Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря | |||
---|---|---|---|
Ансамбль Старо-Вознесенского монастыряул. Советская, 62-а, 62-б, 64-а(1), 64-а(2), 64-а(3) Историческая справка
Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание Праздник Вознесения Господня служит введением или приготовлением к празднеству сошествия Святого Духа, ко дню Троицы.
Икона Вознесение Господне - икона праздничного чина Икона «Вознесение Господне» зримо воссоздает новозаветное событие, когда Господь удаляется с земли, чтобы воссесть на Престоле рядом с Отцом Своим до момента Его второго пришествия. Однако и по вознесении Он остается с нами – «Христос посреди нас!» – «И есть и будет!». Он – наше упование, Он – наша защита, Он – наше спасение. Мы защищены уже самим фактом Его рождества, временем пребывания с нами, подвигом Его распятия за нас и Его воскрешением, если сами пребываем с Ним. Комплекс Старо-Вознесенского монастыря складывался на протяжении ХV-ХIХ веков.
Первой постройкой являлась древняя посадская церковь Старое Вознесение, окруженная тыном, которая впервые упоминается в летописи под 1420 годом, где повествуется о встрече всеми жителями Об этом пишет и Окулич-Казарин: "До ограждения Полонища деревянными стенами в 1465 г. здесь был посад, в котором находилась Вознесенская церковь. Когда она была построена и из какого матерьяла - неизвестно, но уже в 1419 г. она звалась старою. В этом году здесь была построена вторая церковь Знаменская".
Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль XV (?) - XIX вв. План. г. Псков, ул. Советская, 62-а, 62-б, 64-а Сведения о строительстве церкви Знамения Пресвятой Богородицы в память принесения в Псков Чирской чудотворной иконы Богоматери в 1420 году имеются и в книге " Старо-Вознесенский женский монастырь в г. Пскове". Однако, место ее расположения относительно церкви Старое Вознесение и время упразднения неизвестны.
Старо-Вознесенская церковь, располагавшаяся у Великих ворот упоминается в летописи под 1460, 1468, 1472, 1486 гг. по случаю встреч и проводов именитых гостей Пскова: князя Юрия, Владыки Ионы, царевны Софьи (Палеолог), архиепископа Новгородского, Владыки Геннадия и других. Время строительства каменной церкви Старое Вознесение на этом месте доподлинно не установлено. Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря на современной карте В библиографической справке на церковь Вознесения в Пскове на Полонище у Великих ворот, составленной архитектором Романовым К.К. на основании Полного собрания русских летописей (ПСРЛ) под 6975 г. (1467 г.), хранящейся в рукописном архиве ЛОИА написано: "… церковь Вознесения Господня основана в 1467 году" - основание датировки из другого источника - "Истории княжества Псковского". На основании этих материалов датой закладки каменной церкви Старое Вознесение считается 1467 год.В летописи встречаются записи о пожарах, от которых неоднократно пострадала церковь Старое Вознесение в 1539, 1544 гг.
У Окулич-Казарина приводятся сведения: "На колокольне находится 3 старинных колокола Современными исследованиями, проведенными Вл.В. Седовым на основе анализа имеющихся документов, а также архитектурных форм и их эволюции в архитектуре культовых зданий, сохранившаяся ныне каменная церковь Старое-Вознесение относится ко второй половине 1530-1540-х гг. Время зарождения монастыря при этой церкви также неизвестно. Ю.П. Спегальский предполагает, что монастырь мог быть основан еще в первой половине XV в. : "В 1467 г. его старый храм заменили новым, который, однако, в следующем столетии был сломан и построен заново". Сведения приведенные Окулич-Казариным также не имеют точных дат: "Полагают, что в 1650 году устроен был тут Знаменский девичий монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской, а затем снова в женский".
В конце XVII - начале XVIII вв. монастырь находится в бедственном К 1765 г. обитель за неимением средств не была даже ограждена и терпела притеснение со стороны сильных и богатых соседствующих владений. Число монахинь вместе с игуменьей составляло 5-10 человек, которые вынуждены были сами добывать себе пропитание выполнением мелких заказов для горожан. После пожара 1772 г. на выделенные "экономические суммы" была возобновлена Старо-Вознесенская церковь , построены 2 "игуменных кельи на каменном фундаменте, 5 монашеских келий на фундаментах и 2 без фундаментов" и другие постройки. В 1778 г. составлено подробное описание монастыря после пожара 1777 г.: "В том монастыре церковь с сводом каменная во имя Вознесения, при ней на правой стороне, другая церковь придельная с сводом каменная во имя Рождества. При тех церквах притвор и паперть с сводом каменных. На левой стороне церкви две палатки с сводом, каменные ж… окна церкви и притвор и палатки все крыты тесом. На той же левой стороне монашеские две келии на каменном же фундаменте с сенями. В них два чулана мерою длиннику девять сажен с аршином, крыта драницами. - ... По правую сторону оной церкви монастырских 3 келии на каменном же фундаменте с сенями." …Вокруг того монастыря ограда деревянная, забрана в столбы. В подробной описи монастырского имущества 1789 г. говорится, что монастырских келий 10. В 1805 г. на деньги гр. Апраксиной реконструируются строения монастыря и строятся "Гостиные кельи". С 1814 по 1817 гг. игуменья Агния I построила с восточной и западной сторон монастыря каменную ограду и новые деревянные на каменном фундаменте кельи.
Расцвета монастырское строительство достигло при игуменье Агнии II (1823-1860 гг.), которая сумела подобающим образом организовать быт монахинь и производство работ, приносивших доход Привлекая крупные добровольные пожертвования и собственные средства монастыря Агния II, по сути, заново создала монастырь. Благодаря постройкам, возведенным в этот период, он приобрел черты ансамбля. В 1833 г. сооружена однопрестольная каменная церковь Рождества Богородицы (вместо снесенного в 1825 г. ветхого одноименного придела Старо-Вознесенской церкви) в стиле ампир с центральной главой и 4-мя главками по углам крыши. В 1835 г. вдоль северной границы участка, на пожертвования были построены деревянные кельи на каменном фундаменте, а также каменные и деревянные монастырские службы, в которых помещалась и пекарня, тут же был и колодец.
С 1836 по 1839 гг. велось строительство каменной ограды монастыря, которая на юго-западной и юго-восточной сторонах прерывалась расположенными на углу улиц Великолуцкой и Стенной принадлежащими монастырю деревянными одноэтажными домом и флигелем со службами. С северной стороны примыкала к частным владениям. В строительстве ограды использован камень от упраздненной каменной церкви Иоанна Златоуста, бывшей в мужском Медведеве монастыре (что на Сокольей улице) поблизости от Ворота были сложены из камня, оштукатурены и покрыты листовым железом. С правой стороны к воротам примыкала каменная оштукатуренная часовня, имевшая вход с улицы и из монастыря. Она освещалась одним окном со стороны двора, была покрыта тесом, на крыше были яблоко и четвероконечный крест с сиянием, деревянные, обиты жестью, окрашены. По левую сторону ворот внутри обители была устроена каменная сторожка, наружный вид которой был подобен часовне. В 1845 г. устроена (или возобновлена) каменная колокольня над папертью Старо-Вознесенской церкви. В 1847 г. к северу от Вознесенской церкви на суммы, отпущенные из казны по ходатайству игуменьи Агнии II, построено каменное двухэтажное здание, в котором размолотились Тихвинская домовая церковь, апартаменты игуменьи, трапезная с кухней и погребом, монашеские кельи.
В 1854 г. отстроено заново здание деревянных сестринских келий. В 1854 же году сооружена каменная 4-х ярусная отдельно стоящая колокольня к Рождественской церкви. В 1857 г. при Рождественской церкви на добровольные пожертвования строится деревянное здание келий. Оно было покрыто тесом, стены оштукатурены изнутри и снаружи и окрашены. 15 келий отделялись одна от другой капитальными стенами, а между ними был длинный теплый коридор. Вход был с трех сторон, а с северной - по наружному крыльцу. За колокольней, в восточном направлении построены одноэтажные деревянные на каменном фундаменте кельи, именовавшиеся "просфорническими". Они снаружи были обшиты тесом, а внутри оштукатурены и окрашены. Число монахинь к этому времени достигло 80-100 человек, поэтому при следующей игуменье Евгении (с 1861 г.) реконструируются и достраиваются деревянные кельи. В 1862 г. составлен подробный план строений монастыря: каменные здания - Вознесенская церковь с колокольней, Рождественская церковь, каменная отдельно стоящая колокольня, 2-х этажные здания келий с Тихвинской церковью, часовня, сторожка, ограда, хозпостройки; деревянные здания - 1-этажные кельи, 1-этажная просфорня, хозпостройки, ледник.
Монастырь украшен тремя небольшими садами, расположенными в
Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с северо-востока на церковь Старое Вознесение и колокольню церкви Рождества Богородицы. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд.62-а, 62-б, 64-а В 1876 г. к Рождественской церкви пристроен огромный деревянный на каменном фундаменте притвор, в котором разместились ризница и библиотека по сторонам притвора.В 1880 г. по обе стороны паперти Старо-Вознесенской церкви устроены две деревянные палатки, а в 1881 г. с юга к этой церкви пристраивается огромный каменный теплый придел во имя всех Святых. Монастырь владел земельными угодьями в Псковском уезде, в городе ему принадлежали 2 каменных дома с флигелем и лавкой. В период между 1862 и 1892 годами на месте ледника построено полукаменное здание кладовых, которое в 1892 г. было перестроено под кельи.
В неустановленный период (но после 1862 г.) в саду близ алтаря церкви Старое Вознесение была воздвигнута часовня (видна на открытках конца XIX - начала XX вв. с видом монастыря). Дальнейшая судьба ансамбля в письменных источниках отражена менее подробно и может быть описана по устным сведениям. Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с запада на церкви Рождества Богородицы и Старое Вознесение. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд.62-а, 62-б, 64-а После 1917 г. на территории монастыря располагались службы ОГПУ, НКВД, позже милиции.После 1944 г. здания монастырских келий, частично уцелевшие, приспособлены под жилье сотрудников милиции. В 1972 г. в Рождественской церкви устроен городской Планетарий, а в колокольне обсерватория. Основные архитектурные особенности
Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, расположенный в западной части Окольного города, близ Великих ворот, поставлен на небольшом возвышении, и является важным градостроительным узлом в планировке квартала древнего города в районов улиц Советской и Свердлова . Ансамбль состоит из разновременных культовых и гражданских построек. Наиболее древней постройкой является церковь Старое Вознесение, расположенная в центре территории монастыря. Она представляет собой четырехстолпный трехапсидный храм с повышенными подпружными арками, несущими световой барабан. Внутреннее пространство зального типа.
Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с востока на дом настоятельницы и кельи полукаменные. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд. 62-а, 62-б, 64-а Четверик обстроен с южной и северной стороны приделами, а с западной - притвором, над которым сохранилось основание двухпролетной звонницы. К западному фасаду древней Старо-Вознесенской церкви с юга примыкает еще одна культовая постройка ансамбля - Рождественская церковь.Это прямоугольный в плане храм, объемно-пространственная композиция которого складывается из основного четверика, покрытого полусферическим куполом с декоративным барабаном и шпилем, выступов алтаря и притвора и северного и южного дорических портиков, завершенных фронтонами. Близ юго-восточного фасада Рождественской церкви у спуска с возвышенности находится бывшая колокольня от которой остался лишь первый ярус. Она представляет собой квадратный в плане объем. Фасады яруса обработаны однотипным декором, стилистически близким декору Рождественской церкви. В северной части монастыря напротив северного фасада Вознесенской церкви находится дом настоятельницы. Это каменный двухэтажный дом, вытянутый в плане прямоугольный объем под четырехскатной крышей.
Главный южный фасад постройки выделен
Монастырь Старо-Вознесенский. Ансамбль. XV-XIX вв. Вид с северо-запада на церкви Рождества Богородицы и Старое Вознесение. Фото 2001 г. г. Псков, ул. Советская, дд. 62-а, 62-б, 64-а Территория монастыря, представляющая в плане неправильной формы многоугольник, была ранее ограничена довольно высокой каменной оградой, от которой в настоящее время сохранился частично переложенный фрагмент восточного прясла в виде подпорной стенки по линии ул. Свердлова.В местах наиболее крутого подъема на холм в склонах устроены две небольшие каменные лестницы (поздние): одна со стороны ул. Советской, вторая к ул. Свердлова. Остальные постройки на бывшей территории монастыря, которая в несколько раз превышала по площади нынешнюю, поздние, к монастырю не имеющие отношения. Площадь территории, на которой размещены собственно монастырские здания равна 6000 кв.м. Общие сведения Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря, сложившийся на протяжении XV (?) - XIX веков, один из немногих сохранившихся в Пскове культовых комплексов, является важным градостроительным узлом в планировке древнего города у Великих ворот.
Рисунок Старо-Вознесенского монастыря в городе Пскове 1882 год Его главную художественную ценность представляет Старо-Вознесенская церковь - образец Псковской школы зодчества второй четверти XVI в. Церковь Рождества Богородицы - редкий по совершенству пропорций и чистоте архитектурных форм памятник эпохи ампир.
Назад    Вверх страницы
| |||
|