалим, Преображение, Снятие со креста, жены-мироносицы у Гроба, Преполовение и Сошествие Св. Духа.

Свой отдельный цикл изображений расположен на западной стене северного рукава, где в три ряда представлены небольшие по масштабу композиции протоевангельского цикла, хорошо известные по многим домонгольским памятникам монументальной живописи. Однако здесь к ним добавлено изображение Покрова Богородицы и даже иллюстрация 12 икоса Акафиста Богоматери.

Самая большая и впечатляющая композиция в росписи собора - Успение Богоматери - расположена во всю высоту северной стены храма, напротив изображенного с южной стороны Рождества Христова.

Средняя часть композиции оказалась утрачена из-за расширенного в XVII веке окна. Слева от него сохранилась фигура Христа, держащего на руках душу Богородицы. Сверху были изображены апостолы, переносимые к одру Богоматери ангелами и вознесение Богоматери на небо.

Изображение рая. Лоно Авраамово, благоразумный разбойник и шествие праведных в рай.

Весь западный рукав подкупольного креста занят изображением Страшного суда, дополненного видением пророка Даниила.

Изображения на южной стороне западного свода и южной стене традиционны. Здесь представлен сидящий на престоле Христос-судья, окруженный 12 апостолами и ангелами. Ниже располагались почти совершенно утраченные изображения Адама и Евы, а также взвешивания человеческой души на суде.

Хорошо сохранился нижней регистр, где представлен рай: Лоно Авраамово, благоразумный разбойник и шествие в рай праведников, возглавляемых апостолом Петром.

На западной стене был изображен ангел свивающий небо, а рядом с ним композиция, ранее известная исключительно по более поздним русским памятникам XVI-XVII веков. Здесь изображен Моисей, обличающий не уверовавших во Христа евреев.

Животные из видения пророка Даниила и трубящие ангелы.

На северной стене представлено уникальное по иконографии видение пророка Даниила, многие из деталей которого впоследствии широко распространились в русской искусстве поствизантийского периода.

На своде изображен Христос Ветхий денми, окруженный ангелами и лежащими на престолах открытыми книгами. Сцена расположена напротив изображений Христа и апостолов из Страшного суда и совпадает с ними по композиции. Ниже представлены трубящие ангелы и четыре зверя - символы земных царств.

Все они подписаны: Персидское, Эллинское, Римское и Антихристово. Справа от них в основании подпружной арки был изображен сам Даниил (его утраченная сверху фигура узнается по характерным для него одеждам).

Слева на западной стене располагаются ещё несколько изображений, связанных с видением: Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча с ангелами, несущими орудия страстей, пророки Захария и Исаия.

Весьма вероятно, что появившиеся здесь впервые иконографические сюжеты видения Даниила, включенные в состав Страшного суда, в XVI веке были принесены в Москву псковскими мастерами и благодаря этому широко распространились в русской живописи XVI - XVII веков.

Преподобные отцы. Роспись нижнего яруса стен храма.

Далее под видением Даниила представлены традиционные изображения земли и моря, отдающих мертвецов. Ниже, напротив изображений рая, располагались так же традиционные сцены ада. Слева представлена назидательная притча о Богаче и Лазаре (Лк. 16:19).

Богач изображен сидящим в аду вместе в бесом. Справа изображен Сатана на двуглавом чудовище с душой Иуды на руках. В адском пламене рядом с Сатаной были изображены головы многочисленных грешков, все из них были подписаны по именам. Большая часть из них соответствует тексту жития Василия Нового, где подробно описано видение Страшного суда.

Здесь представлены основатели ересей: Македоний, Север, Арий, Аполлинарий, Несторий, Ориген, нечестивые цари: Диоклетиан и Юлиан Отступник. К ним псковичи добавили Ирода с Иродиадой и Саломеей, еретика Богомилаи убийцу святых Бориса и Глеба Святополка Окаянного.

Наконец, ещё один интереснейший, самобытный по составу цикл представляют собой росписижертвенника - северной алтарной апсиды. Здесь представлены ветхозаветные сюжеты - прообразы евхаристии, а также добавленные к ним сцены мученичества Иоанна Предтечи.

В своде изображено явление Троицы Арвааму, с характерным для Пскова изокефальным (равновеликим) изображением Трех Ангелов.

Завершает роспись храма чин преподобных отцов, изображенных в нижнем ярусе стен. Их фигуры сохранились на восточных стенах боковых ветвей креста по сторонам от алтаря.

«Народы» из сцены «Сошествие Св. Духа». Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313.
Сатана на двуглавом чудовище с душой Иуды на руках

Воскрешение Лазаря. Видение четырех царств. Западная ветвь подкупольного креста

Святитель. Фрагмент фрески.
Страшный суд. фрагмент фрески

Фрагмент композиции Страшный суд на северной стене западного рукава собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря.
1313 г.
Фрагмент композиции Преполовение на восточной стене северного рукава собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. 1313 г.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru