Церковь Варлаама Хутынского на Званнице | |||
---|---|---|---|
Церковь Варлаама Хутынского на Званницег. Псков, ул. Леона Поземского, д. 53 Историческая справка
Преподобный Варлаам Хутынский жил в ХII веке, был сыном знатного новгородца и свои детские годы провел в Новгороде. В юношеском возрасте, удалившись в подгородний Лисичий монастырь, преподобный Варлаам принял постриг. Затем он поселился на уединенном холме над Волховом, в урочище, называвшемся Хутынь, в 10 верстах от Новгорода. В уединении преподобный Варлаам проводил суровую жизнь, совершая непрестанные молитвы и соблюдая очень строгий пост. Он ревностно подвизался в трудах: сам рубил лес, пилил дрова, пахал землю, исполняя слова Священного Писания. К нему собрались некоторые из жителей Новгорода, желавшие разделить с преподобным труды и подвиги. Поучая приходивших, преподобный Варлаам говорил: «Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям. Будьте всегда кротки и ко всем относитесь с любовью. Сия добродетель – начало и корень всякого добра».
Преподобный Варлаам Хутынский Вскоре была воздвигнута церковь в честь Преображения Господня и основан монастырь. Господь ниспослал преподобному для служения ближним дар чудотворений и прозорливости. Когда дни его приближались к концу, по Божию изволению прибыл из Константинополя священноинок Антоний – сверстник и друг преподобного. Блаженный, обращаясь к нему, сказал: «Возлюбленный брат мой! Божие благоволение почивает над сею обителью. Ныне я передаю в твои руки сей монастырь. Блюди его и заботься о нем. Я уже отхожу к Царю Небесному. Но не смущайся этим: телом я покидаю вас, духом же всегда буду с вами». Преподав наставление своей братии, заповедав хранить православную веру и постоянно пребывать в смирении, преподобный Варлаам преставился ко Господу 6 ноября 1192 года.
Церковь поставлена на улице "Званица" во имя подвижника Варлаама Новгородского, основателя Хутынского Первое известие о церкви имеется в летописях 1466 года. 8 декабря для избавления от чумы псковичи за один день построили деревянную церковь во имя святого Варлаама (он основал Хутынский монастырь под Новгородом и скончался в 1192 году). Через три десятилетия, в 1495 году говорится о построении каменной церкви: "... В лето 7003 поставиша церковь камену святой Варлаам на Запсковье". Позднее летописи не раз упоминают об этой церкви по случаю бывших близ нее пожаров. Под 1521 г. имеется сообщение о том, что церковь... "сгорела". Храм связан с военными событиями 1615 года. В рукописи церковного архива, в которой была изложена повесть о прихождении шведского короля
Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым.
В 1698 г. церковь владела 14 крестьянскими и бобыльскими дворами, и по "сказке" 1745 г. при ней числилось 105 приходских дворов. В 1788 г. к ней приписана В конце XVII в. надложен барабан при переделке крыши и сделан поясок из двух рядов зеленых поливных изразцов.
Церковь Варлаама Хутынского на "званице". XVI в. Барабан и глава церкви. Фото Б.Скобельцына. 1973 г. г. Псков, ул. Л. Поземского.
Южный придел церкви, существовавший во второй половине XVIII в. был сильно перестроен в 1858-1859 гг. В 1860 г. в четверике были скруглены столбы. В 1851 г. устроены хоры, на которые ведет К 1875 г. относится перестройка южного придела и сооружение северной пристройки и паперти, растеска окон барабана. К 1900 г. относятся последние переделки храма. Дата переделки первоначальной восьмискатной кровли на 4-скатную точно неизвестна. По имени этой церкви назвали ворота в крепостной стене и башню с захабом возле них. Двухэтажное кирпичное здание рядом с Варлаамовским храмом для размещения мужской и женской церковно-приходских школ построил церковный староста Василий Яковлевич Сафьянщиков, Епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) освятил и торжественно открыл их 14 ноября 1899 года. В светлых помещениях нижнего этажа занималось несколько десятков мальчиков, на втором этаже – девочки.
Фото: июнь 2013 год
В здании были и комнаты для проживания учителя, прислуги, На месте развалившихся Варлаамовских ворот, левее выезда из города, поставили древнюю часовню во имя Рождества Богородицы. В 1871 году заботами церковного старосты Александра Яковлевича Сафьянщикова вместо нее соорудили каменную часовню. В ней ежегодно 8 сентября во время крестного хода из Троицкого собора в Снетогорский монастырь проводилось праздничное богослужение.
Основные архитектурные особенности
Схема композиции: четверик, притвор со звонницей, разделенный большими арочными проемами на 3 части: придел с южной стороны, пристройка с северной стороны, паперть.
Церковь Варлаама Хутынского на "званице". XVI в. Вид с юго-запада. Фото А. Смирнова, 2001 г. г. Псков, ул. Л. Поземского. На восточной стене сохранились голосники. Помещения притвора перекрыты коробовыми сводами, с подпружными арками. В центральной части притвора коробовой свод направлен перпендикулярно к западной стене четверика,
Церковь Варлаама Хутынского на "званице". XVI в. Вид с северной стороны. Фото Б.Скобельцына. 1973 г. г. Псков, ул. Л. Поземкого. Северная пристройка состоит из трех помещений, перекрытия их плоские. Декор фасадов четверика скромный: фасад делится лопатками на 5 части, соединенными вверху двухлопастными арками. Апсида четверика имеет вверху геометрического характера узорный поясок, состоящий из трех рядов: Барабан украшен таким же узорным пояском, как и апсида, но в отличие от нее сверху проходит аркатурный поясок, и выше два ряда зеленых поливных изразцов конца XVII в.
На западной стене притвора двух пролетная звонница. Фасады южного Никольского придела решены приемами, характерными для эклектичной архитектуры конца XIX в.: фронтообразные, сложной конфигурации лепные наличники над спаренными большими окнами, рустовка в нижней части стен, и рустованные лопатки, окна с полуциркульным завершением Крыльцо с аркой на столбах с шарообразными утолщениями и двухскатной кровелькой. Первоначальная объемно-пространственная композиция храма слагалась из основного объема четверика, завершенного одной главой, пониженного притвора со звонницей.
Церковь Варлаама Хутынского на "званице". XVI в. Вид с северо-запада. Фото А.Смирнова, 2001 г. г. Псков, ул. Л. Поземского.
Возвышенное место над уровнем протекающей близ церкви р. Великой, делало храм доминирующим Храм выложен из местной известняковой плиты на известковом растворе. Крыльцо деревянное оштукатуренное. В церкви сохранились древние иконы и иконостас XVIIIв. в Никольском приделе. Иконостас XVIII в. в Никольском приделе - 3-х ярусный, деревянный, четырехугольной формы, с позолоченными узорными деталями. По-видимому, неоднократно подновлялся. По составу икон весьма разнороден (иконы XVII, XVIII, XIX вв.). Значительную художественную ценность нем представляют в"царские врата", двустворчатые, резные с позолотой по левкасу. Резьба их - сквозная, основной узор - вьющийся стебель с завитками. На створках сохранились медальоны с живописными изображениями "Благовещения" и "евангелистов" (хорошего академического письма). "Царские врата" могли принадлежать в XVIII в. иконостасу главного храма. Древние иконы, взятые на учет и включенные в охранный договор: 1 Варлаамий Хутынский в ротс. XV в. Р:167х70. 2 Архангел Михаил XVII в. Р:127х42 (Никольский придел). 3 Вседержатель на престоле XVIIв. Р:88х66 (притвор). 4 Чудо Георгия о змие XVII в. Р:76х61 (притвор). 5 Архангел Михаил XVII в. Р:155х62 (Ущаковский тип). 6 Вознесение XVII в.Р:95х64 (кладовая). 7 Преполовение пятидесятницы XVII в. Р:94х62 кладовая. 8 Сошествие св. духа XVII в. Р:94х65 кладовая. 9 Преображение XVII в. Р:90х65 кладовая. 10 Воскрешение Лазаря XVII в.Р:94х63 кладовая. 11 Жены Мироносцы XVII в. Р:90х65 кладовая. 12 Пророки (2) с навершием Р:155х71 кладовая. 13 Пророки (2) с навершием Р:155х71 кладовая. 14 Пророки (2) с навершением Р:157х71 кладовая. 15 Благовещение к XVII в. Р: 36х31 кладовая. 16 Пророки Даниил и Моисей поясные
17 Богоматерь на троне с предстоящими XVIIв. Р:65х88. 18 Иоанн Предтеча XVII в. Р: 33х30. В Никольском приделе сохранились росписи потолка и стен по штукатурке масляной краской конца XIX в. На сев. стене Василий Великий в рост и "Нагорная проповедь Христа". Р:475х250. Южная стена: в простенках между окнами - святые мученицы и митрополиты. На потолке св. троица - Новозаветная и 4 евангелиста с символами.
Церковь Варлаама Хутынского на "званице". XVI в. План церкви. г. Псков, ул. Л. Поземского. В четверике - такая же роспись купола, барабана и подпружных арок (розетки в квадратах). В сев. части притвора поновленная в послевоенное время роспись свода, выполненная масляной краской.
Внутренние интерьеры церкви Варлаама Хутынского
Общие сведения Церковь Варлаама Хутынского "на званнице" XV в. является для Пскова примером типичного небольшого одноапсидного храма. В отличие от других памятников подобного круга, церковь имеет необычные для Пскова XV в основные конструкции - пониженные подпружные арки. Это обстоятельство обращало на себя внимание многих исследователей древнерусской архитектуры и породило различные точки зрения. Так К.К. Романов считал этот памятник "устарелой Новгородской конструкцией", построенным по типу того храма, в котором почивали останки Варлаама Хутынского (под Новгородом). А.А. Некрасов рассматривал его как признак "колебания Псковского типа, то в сторону Новгородского, то в сторону архаизма". Ю.П. Спегальский отмечает, что для решения вопроса, какие причины вызвали появление в церкви XV в. пониженных подпружных арок, нужно обстоятельное и натурное исследование памятника, которое до сего времени еще не произведено.
Церковь Варлаама Хутынского на современной карте
Известную картину «Выход из церкви в Пскове» художник Александр Иванович Морозов создавал в 1863-64 годах. Для этого он приезжал в Псков, рисовл с натуры фасад Варлаамовской церкви.
Назад    Вверх страницы |
|||
|