Монастырь Николы на Взвозе (на Оусвозе, Звозе)

Назад

Монастырь Николы на Взвозе (на Оусвозе, Звозе)

г. Псков, пересечение ул. Георгиевской и Воеводы Шуйского

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


Взвозами в древнем Пскове назывались подъемы, устроенные от реки к берегу. Таких подъемов было несколько: Георгиевский у Георгиевских ворот, Плоский у Плоских ворот, Лубянский на Запсковье против Крома.

Трудность оределения места монастыря заключается в том, что в Пскове должно быть несколько взвозов. По летописям нам известен один – от реки Великой, на Полонище, там, где в конце XV в. была построена церковь Георгия.

Уже Василев предположил, что где-то рядом с последней могла находиться церковь Николы на Взвозе. Все исследователи, начиная с Болховитинова или не знали, или не обратили внимания на указания многих источников XVI – XVII вв. о том, что существовал Никольский на Взвозе монастырь. Ушаков и Окулевич-Казарин определили как остатки церкви Николы на Взвозе развалины храма под Песитским бастионом (Лапиной горкой).

Позднее, поясняя план 1740 г., Окулевич-Казарин предположительно назвал Никольской церковь, показанную потив Егорьевских ворот, западнее церкви Георгия со Взвоза. Последнее предположение Окулевич-Казарина подтверждается.

Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XVвв. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года
3 – Пантелеймона на Красном дворе;
11 – Николы на Взвозе;
14 – Успения Бргородицы;
21 – Покрова Богородицы на Полонище

В ряде случаев данный Никольский монастырь упоминается как стоящий на Егорьевском Взвозе. Следовательно Никольский на Взвозе монастырь действительно располагался на том же Взвозе, что и церковь Георгия, созранившаяся до наших дней.

На известных планах Пскова, на подъеме от реки в гору к церкви Георгия, изображена одна церковь (на плане 1740 г. – сохранившаяся, на плане 1857 г. – в развалинах), которая и являлась монастырским храмом.

Итак, монастырь Никольский на Взвозе находился на правом берегу р. Великой, па Полонище, западнее церкви Георгия на Взвозе.

План Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова.
34 – Георгия на Взвозе;
47 – Николы на Взвозе;
48 – Успения Богородицы

Источник XVI в. добавляет еще одну подробность расположения: «на Козьей бротке».

Время возникновения монастыря неизвестно. Есть лишь указание на строительство каменного храма в нем в 1493/1404 (1404/1495) г.

Достаточная удаленность от стены 1375 г. позволяет предполагать, что вокруг монастыря в начале XV в. развитого посада не существовало.

В настоящее время развалины монастырской церкви скрыты под земляной насыпью с внутренней стороны Окольного города, на углу улиц Георгиевской (М. Урицкого) и Воеводы Шуйского (К. Либкнехта).


Предположительное месторасположение монастыря Николы на Взвозе


Останки монастыря находящиеся под Петровским Бастионом


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru