Церковь Ильи Пророка с Мокрого луга | |||
---|---|---|---|
Церковь Ильи Пророка с Мокрого лугаг. Псков, ул. Волкова, д. 9-а Историческая справка
Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская поместные церкви чтят его память 20 июля (2 августа), а Православные церкви, перешедшие на григорианский календарь и Римско-Католическая — 20 июля. Среди русского народа Иногда, по месту своего рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесвитянин.
Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.
На фото: икона «Илия пророк с житием и деисусом» из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова (конец XII века)
Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком. Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию. Огненное восхождение пророка Ильи Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорив, Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.
Святой Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Согласно Библии, Илия был взят на Небо живым. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Впервые в летописях Ильинский монастырь упоминается под 1465 г. в связи с пожаром на Запсковье: - "...В лето 6973... Того же лета бысть пожар на Запсковьи, месяца мая в 16 день, в понедельник, погоре дворов много и монастырь и церковь святого Ильи..." В псковских писцовых и оброчных книгах 1585-1587 г.г. монастырь упоминается неоднократно и называется: "...Ильи пророка Мокрово девича монастыря з Запсковья..." На северной стене южного придела церкви сохранилась до наших дней надгробная плита (где раньше была усыпальница игуменьи монастыря Феодоры), сообщающая о смерти игуменьи Феодоры в 1677 г. и об основании в том же году каменной церкви во имя пророка Илии по ее повелению, которая - "...и зделана з землею наровне при ее бытии..." Эта надпись, сделанная вязью, пока единственный материал для датировки начала строительства каменной церкви. Первое известное нам описание Ильинского девичьего монастыря и церкви относится к 1763 г. Церковь в это время была каменной с приделом во имя Богородицы Тихвинской, двухпрестольная, придельная церковь теплая. Все остальные монастырские постройки деревянные - "две настоятельских келии с сеньми на подклетах и чуланами и двором, сараи, с сеном, три житницы, одиннадцать монашеских келий с сеньми и чуланами." Монастырь был обнесен деревянной оградой с двумя въездными воротами, при которых находились караульные избы.
Фото: февраль 1972 год По древним установлениям келии настоятельницы с двором и сараями строились и починялись крестьянами (кирпич, железо и стекло покупались из монастырской казны), а монашеские келии строились и починялись самими монахинями из получаемого ими от монастырской казны жалованья. В монастыре в это время находилось 8 монашествующих, все постриженные... "рукоделия прясть и простое точиво ткать дознают..." Монастырь упразднен в 1764 г., а церковь Ильи Пророка обращена в приходскую. С 1786 г. она приписана к Козьмодамианской с Примостья. С начала XIX в, в клировых ведомостях начинает упоминаться колокольня, а сама церковь вплоть до конца XIX в. описывается каменной, твердой с двумя престолами. В 1868 г. по Указу Синода церковь вновь сделана самостоятельной, а в 1873 г. за неимением средств вновь приписана к Козьмодамианской церкви и в 1899 г. снова сделана самостоятельной с содержанием от общин. После Великой Отечественной войны и по настоящее время церковь приспособлена для складского помещения. В 1888 г. в главной церкви, в притворе и усыпальнице игуменьи Феодоры выбраны плитяные полы и заменены досчатыми. Из притвора в усыпальницу проделана входная дверь, а в стене окно с железною решеткою. В 1890 г. открытая входная лестница превращена в закрытую: сделаны боковые каменные стены с круглыми оконцами и тремя дверьми на нижней площадке. В 1893 г. расписаны арки и устроены железные печи. В 1948 г.- восстановление местами кладки и в последующие годы проводился текущий ремонт.
Основные архитектурные особенности
Церковь Ильи мокрого во Пскове представляет собой сложную композицию, состоящую из четверика, притвора, северного придела, южной галереи,
Восточный фасад. Фото Скобельцына Б.С., 1962 Основные конструкции-перекрытия особого типа. Здесь подпружные арки опираются не на столбы, а на своды перекрытия четверика, две арки-восточная и западная, опиираются на своды трансепта, а две другие - южная и северная на восточную и западную арки; переход к барабану осуществлен посредством тромпов. Строители этого храма применили здесь известные в псковском зодчестве приемы: типа храмов без подпружных арок. Церковь Ильи в Выбутах, Георгия со Взвоза, церковь Жен Мироносиц во Пскове, бесстолпный храм перекрыт коробовыми сводами со взаимно перпендикулярными арками в церкви Петра и Павла в Сереткином монастыре. Четыре столба прямоугольный в плане, восточные столбы в нижней части срезаны. Между столбами и стенами арочные перемычки. Арки между западными столбами и стенами имеют архивольты, здесь в западной части четверика устроены хоры, на которые ведет чугунная винтовая лестница. На южной стене в трансепте, под сводом перекрытия, оконный проем с лучковой, арочной перемычкой. В западном нефе этой стены дверной проем с арочной перемычкой, ведущий в южную галерею. Под окном большой проем с арочной перемычкой, ведущий в северный придел. К восточной стене примыкает полуцилиндр апсиды, перекрытый полусферическим сводом, здесь два оконных проема, апсида примыкает к большому проему, перекрытому аркой. Жертвенник в северо-восточном углу четверика в нишах. Здесь в восточной части оконный проем.
План церкви
В западной стене, в центральном нефе один оконный проем и под ним дверной с арочными перемычками. Только Фото 1926 года Световой барабан имеет четыре щелевых оконных проема с арочными перемычками, размещенных по странах света. Барабан декорирован традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из двух поясков - поребрика и между ними пояса - "бегунца".
Глава полусферическая металлическая, карниз профилированный. Кровля четырехскатная металлическая. Четверик имеет подцерковье, перекрытия-коробовые с распалубными сводами, покоится на четырех столбах (пилонах) прямоугольных в плане. Вход в подцерковье через малую пристройку к апсиде с двухскатной крышей. Притворы и приделы так же имеют подклеты, перекрытие коробовыми сводами. К западному фасаду четверика примыкает притвор, центральная часть которого перекрыта коробовым сводом, опирающимся на два перпендикулярных боковых коробовых свода. Два дверных проема ведут в северный и южный приделы, в центральной части западной стены дверной проем с двухпольной металлической дверью.
Южный придел разделен на два помещения перекрытых коробовыми сводами: в первом
Фото 1926 года На стенах плохой сохранности живопись имитирующая полотенце, выше горизонтальные ленты с геометрическими орнаментом и растительными мотивами по зеленому и синему фону и над ними роспись, покрывающая верхнюю часть стены и свод: по желтому фону зеленые круги, пересекающиеся друг с другом, внутри которых в центре и по сторонам красные цветочки с веточками. В распалубках в кругах поясное изображение святых, обрамленных вьющимся стеблем с цветами и листьями; на северной стене около ниши, надпись XIX в., кратко излагающая содержание надписи на известняковой керамиде ХVII в. в боковой стенке северной ниши. Поскольку текст керамиды, выполненный вязью, является пока единственным материалом для датировки церкви, приводим текст полностью: "Лета 7185 (1677 г.) февраля в 21 день в сыропусню суботу в память светлого пророка и крестля дня Иоана обретение и славы его преставися сего Ильинского девичьего монастыря игуменья Феодора-
Вид с юго-восточной стороны. Фото Скобельцына Б.С., 1962 В южной стене такая же, как и в северной стене, большая ниша. Снаружи над оконным проемом бровка в виде арочки. Северный придел без апсиды; в восточной его части потолок плоский деревянный, в западной - коробовый свод с распалубками над оконным и дверными проемами. К притвору примыкает 2-ярусная колокольня, нижний ярус прямоугольной формы, верхний - восьмигранник с арочными проемами для колоколов в каждой грани. К западной стене притвора, к югу и северу от колокольни примыкают паперти также с подклетом (погребом) с большими открытыми проемами, заключенными в настоящее время досками. Высота церкви до креста 18.94. Крест 1.43 м.
Общие сведения Памятник архитектуры церковь Ильи Мокрого по своим формам и конструкциям близка к культовым постройкам псковской школы зодчества XIV-XVI вв. Однако, построенная в конце XVII века, она имеет ряд конструктивных особенностей, которые позволяют отнести ее к интересным памятникам, заслуживающим особого внимания. Место проведения религиозных обрядов. Фото 2003 года Здесь, используя большой опыт псковских зодчих, строители применили приемы, не встечающиеся на других памятниках: перекрытия четверика, подцерковье с упрощенным перекрытием. Погреба под притвором, галереями - изолированные помещения, имеющие отдельные входы, паперть с большими проемами. Памятник дошел до наших дней с незначительными переделками.
Фото 2013 года Вход в храм. Фото: 2015 год
Назад    Вверх страницы |
|||
|