Монастырь Степана (Стефана) на лугу

Назад

Монастырь Степана (Стефана) на лугу

г. Псков, Степановский лужок за территорией Радиозавода

Святой Стефан — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года.

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов. Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти. Память в православии — 27 декабря (9 января); в западной традиции — 26 декабря.

Согласно книге Деяний, Стефан вместе с ещё шестью единоверцами был избран апостолами диаконом (служителем) для поддержания порядка и справедливости при «ежедневном раздаянии потребностей». Избрание диаконов произошло после возмущений несправедливыми раздачами, возникших в среде христиан из «эллинистов», то есть, как обычно трактуется это слово, евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке. Сам Стефан, носивший греческое имя, скорее всего, также происходил из диаспоры.

Икона Первомученика Стефана. Афон. Костамонит

Деятельность Стефана не ограничивалась возложенным на него апостолами служением. Он, как и сами апостолы, проповедовал в Иерусалиме слово Божие и был привлечён к суду вступившими с ним в спор представителями синагоги (или синагог) евреев диаспоры.

Приводимая в книге Деяний речь Стефана на суде Синедриона позволяет сделать предположение о том, что именно в проповеди Стефана было расценено как «хульные слова на святое место сие и на закон».

Речь Стефана — самая длинная из многочисленных речей, приводимых в книге Деяний — представляет собой своеобразный пересказ истории Израиля. Стефан начинает рассказ с выхода Авраама из Месопотамии и, через историю Иосифа и Моисея, доходит до строительства Соломоном Иерусалимского Храма.

Исследователи видят в речи Стефана ряд параллельных противопоставлений: истинный пророк и законодатель Моисей — Аарон, сделавший золотого тельца; Давид, которому было запрещено строить — Соломон, построивший Храм; Скиния — Храм.

Говоря о Храме, Стефан приводит слова пророка Исайи, чтобы доказать, что «Всевышний не в укотворённых храмах живёт». Эпитет «рукотворённый» употреблялся по отношению к языческим идолам, и применить его к Храму было неслыханным богохульством.

По мнению большинства исследователей, именно критика храмового культа, возникшая в среде христиан из «эллинистов», и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме», начавшегося с ареста Стефана.

По-видимому, еврейская сосредоточенность на Иерусалиме и Храме казалась Стефану и его единомышленникам плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия.

В конце речи, обвинив своих судей в убийстве пришедшего, согласно предсказаниям Моисея и пророков, Праведника, Стефан, по рассказу книги Деяний, испытал теофанию: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».

Эти слова были восприняты как предельное богохульство, так что слушавшие затыкали уши и заглушали речь Стефана криком, после чего «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями».

Не совсем ясно, был ли Стефану вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая даже дожидаться окончания суда. Сцена убийства столь отличается от процедуры казни каменованием (лапидации), описанной в Мишне, что производит скорее впечатление линчевания толпой, несмотря на упоминание свидетелей, сложивших свои одежды у ног юноши Савла, будущего апостола Павла.

Кроме того, даже если смертный приговор Стефану был вынесен, нельзя было, по свидетельству Евангелия от Иоанна, приводить его в исполнение без санкции римской власти. Побиваемый камнями Стефан просит Иисуса принять его дух, молится об убийцах и умирает. В Деян 8:2 говорится о погребении и «великом плаче» над Стефаном.


Монастырь Степана на лугу находился на Завеличье на берегу Великой, немного ниже Ивановскогго монастыря. Постройки монастыря сохранялись еще в начале XIX в. и отмечены на плане 1821 г.

Фрагмент плана Пскова 1821 года
9 – Ивановский монастырь;
48 – Ильи Пророка;
49 – Святых Жен Мироносиц

К середине XIX в. от церкви Стефана оставались лишь развалины. Память о месте монастыря сохранилась в названии Степановскогго (Стефановского) лужка.

В 1480 г. здесь расположились станом немцы, пришедшие под Псков «в снеках» (П1Л, П3Л). Монастырь находился за пределами посада Пскова.

Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XV вв. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года
2 – Иоанна за рекой на Завеличье;
22 – пророка Ильи на Завеличье;
26 – Степана на Лугу;
28 – Лазаря

В настоящее время на ровной площадке Стефановского лужка нет никаких внешних признаков старых монастырских построек.


Степановский лужок на современной карте


Примерное месторасположение монастыря Степана на лугу. Степановский лужок


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru