Монастырь Ильи Пророка на Свином волци | |||
---|---|---|---|
Монастырь Ильи Пророка на Свином волциг. Псков, Ольгинская наб., д. 1-а
Русская, Грузинская, Сербская и Иерусалимская поместные церкви чтят его память 20 июля (2 августа), а Православные церкви, перешедшие на григорианский календарь и Римско-Католическая — 20 июля. Среди русского народа Илия пророк пользуется особенным уважением, он считается покровителем воздушно-десантных войск России и воинов-авиаторов. Иногда, по месту своего рождения в городе Фисвы, пророка Илию называют Илия Фесви?тянин.
Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.
На фото: икона «Илия пророк с житием и деисусом» из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова (конец XII века) Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию, направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигает трёхлетний голод. Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком. Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию.
Огненное восхождение пророка Ильи Но пророк как ветер исчез в пустыне. Побывав у горы Хорив, Илия опять вернулся в царство Израильское, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу. Святой Илия – один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета. Согласно Библии, Илия был взят на Небо живым. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Монастырь включен в список предположительно. Возможно, что он и Ильинский монастырь на Запсковье – это один и тот же объект. Если же нет, то мы имеем дела с монастырем Ильи на Завеличье, известным по сообщениям платежной книги 1585–1587 г.г. и более поздним источникам. Ильинский монастырь на Завеличье находился на берегу Великой (по свидетельсву П3Л). В 1615 г. шведы били «из наряду по стене з Завеличья от Илии пророку чрез реку».
Икона Жиглевича Он обозначен подписью на иконе Жиглевича, где показан на берегу Великой несколько выше Ивановского монастыря, против устья Псковы. Еще выше по берегу реки, но также между Ивановским монастырем и церковью Успения, изображен этот же монастырь на иконе часовни Владычного Креста.
Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова). На копии иконы из Псково-Печерского монастыря он показан против Кутнего костра на Крому, южнее Ивановского монастыря. На плане 1740 г. против устья Псковы показана, видимо, Ильинская церковь, принятая Окулевичем-Казариным за Ивановский собор.
Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 г.г. действительным членом ПАО Ф.А. Ушаковым. Место монастыря указано и на планах 1821 и 1857 г.г.: против устья Псковы. Последним планам можно доверять, так как Ильинская церковь была упразднена лишь в 1786 г. и в первой половине XIX в. еще были живы свидетели ее существования.
Фрагмент плана Пскова 1821 года Никаких сведений о посаде XV в. на этом участке Завеличья нет. Если Ильинский монастырь существовал здесь в XV в., он находился вне посада.
Схема расположения ближайших к Пскову монастырей XIV-XV в.в. За топографическую основу принят план Пскова 1821 года В настоящее время истоки ручья и западная часть оврага, пересекавшего ул. М. Горького, засыпаны, произведена подсыпка грунта. Восточная часть поймы ручья также постепенно засыпается землей и строительным мусором. Остатки Ильинского монастыря (кладка нижней части стен и фундамента) находятся на горке под поймой ручья, к югу от его устья, во дворе дома № 1а по ул. Ольгинская Набережная. Здесь же при работе на огородах находят остатки погребений – вероятно, следы кладбища. Устная традиция связывает горку и остатки кладки на ней с существовавшей здесь когда-то и «провалившейся» церковью.
Предполагаемое месторасположение монастыря Ильи Пророка
Назад    Вверх страницы |
|||
|