Церковь священномученика Тимофея Газского
в Довмонтовом городе

Назад

Церковь священномученика Тимофея Газского

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Тимофей Газский, Кесарийский (+304), мученик.

Память 19 августа.

Мученик Тимофей родился в городе Газы Кесарии Палестинской.

Он изучал Священное Писание и, получив особый дар слова, стал учителем христианской веры. Во время гонения на христиан со стороны императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (284-305) мученик был представлен на суд правителя Урбана.

Мученики Тимофей, Агапий и Фекла

Святой Тимофей бесстрашно объявил себя христианином и произнес проповедь о любви Господа Иисуса Христа к людям и о Его пришествии в мир для их спасения.

Мученика подвергли жестоким истязаниям, и, когда увидели, что он остается непреклонным, его сожгли (+304).

Претерпев бесчисленные пытки и потом сожигаемый на малом и слабом огне, он в своем терпении показал истинное доказательство истинного благочестия к Богу и получил венец священнопобедных подвижников веры.

В том же городе и в том же году пострадали за Христа мученики Агапий и Фекла - они были отданы на растерзание диким зверям и в таких страданиях приняли небесные венцы.


По материалам Лабутиной И.К.

Церковь Тимофея в XIV–XV в.в. находилась в Домантове стене. Об этом сообщает летопись (1373/1374 и 1396 гг.). Есть основание считать, что церковь была построена еще при жизни Довмонта. Об этом сообщает Распространенная редакция Жития Довмонта, относящаяся к концу XVI–XVII в.в.

В более ранних (Средней и Краткой) редакциях Жития о строительстве этого храма ничего не сказано. Источники сведений о строительстве церквей Довмонтом неизвестны. Эти данные отсутствуют в летописях, но их достоверность не вызывает сомнения у исследователей.

Общий план раскрытых расколками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II – фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV – остатки "гражданской постройки" (XII-XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г., 1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Одним из оснований доверительного отношения к данным Жития Довмонта является, по мнению Лабутиной И.К., указание летописей на дни военных сражений, которые совпадают с праздниками в честь святых, во имя которых сооружались храмы.

Правда, это правило не относится к церкви Тимофея. Свидетельство о строительстве этого храма помещено в Житии после описания победы Довмонта над Герденем и упоминания о намерении князя Ярослава Ярославича идти на Псков.

Победа датируется 6774 г. (П1Л и П3Л). П3Л и средняя редакция Жития даде указывают ее день – день св. Леонтия. Средняя редакция сообщает: «Коего дни бысть преславная та победа созда князь блаженный храм во имя святого".

Распространенная реакция (по Печорскому списку): «Благоверный же князь Тимофей поставил церковь во имя святого мученика Тимофея Газского, в него же наречено бысть имя его и сию чудными добротами и стенным писанием оукраси. я же и до ныне всеми зрится».

Псков. Макет Довмонтова города

Макет Довмонтова города

Псков. Церковь священномученика Тимофея Газского

Церковь священномученика Тимофея Газского

Возможно, тут совмещены сведения о постройке двух храмов, так как дни поминовений названных святых не совпадают. Получивший при крещении имя Тимофея, Довмонт, вероятно, последовал традиции возведения храмов во имя патрональных святых, и одной из первых построенных им церквей стала церковь Тимофея.

Год 1266 как датa основания церкви определен на основе сличения событий, описанных в Житии, с летописными сообщениями под 6774 г. Исследования А. Эндельгема и Н.Г. Бережкова, определивших 18 июня 1266 г. как дату битвы с Герденем, подкрепляют этот вывод.

В период основания церкви место ее приходилось на участок посада, который в XVIII в. начал постепенно освобождаться от жилой застройки. В письменных источниках есть подробности, которые, может быть, имеют значение при определении точного места церкви.

Вид на церковь Тимофея Газского с востока

По данным Распространенной редакции Жития Довмонта в церкви имелась настенная живопись, которая сохранялась и в период жизни автора Распространенной редакции («до ныне всеми зрится»), т.е. в конце XVI–XVII в.в.

О существовании церкви в XVII в. известно также по писцовым книгам. Но в описании действующих церквей Дамантова городища 1699 г. ее уже нет. К этому времени она перестала функционировать и, видимо, использовалась для других нужд или была разобрана.

По планам и изображениям Пскова место церкви не устанавливается. На плане Пскова 1857 г. отмечены фундаменты церквей, уже разобранных или разрушившихся к середине XIX в.

В.Д. Белецкий высказался о возможности атрибуции одного из открытых раскопками храмов как церкви Тимофея. Эта атрибуция пока не получила полного обоснования. Летописные данные XIV–XV в.в. о церкви очень кратки.

В 1373/1374 г. был поставлен каменный храм во имя Тимофея, Доманта князя, а в 1396 г. в церкви Тимофея в Домантове стене было знамение от иконы Богородицы. Нет основания считать, что в Пскове было два храма Тимофея, даже и разновременных: Тимофея Газского и Тимофея Доманта.


Фундамент церкви священномученика Тимофея Газского

В известиях XIV в. и последующего времени называется церковь Тимофея из Домантовой стены (без каких либо уточнений), что предполагает существование в составе названной территории одного храма, посвященного Тимофею.

Автор Распространенной редакции Жития Довмонта утверждал, что церковь Тимофея Газского, построенная Довмонтом сохранялась в его время (конец XVI–XVII в.в.). Следовательно, единственная церковь Тимофея из Домантовой стены была посвящена Тимофею Газскому, а обозначение храма в известии 1373/1374 г. о строительстве каменной церкви как «святыи Тимофеи, Доманта князя» предполагает святого покровителя князя, т.е. Тимофея Газского. В таком случае строительство 1373/1374 г. – это возобновление церкви Тимофея Газского.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru