Монастырь Пантелеймона на Красном дворе

Назад

Монастырь Пантелеймона на Красном дворе

г. Псков, ул. Воеводы Шуйского, д. 8а

Родился в Никомедии в семье знатного язычника и получил имя Пантолеон. Его мать Еввула была христианкой и воспитывала сына в своей вере, но умерла, когда Пантолеон был в отроческом возрасте. Его отец отдал сына в языческую школу, а затем поручил знаменитому врачу Евфросину для изучения Пантолеоном врачебного искусства.

Вскоре о нём услышал римский император Максимиан, пожелавший видеть Пантелеона при своём дворе. Проживавший в Никомедии пресвитер Ермолай заметил Пантелеймона и начал рассказывать ему о христианстве. Согласно житию, Пантолеон уверовал в Иисуса Христа после того, как, увидев ребёнка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его.

После этого он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеймон. Став безвозмездным врачом, Пантелеймон лишил многих врачей доходов, и на него поступил донос императору Максимиану, что Пантелеймон посещает в тюрьме христиан и лечит их именем Христа. Император призвал Пантелеймона и просил опровергнуть донос.

Святой Пантелеймон с житием, начало XIII века (единственная житийная икона святого Пантелеимона византийского времени)

Святой предложил императору призвать одного неизлечимого больного и устроить испытание. Кто исцелит его: он или языческие жрецы — вера того и должна быть истинною.

Согласно житию, языческие жрецы не смогли исцелить больного, а Пантелеймон силой молитвы даровал расслабленному исцеление. После этого многие уверовали во Христа, а Максимиан ожесточился на Пантелеймона и приказал истязать его, а затем бросить тяжелым камнем в море.

Но Пантелеймон остался невредим, тогда его подвергли новым мучениям: повесили на дереве, жгли свечами, потом рвали железными когтями, колесовали, бросали в кипящее олово, пытались утопить в море. Дикие звери, которым он был брошен на растерзание, лизали ему ноги.

После всех истязаний Пантелеймона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеймона в Царство небесное и святой попросил воинов исполнить данный им приказ.

Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами.

Глава Пантелеймона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей святого находятся во многих городах России. В Православной церкви Пантелеймон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеймон — «всемилостивый».


О положении монастыря на Полонище узнаем из упоминания в писцовой книги 1585–1587 гг. Болховитинов ничего больше не сообщает о его месте, И. И. Василеву оно также не было известно.

На плане И.Ф. Годовикова 1857 г. с церковью Пантелеймона на Красном дворе связан фундамент в саду Окунева.

Ф.А. Ушаков помещал церковь Пантелеймона на Красном дворе там же.

Н.Ф. Окулевич-Казарин, использовавший планы Годовикова и Ушакова при работе над «Спутником по древнему Пскову», указывал на развалины этой церкви в 270 шагах от церкви Георгия со Взвоза по направлению к Покровской башне.

Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XVвв. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года
3 – Пантелеймона на Красном дворе;
11 – Николы на Взвозе;
14 – Успения Богородицы;
21 – Покрова Богородицы на Полонище, у Великой реки

На основе этого наблюдения и, возможно, устной традиции Окулевич-Казарин считал Пантелеймоновской церковь, обозначенную на плане 1740 г. на Полонище, против Спасо-Мирожского монастыря. Возражений против такой атрибуции нет.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
26 – Успения Богородицы;
29 – Георгия на Взвозе;
30 – Пантелеймона на Красном дворе

Обозначение на «Красном дворе» («с Красного двора» - вариант писцоворй книги 1585 – 1587 гг.) могло, как нам кажется, касаться и самого монастырского двора, и существовавший ранее на его месте или одновременно рядом с ним какой-то примечательной постройки.

Упоминаемая Болховитиновым и Василевым Красная улица, на которой якобы стоял этот монастырь, в источниках не встречена.

Сравнение известий о двух псковских Пантелеймоновских монастырях позволяет сказать, что оба они существовали уже в начале XIV в., о чем косвенно говорит уточнение «на 5 верст» при упоминании монастыря Пантелеймона в записи на Паримейнике в записи 1313 г.

В течение всего XIV в. монастырь Пантелеймона на Красном дворе находился за пределами посада, следовательно, и основан он был вне посада. Отдаленный участок Полонища, на котором он располагался, включен в посад в XV в. В 1469/1469 г. в монастыре была построена каменная церковь.

Возможно, именно ее остатки были видны до недавнего времени к северу от общежития Педагогического института на ул. Воеводы Шуйского (К. Либкнехта). В настоящее время на месте монастыря выстроен жилой дом.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова).
47 – церковь Св. мученицы Анастасии;
48 – церковь Вознесенская:
49 – церковь Воскресенская:
50 – церковь Препоновения;
51 – церковь Успения;
52 – церковь Св. Георгия;
53 – церковь Св. Пантелеймона;
54 – церковь Св. Николая Чудотворца;
55 – церковь Покрова Богородицы с пролому


Предполагаемое месторасположение монастыря Пантелеймона на красном дворе


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru