Церковь Николы со Усохи в Пскове

Назад

Церковь Николы со Усохи

г. Псков, ул. Советская, 19


Историческая справка

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству.

Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.

Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Образ Святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников. Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам.

Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день).

Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога.

По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём.

Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


Три церкви - Николы на Усохе, Василия на Горке и Одигитрии на бывшем подворье Псково-Печерского монастыря - были расположены на одной улочке Враговке, которая начиналась от стены Среднего города, около храма Василия на Горке, огибала горку, на которой стоял этот храм, пересекала Великую улицу у церкви Николы на Усохе и шла к воротам Печорского подворья.

Рисунок Спегальского

Древние псковичи провели эту улочку не прямо, а с переломами, открывавшими ряд красивых перспектив. Храмы Василия на Горке и Николы на Усохе, как все приходские церкви, были окружены оградами, за которыми размещались кладбища с зеленью, крестами и часовнями.

Как свидетельствуют летописи, Кончанский храм древнего Опоцкого конца - церковь Николы на Усохе (или в Опоках) - впервые был построен в 1371 году с двухпролётной звонницей. Возле храма собиралось кончанское вече. В церкви также велось делопроизводство конца, а также хранились его ценности и оружие.. Это было в Пскове второе по величине здание после Троицкого собора.

Фото: вид с западной стороны. Фото: вид с восточной стороны

Церковь имеет свою легенду: Грозный царь, в бытность свою во Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь.

Ввиду неоднократных пожаров в 1406 г., 1451 и в 1466 г., когда пожар начался на Усохе, церковь была разрушена.

Под 1536 г. в летописи вновь говорится, что - "совершена бысть церковь святой Никола со Усохи" и "освящаю месяца декабря в 6 день". Пожары 1550, 1562 г.г., видимо, вновь разрушили церковь.

План церкви

Клировые ведомости в 1698 г. указывают на то, что церковь была приходской в 1797 г. упоминают о существовании двух приделов Сретения Господня и Иоанна Богослова.

Ю.П. Спегальский пишет, что церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII-XIX вв. Он считает, что в конце XVII в. первоначальное восьмискатное покрытие основного объема храма и его придела было переделано на четырехскатное. Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна.

В 1780 году разобрана двухпролётная звонница, и рядом с церковью построена колокольня у юго-восточной стороны; у южной апсиды была построена новая часовня, совершенно скрывшая древнюю; вновь подвергались переделке окна храма; сооружена глава с перехватом. В 1878-79 г.г. расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы.

В 1941-44 г.г. здание горело и было сильно повреждено.

Фото: военных лет. Церковь Николы со Усохи находилась рядом с комендатурой, поэтому около нее немцы организовали гараж комендатуры

При реставрация церкви в 1945—1947 гг. по проекту архитектора Спегальского Ю. П. разобрана колокольня кон. XVIII в. Восстановлено восьмискатное покрытие четверика. Начатая в 1946 году реставрация храма осталась неоконченной.


Фото слева - вид с северо-восточной стороны, фото справа - вид с юго-восточной стороны

Части здания, реставрированные в 1946 году, остались не обработанными обмазкой, которая соответствовала бы памятнику XVI века. Совсем без всякой обмазки остались возобновленные в 1946 году только в кладке узорные пояса на апсидах и на барабане придела.

Внутри все поверхности стен и сводов остались покрытыми штукатуркой, сделанной в XIX веке, скрывшей, в частности, отверстия от голосников. Пол, в конце XIX века намного поднятый над уровнем старого, так и остался на этом уровне, деревянные брусчатые связи, вырезанные в XVIII— XIX веках, не восстановлены.

В 1964—1966 гг. По проекту архитекторов Спегальского Ю.П. и Скобельцына Б.С. воссоздана звонница на северной стене.

На фото: реставрация барабона. Звонница на северном фасаде четверика с северная придельная церковка

Реставрации 1946-1974 годов (архитекторы Ю.П. Спегальский, В.А. Лебедева, Б.С. Скобельцын) вернули храму древние формы одного из наиболее значительных памятников псковского храмового зодчества XVI века.

Основные архитектурные особенности

Церковь Николая со Усохи четырехстолпный храм с основными конструкциями - повышенными подпружными арками. Основной объем - четверик кубической формы с восьмискатным покрытием.

С запада к четверику примыкает притвор, перекрытий и центральной части коробовым сводом с двумя подпружными арками и боковые помещения перекрытые двумя ползучими сводами. К притвору примыкает крыльцо. К северо-восточному углу примыкает придельная бесстолпная церковка и галерея.

С юго-восточной стороны к алтарной апсиде примыкает часовня «Неугасимой свечи» с широкими открытыми проемами. Под ней—помещение с захоронениями, перекрытое сводом и имеющее только дверной проем. В нише на стене апсиды—фресковое изображение Николы. От внутреннего убранства церкви к нашему времени ничего не осталось. Но ныне в барабане храма проступают контуры забеленных фресок - изображений святых.

«В храме построен первый ряд тяблового иконостаса, гнезда (пазы) нам помогли найти архитекторы Владимир Никитин и Андрей Лебедев.

Все фасады четверика расчленены лопатками на три части. Между собой лопатки соединяются двух- и трехскатными ползучими арочками.

Барабан декорирован аркатурным поясом и традиционными геометрическим орнаментом, состоящим из двух поребриков и "бегунца". Над оконными щелевыми проемами - фронтончатые сандрики. Апсиды четверика и придельной церковки декорированы геометрическими орнаментами и валиковыми разводами.

Весь памятник сооружен из известняковой плиты, обмазан и побелен. Его габариты: четверик 20х16 м, высота с главой - около 40 м. Ширина с притвором северным - 22 м. Длина с западным притвором и крыльцом - 32 м.

Внутренние интерьеры церкви

Общие сведения

Церковь Николы со Усохи памятник архитектуры Псковской школы зодчества XV-XVI веков. Опубликованный во многих изданиях он приобрел всемирную известность.

Расположенный в центре города на одной из главных улиц - Советской - он, так же как и церковь Анастасии Римлянки, Василия на Горке и Одигитрии, влиял, как в прошлом, так и в настоящем, на планировочную структуру города. примыкающая к южной апсиде четверика часовня - усыпальница редкий вариант (один из двух сохранившихся) культовой постройки подобного типа.

Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru