Церковь Дмитрия Солунского
в Довмонтовом городе

Назад

Церковь Дмитрия Солунского в Довмонтовом городе

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Димитрий Солунский – второй Апостол Павел. Так называют Святого Димитрия Солунского. В восьмой день ноября 306 года Димитрий был убит за то, что открыто заявил о себе как о христианине.

Обычное для того времени дело – умереть за веру в то, что десятилетия назад Сын Божий ходил по земле.

Так получилось, что в России Святого Димитрия Солунского почитали особо. С одной стороны, это святой-воин, а воевать нашим предкам приходилось немало. С другой, передавали, будто по происхождению Димитрий, хоть и жил в греческих Салониках, был славянин.

Родители Дмитрия верили во Христа, строили свою жизнь по заповедям и имели в доме небольшую церковь. В ней и крестили сына Димитрия. Отец был влиятельным человеком – проконсулом (верховным правителем) Фессалоник, христианство исповедовал тайно.

Икона Дмитрия Солунского

Когда он умер, император познакомился с Димитрием и передал ему место проконсула: молодой человек был умен и талантлив и наверняка хорошо знал все, что полагается проконсулу. Существовало одно «но», о котором Галерий Максимиан не подозревал: новый правитель Фессалоник был христианином.

В сердце его жила вера, в руках были огромные возможности, которые давало место проконсула. И Димитрий решил использовать их для проповеди. В «Житии» он именуется «вторым Апостолом Павлом». Павел основал в Фессалониках общину христиан, Димитрий значительно ее увеличил. И, как и Павел, погиб смертью мученика.

Император был в гневе, узнав о проповедничестве проконсула. Максимиан как раз возвращался из похода в Причерноморье и решил вместе со всем войском посетить Салоники.

Димитрий же спокойно велел слуге раздать все имущество нищим («Раздели богатство земное между ними – будем искать себе богатства небесного») и стал постом и молитвой готовить себя к неминуемой смерти.

По приказу императора низложенного проконсула заточили в темницу. А на рассвете 26 октября (8 ноября) пронзили его тело копьями.

Тело Святого великомученика Димитрия выбросили на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле.

При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой Святого Димитрия выстроили церковь. Сто лет спустя стали возводить новый храм и обрели его нетленные мощи.

С VII века при раке великомученика Димитрия началось чудесное истечение благовонного мира. Поэтому Святого Димитрия называют Мироточивым.

Церковь Дмитрия находилась в стене, позднее называемой Домантовой (1352 г. – ПЗЛ). Выходящим из общего ряда является сообщение 1453 г., где говорится о церкви как стоящей на «Торгу в Домантове стене».

Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина "Новые данные по топографии города Пскова"
Объекты связанные с крепостным строительством:
II – Перси;
III – Гребля;
V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
VI – Домантова стена;
XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
XXIV – костер на Персях от Великой реки;
XXV – Великие ворота в городе на Крому;
XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
XXVII – охабень;
XXX – захабень;
XXXI – Смердьи ворота
Частные топографические объекты:
2 – Смердий мост над Греблею;
3 – мост на Пскове;
4 – Радчин всход;
6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
8 – погреба в охабне
Церкви приходские:
2 – Дмитрия в Домантове стене;
4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
5 – Феодора Стратилата;
7 – Власия в Торгу;
12 – Благовещения Богородицы;
14 – (4. 10?) возможно Софии;
15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
19 или 19а - сошествие св. Духа в Домантове стене;
21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
35 – Алексея в Домантове стене;
36 – возможно входа в Иерусалим;
37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

Подобное указание на местоположения церкви, вероятно, отражает более раннее положение Торга на месте Домантовой стены. Во второй половине XIV–XV в.в. территория Торга и Домантовой стены не совпадали, хотя они находились по соседству.

Первое упоминание церкви Дмитрия содержится в известии 1138 г. ПЗЛ (Архивский 2-й список). Здесь сообщается о погребении князя Всеволода в им же созданной церкви Дмитрия. Дата 1138 г. как время создания церкви близка к истинной.

В летописных известиях XVI в. имеется запись, указывающая на время сооружения первого каменного храма Дмитрия: «В лето 7032 поставлена бысть церковь святыи мученик христов Дмитреи, новая, в Домантове стене: и священа бысть на его празник, октября в 26; а старая церковь первая бысть во Пскове каменая с кирпичем, а пставил ее благоверный князь Авед, нареченыи во святоо крещении Дмитреи, а мощи его лежать оу святого Спаса на Мирожи, на левой стране под стеною; а стояла первая церковь в Домантове стене великомученик христов Дмитреи 400 лет без 20 лет».

Общий план раскрытых расколками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II - фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV - остатки "гражданской постройки" (XII - XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Сходные известия имеются в Копенгагенском списке и в ПЗЛ. Таким образом, постройка первой каменной церкви относится к 1143 г. О расположении церкви Дмитрия в Доматове стене трижды (1352, 1453, 1523 г.г.) повторено в летописях и неоднократно - в источниках XVI–XVII в.в.

Из летописного свидетельства 1352 г. известно, что церковь Покрова Богородицы была поставлена «в стране» св. Дмитрия. Кроме того, из последующих известий ясно, что церковь Покрова Богородицы находилась между двумя другими - Рождества Христова и св. Духа.

Следовательно все эти четыре церкви (вместе с церковью Дмитрия) надо искать в одной «стороне» территории Домантовой стены. Местоположение церквей Рождества Христова и Покрова в восточной части рассматриваемой территории, между Рыбницкими и Кремскими воротами, устанавливается по описи 1701 г.

В названии Рождественской батареи, отмеченной на плане 1740 г., отразилось наименование одной из церквей, погребенных под ее насыпью в 1701 г.

Фундамент церкви Дмитрия Солунского

Раскопками на месте Рождественской батареи были открыты остатки храмов, среди которых, вне сомнения, есть церкви Рождества Христова, Покрова Богородицы и св. Духа. Следовательно, в этой же, восточной, части Довмонтова города находилась церковь Димитрия Солунского.

По ряду документов выясняется судьба церкви в последний период ее существования – в конце XVIII – начале XIX в.

в 1793 г. она на ряду с 19 другими каменными церквями была упразднена, но оставлена в ведении епархии. В 1825 г. упразднение было подтверждено с оговоркой, что церковь находится в ведении епархиального начальства и при ее разборке камень должен быть использован на ремонт других церквей.

Разборка церкви произведена в промежутке между 1825 и 1828 г.г. Годовиков поместил в своем атласе рисунков чертежи плана и фасада церкви с указанием на плане меcта гробницы Всеволода в южной части четверика.

Чертежи опубликованные Годовиковым, были передана ему наследниками губернского архитектора Ябса, заставшего церковь Дмитрия еще в целости. Остатки церкви Дмитрия еще в начале XX в. сохранялись под деревянным павильоном.

Псков. Макет Довмонтова городаПсков. Макет Довмонтова города

Макеты Довмонтова города

Местоположение церкви подтверждено раскопками экспедиции Эрмитажа под руководством В. Д. Белецкого в 1965 г. Главным археологическим документом найденного храма являются находки плинфы (с клеймами и без них) как строительного мусора и кладка нижней части ряда конструкций, выполненная из чередующихся слоев известняковой плиты на цемяночном растворе – в технике, свойственной XII в.

О кладке древней Дмитриевской церкви из плиты с кирпичом говорит и псковская летопись, отмечая этот необычный для XVI в. прием. В.Д. Белецкий ссылается также на обнаруженную в диаконнике яму, прикрытую плитяной вымосткой, предполагая, что эта первая могила Всеволода.

В этой церкви он был погребен. На одной из плинф археологи обнаружили знак Рюриковичей – клеймо мастера-зодчего этого храма. При раскопках были найдены осколки древнего глиняного сосуда с портретным изображением лица бородатого мужчины – князя Всеволода-Гавриила или псковского мастера-гончара?

Хотя приводятся и дополнительные аргументы в пользу такого объяснения ямы, все же оно остается гипотетическим, в первую очередь из-за необычности для XII в размещения погребения в алтаре.

В XIV–XV в.в. церковь Дмитрия входила в состав территории, окруженной крепостными стенами. В период возникновения церкви эта территория была занята посадом, о чем можно судить на основании археологических раскопок, обнаруживших в западной и центральных частях Довмонтова города деревянные жилые и производственные помещения.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru