Церковь Сошествия святого Духа
в Домантове стене

Назад

Церковь Сошествия Святого Духа в Домантове стене

г. Псков, Довмонтов город, территория Кремля

Историческое происхождение праздника

Событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое празднуется в Пятидесятницу (двунадесятый праздник), рассказано во 2-й главе книги Деяний апостольских.

Произошло это в Иерусалиме во время иудейского праздника Пятидесятницы. Во время Своей земной жизни Спаситель Наш Иисус Христос много раз предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь проповеди, истины и правды и прославит Христа.

Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Новгород)

Сошествие Святого Духа это исполнение ветхозаветных и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем») и означает начало действий Святого Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется этот праздник с IV века.

Иконография праздника

Иконография праздника представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Святой Дух в виде языков пламени, под ними в пещере — мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы. В центре композиции – апостолы Петр и Павел.

Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице на иконе «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Псков) не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя.

И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолом все же Церковь считает Павла. Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов – символы их церковного учительства.

Икона "Сошествие Святого Духа на апостолов" (Псков)

Внутри нимбов или выше часто вписаны язычки пламени: апостолы удостоены просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию.

С XVII–XVIII веков в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее, пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса.

В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Самое раннее сохранившееся изображение Сошествия Святого Духа относится к VI веку: миниатюра рукописного Евангелия, созданного в 586 году сирийским монахом Рабулой.


По материалам Лабутиной И.К.

Положение церкви в восточной части Домантовой стены определяется ее соотношением с церковью Покрова богородицы, рядом с которой она стояла. В 1382/1383 г.г. церковь была выстроена в камне (впервые?). В 1397/1398 г.г. рядом с ней была поставлена новая каменная церковь Покрова.

Фрагмент плана Пскова в конце XV в начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова
Объекты связанные с крепостным строительством:
II – Перси;
III – Гребля;
V – костер в торгу (костер на верху Великих врат каменных);
VI – Домантова стена;
XVIII – костер над Псковою на Крому (против Лубянского всхода);
XXIV – костер на Персях от Великой реки;
XXV – Великие ворота в городе на Крому;
XXVI – Малые ворота в городе на Крому;
XXVII – охабень;
XXX – захабень;
XXXI – Смердьи ворота
Частные топографические объекты:
2 – Смердий мост над Греблею;
3 – мост на Пскове;
4 – Радчин всход;
6 – мост над Греблей на Кром к Троице;
8 – погреба в охабне
Церкви приходские:
2 – Дмитрия в Домантове стене;
4 или 10 – Воскресения Иисуса Христа в Домантове стене;
5 – Феодора Стратилата;
7 – Власия в Торгу;
12 – Благовещения Богородицы;
14 – (4. 10?) возможно Софии;
15 или 19 – Покрова Богородицы в Домантове стене;
17 – Кирила у Смердия моста над Греблею;
19 или 19а - сошествие св. Духа в Домантове стене;
21 или 15 – Рождества Иисуса Христа в Домантове стене;
35 – Алексея в Домантове стене;
36 – возможно входа в Иерусалим;
37 – не атрибутируется (Тимофея? Афанасия?)

В 1462 г. по челобитью «невкупных попов» был утвержден пятый собор у трех церквей: Похвалы Богородицы, Покрова Богородицы и святого Духа.

О местоположении церкви святого святого Духа и ее состоянии позволяет судить выпись из писцовой книги 20-х годов XVII в., включенная в дело XVIII в.: "а в углу тое Домантова стены была церковь каменная Сошествия святаго Духа и тое церкви и Домантова стена на десяти саженях вся до подошвы рассыпалась".

Макет церквей Николы над Греблей, Рождества Христова, Покрова Богородицы, Сошествия Святого Духа (слева на право)

Сопоставление с данными описи 1701 г. о положении соседней Покровской церкви («от Рыбницких ворот») позволяет локализовать церковь святого Духа в юго-восточном углу Довмонтова города.

Позднее, по данным 1693–1694 г.г., существовал придел святого духа у церкви Рождества с Кстовы, и земли церкви святого Духа были переданы во владение Кстовской церкви.

Псков. Макет Довмонтова города

Макет Довмонтова города

Псков. церковь Николы над Греблей, церковь Рождества Христова, церковь Покрова Богородицы, церковь Сошествия Святого Духа

Слева на право церковь Николы над Греблей, церковь Рождества Христова, церковь Покрова Богородицы, церковь Сошествия Святого Духа

Судя по источникам 20-х и 90-х годов XVII в. здание церкви не восстанавливалось.


Церковь Сошествия Святого Духа. Фото: июль 2014 год

Церкви, раскрытые под раскопками Рождественской батареи, все сохранили стены на небольшую высоту, за исключением здания с южной стороны храма № 8.

В.Д. Белецкий считает его приделом храма № 8.

Общий план раскрытых расколками каменных сооружений по В.Д. Белецкому
I-II – фрагменты здания средневекового владычного архива
III — поповская изба XV в.
IV – остатки "гражданской постройки" (XII-XIII веков) и "караульного помещения" (XIII века)
1 – церковь Воскресения Христова – 1395 г.
2 – церковь Георгия – 1269 г.
3 – церковь Кирилла над Греблей – 1374 г.
4 – церковь Тимофея Газского – 1268 г.
5 – церковь Дмитрия Солунского – XII в.
6 – церковь Федора Стратилата – 1272 г.
7 – церковь Алексея Митрополита – XVI в.
8 – церковь Покрова Богородицы – 1352 г.,1398 г.
9 – церковь Рождества Христова – 1383 г.
10 – церковь Николы над Греблей – вторая половина XIV в.
11 – церковь Сошествия Святого Духа – 1383 г.

Но еще до раскрытия остатков церкви Г.Я. Мокеев локализовал здесь церковь Святого Духа, что представляется вполне приемлемым.


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru