Монастырь Знамения Богородицы в поле
(женский, 1465 г.)

Назад

Монастырь Знамения Богородицы в поле
за Старым Вознесением (женский, 1465 г. – за новою стеною)

г. Псков, ул. Свердлова

Икона Божией Матери «Знамение» прославилась в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и другими (всего 72 князя) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород.

Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород, потребовав его сдачи. После бесплодных переговоров новгородцы отказались от сдачи, и началось сражение. Защитники Новгорода, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу, так как чувствовали правду на своей стороне.

В храмах круглосуточно молились люди, церковное пение сливалось с плачем молящихся. Архиепископ Новгородский Тихон три дня и три ночи молился перед алтарём соборной церкви. На третьи сутки архиепископ услышал голос, повелевавший ему для спасения города взять из Спасского храма на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и вознести её на городские стены.

Икона Знамение Пресвятой Богородицы. XII в. Софийский собор Великого Новгорода

Икону, после слёзных молений перед ней, вынесли на стену и поставили близ того места, где кипела ожесточённая битва. Вид иконы не смягчил нападавших, и осада продолжалась.

И вот одна из пущенных стрел суздальцев попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа. Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля.

В это же время нападавших объял неизъяснимый ужас, у многих из них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга.

Воодушевлённые защитники Новгорода открыли ворота, устремились на неприятеля и наголову его разбили. После этого события чудотворная икона «Знамение» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильинской улице ещё 186 лет. В 1356 году новгородцы построили для чудотворной иконы особый храм, который до сего времени называется собором Знамения Богородицы.

Не раз Пресвятая Богородица спасала новгородцев от бед по их молитвам перед Её иконой «Знамение» и проявляла через эту икону чудотворения. Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» благоговейно почитается по всей России. Многие из её изводов также прославились чудесами. День празднования: 10 декабря (27 ноября по старому стилю).


Монастырь Знамения Богородицы в поле находился «за новою стеною».

Летописное свидетельство об основании монастыря ясно указывает на расположение его в момент создания (1421 г.) в Поле т.е. вне города и посада.

После постройки деревянной стены вокруг посада в 1465 г. монастырь находился "за новою стеною". Термин "Застенье" словоупотребление "за стеной" в псковских летописях чаще используется для обозначения пространства внутри стены, но в контексте известия 6974 г. предполагается значение "вне стены". Известия 1421 (1429) и 1465 гг. позволяют определить, что монастырь стоял на той дороге, которая подходила к Пскову со стороны Старого Вознесения.

Здесь псковичи встречали чудотворную икону из Чирской церкви в 1420 г., в честь чего и был создан монастырь.

Указание П2Л, что чудотворную икону встречали «за Старым Вознесением, иде же иныне крест в тыноу», как и другие сообщения, говорит о том, что монастырь должен был находиться недалеко от Старого Вознесения, у стены Окольного города.

По этому же традиционному пути (через Пантелеймонов дальний монастырь к Старому Вознесению) прибыл в Псков в 1465 г. владыка Иона.

Знаменский монастырь не отражен в изображениях Пскова на иконах и на планах Пскова XVI – XVII в.в.

Монастырь указан на плане г. Пскова, составленном на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 г.г. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
23 - Старое Вознесенье
24 - Знаменье у креста в Тыну
26 - Успенье

Вероятно, монастырь был рано упразднен, а его постройки разобраны. Весьма возможно, что причиной явились пожары XVI – XVII в.в. или строительство земляных укреплений в Петровское время.

Исследователи, писавшие о Знаменском монастыре, или не указывали его местоположения, или не обосновывали свою точку зрения.

Болховитинов и Окулич-Казарин считали, что в XV в. церковь Знаменмя стояла в Старовознесенском монастыре, хотя летописи по мнению Лабутиной указывают на положение её в поле за Старым Вознесением.

Годовиков и Ушаков помещали монастырь на месте часовни Красного креста (до второй половины 50-х годов XX в. находилась на перекрёстке Советской и Некрасовской улиц).


Примерное месторасположение монастыря Знамения Богородицы по мнению Ушакова обозначено красным кружком. Ниже на современной карте стоит церковь Вознесения, рядом с которой по мнению Окулич-Казарина находилась Знаменская церковь.

У Окулич-Казарина приводятся сведения: Вознесенский монастырь (Старое Вознесение) находился у Великих ворот. До ограждения Полонища деревянными стенами в 1465 г. эдесь был посад, в котором находилась Вознесенская церковь. В этом году здесь была построена вторая церковь - Знаменская (Пск. лет.:"Того же (1927)пъта поставиша... церковь святого знамения у Старого Вознесения"). Полагают, что в 1650 г. устроен был тут Знаменский девичей монастырь, переформированный потом в Вознесенский мужской и затем снова в женский.


По данным летописи, во время основания монастыря (1421 г.), поводом для чего послужило «чудо» от иконы Богородицы в селе Чирсках, в нем была поставлена деревянная церковь Знамения. Летопись умалчивает о том, на чьи средства был построен монастырь.

В научной работе Ефимова А.Н. "Православные часовни Пскова", основанной на архивных документах написано: "В 1849 году в приходе Ново-Успенской церкви на месте бывшего Знаменского женского монастыря была заново построена Знаменская часовня".

В поике архивных документов помогали:
Филимонов Анатолий Васильевич - профессор, заместитель заведующего кафедрой отечественной истории Псковского государственного университета, главный редактор научно-практического, историко-краеведческого журнала «Псков»;
Левин Натан Феликсович - ведущий краевед Пскова;
Новикова Наталья Николаевна - искусствовед Псковского музея-заповедника.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru