Церковь Константина и Елены

Назад


Церковь Константина и Елены

г. Псков, ул. Красногорская, д. 26

Историческая справка

Святой равноапостольный царь Константин – римский император, благодаря которому христианство стало господствующей религией в государстве. Святая равноапостольная Елена – мать императора Константина I.

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной. Святой царице Елене и ее сыну Константину молятся все, нуждающиеся в материальном благополучии, те, у кого собственное дело или бизнес испытывает трудности, а также руководители и политики всех уровней, потому что Константин превратил разрозненную державу в великую непобедимую и могущественную христианскую империю.

Св. Константин Великий (324-337 гг.) одна из самых выдающихся личностей среди канонизированных святых в истории христианского Средневековья. Время его царствования отмечает конец трехвековому гонению против христианства в пределах Римской империи.

В конце ІІІ - начале ІV века Константин один из четырех цезарей, унаследовавших власть в Римской империи после управления одного из яростных противников христианства – императора Диоклетианта (284–305 гг.).

Святые равноапостольные Елена и Константин

Цезарь Константин и его соправитель западных областей империи Валерий Ликиний оценивают христианство как возможность для объединения целого тогдашнего мира и встают против опытов других двух цезарей – Максимина Дая и Максенция, чтобы сохранить римские границы.

Предание рассказывает, что перед битвой с Максенцием около Вероны Константин и его войска, среди белого дня видели в небе крест из звезд с надписью: С этим ты победишь! После победы над Максценцием, в следующем 313 году, Константин и Ликиний выдают указ, известный в истории как Миланский эдикт или Медиоланский эдикт, который признает христианство равноправным всем остальным религиям в Римской империи.

Поверив сам, св. Константин способствовал распространению Христовой веры. Он действовал посредством убеждения, а не насилием. Некоторые приближенные советовали ему выгнать из Рима всех язычников. Но император ответил им: Не хочет наш Бог приходить к нему с силой и по принуждению. Он принимает молитвы только тех, кто искренне верит в Него!

Очень скоро после победы над Ликинием, Константин пожелал построить новую столицу. Ему понравилось расположение города Византион, на берегах Босфора и возле Черного моря. Решил он построить столицу и через несколько лет из маленького поселка поднялся большой и великолепный город, который был назван Новый Рим, Цариград или Константинополь.

Это был единственный город в те времена, где не было языческих капищ (языческий храм), а только Христианские храмы!

Во время его царствования, в 325 году, в городе Никея состоялся первый Вселенский собор, на котором был дан приговор арианству, решили и все спорные вопросы для этого времени, составили “Символ веры” – один документ особой важности (на Втором вселенском соборе в 381 году внесены незначительные дополнения), посредством которого мы и сегодня исповедуем свою веру.

В предании говорится, что мать Константина – царица Елена, очень рано приняла Христовою веру – она поехала вместе с ним и помогла ему найти странным способом крест, на котором был распят Наш Господь Иисус Христос. В Иерусалиме св. царица Елена построила на свои средства несколько храмов, в самом городе Вифлееме и на Елеонской горе. Умирает она в 327 году.

Св. император Константин царствовал еще десять лет после смерти своей матери и умер в 337 году в Никодимии, ему было 65 лет. Тело императора торжественно перенесли в его любимый город, который назван его именем.

Тело положили в специально построенный для этого храм Св. Апостолы. Св. царица Елена и св. Константин Великий канонизированы Церковью как святые – равноапостолы, покровители христианства, за свою равноапостольскую деятельность связанную с распространением и защитой христианства.


Церковь Константина и Елены находится в восточной части г. Пскова на Запсковье. Расположена на правом крутом берегу р. Псковы. Летописных сведений о церкви нет. Полное название этого храма звучит как Церковь Святых Равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Есть предположение, что основана она в 1681 году, по крайней мере, так гласит надпись на одной из храмовых икон.

В писцовой книге конца ХVI в. упоминается церковь ".. царя Константина изо Пскова с Песку…". Первое известное нам краткое описание церкви относится к 1763 г.

Вид с северо-восточной стороны. Фото Скобельцына Б.С. 1958

Церковь значится во имя святых царя Константина и Елены "...из-за Петровских ворот... каменная, крыта тесом ветха глава досчатая обита чешуей...". Имела в это время четырехъярусный тябловый иконостас.

Колокольня была каменной с двумя небольшими колоколами. По штатам 1764 г. положена с окладным жалованием. Клировые ведомости с начала XIX в. фиксируют бедность прихода и постепенное обветшание церкви.

С 1814 г. церковь приписана к Дмитриевской церкви. С 1858 г. к Иоанно-Богословской на Мишариной горе. С XIX в. встречается название "...царя константиновской слободы...", где была расположена церковь. В кон. ХVIII - нач. XIX в. пристроен южный теплвй придел во имя священномученика Власия.

Схема границ территории

В 1861 г. вместо прежней совершенно обветшавшей главы (истлела чешуя, внутренние основные части ее сгнили), была устроена новая "...с соблюдением прежнего видаp..."

В 1862 г. главный храм покрыт тесом, глава обита листовым железом, придельный храм покрыт листовым железом. Когда первоначальная, видимо, восьмискатная кровля, переделана на четырехскатную, неизвестно.

Эта церковь овеяна ароматами легенд. Одна из них — про святую Анастасию. Недалеко от храма, по дороге к нему, можно увидеть остатки полукруглых стен из плит — предание гласит, что это развалины некогда стоявшей там часовни во имя св. Анастасии.

Также легенда передает, что развалины эти нельзя трогать — когда-то святая явилась во сне одному слобожанину и строго-настрого запретила рушить остатки ее часовни, иначе быть слободе сожженной в пожаре.

Другая же легенда рассказывает о святом князе Довмонте, который как будто перенес на своих плечах в храм иконостас из некой, якобы стоявшей у Рыбницких ворот Никитской церкви.

5 мая 1936 года Псковский окрисполком принял решение о закрытии церкви. Церковь использовалась как зернохранилище, мастерские для художников, клуб спелеологов. В годы Великой Отечественной войны церковь получила частичные повреждения кровли, стен, наружной и внутренней отделки.

Решением Псковского горисполкома от 8 июня 1948 года закрыто для захоронений кладбище вокруг церкви. В 1989 году организована община верующих, которая обратилась к властям о возвращении храма Церкви, 4 января 1989 года состоялось первое Богослужение.

Решением Псковского горисполкома от 14 марта 1990 года церковь возвращена верующим, началось её восстановление. Первым настоятелем храма стал иерей Владимир Рубчихин, он и открывал храм. Осенью 1991 года настоятелем храма назначен иеромонах Пантелеимон (Ледин).

Церковь Константина и Елены стала первой, возвращенной верующим. За прошедшие годы церковь и колокольня приведены в порядок, храм обнесён оградой, в 1997 году возведена часовня Блаженной Ксении Петербургской. На колокольне 8 колоколов работы Воронежских мастеров фирмы «Вера». Колокола пожертвовали р.Б.+Елена и р.Б.Андрей.

Все работы проведены самими прихожанами. Храм расписан художником Александром Миловановым - прихожанином храма.

Основные архитектурные особенности

Четырехстолпный, трехапсидный храм, с основными конструкциями повышенными подпружными арками. Четверик имеет целый ряд конструктивных особенностей; южная апсида служила не диаконником, а самостоятельным престолом.

Внутренняя ее часть прямоугольная в плане; на восточной стене три ниши: одна в центре с заложенным во внутренней стене каменным крестом, и две по бокам (жертвенник и диаконник). Над средней нишей (престолом) оконный щелевой проем.

Перекрытие этой апсиды - коробовый свод на уровне хор. Возможна над этим перекрытием палатка (тайник) со входом из центральной апсиды, скрытым в натоящее время под штукатуркой.

Восточный фасад. Фото Скобельцына Б.С., 1958

Два западных стоба круглые, восточные: северо-восточный скруглен с восточной стороны, юго-восточный - квадратный. Пилон, соответствующий северо-восточному столбу, скруглен также как и столб.

В юго-западном углу палатка (придельная церковка) с дверным проемом на уровне ранее существовавших хор. В четверике три дверных проема в северной, южной и западной стенах четверика. Проем в северной стене говорит о том, что раньше здесь существовал притвор, возможно, с северным приделом.

Об этом также говорят две средние лопатки, которые соединены между собой немного ниже оконного проема. Фасады расчленены четырьмя лопатками на три части.

Вид на церковь с колокольней с северо-западной стороны. Фото Скобельцына Б.С., 1958

Барабан с четырьмя щелевыми оконными проемами декорирован традиционным геометрическим орнаментом, состоящим из двух рядов поребриков и между ними бегунцом, над орнаментом карниз, состоящий из аркатурного пояса, выложенного в отличие от обычных приемов не из плиты, а из керамических изразцов. Глава покрыта железом.

План церкви

Апсиды декорированы геометрическим орнаментом и валиковыми разводами. Южный придел с притвором - имеют плоские перекрытия, сооруженные в XIX в. Четырехугольная в плане, двух ярусная колокольня, сооружена в XIX в. Материал - известняковая плита. Габариты: 18,50 х 16,7м

Общие сведения

Церковь Константина и Елены относится к типу средневековых храмов, сохранивших самобытные черты псковской школы зодчества. Поздние переделки: реконструкция многоскатной кровли на четырехскатную, переделки притвора и придела не уменьшили художественной ценности памятника.

Поставленная на крутом берегу Псковы, за чертой Окольного города, церковь определяла границу ближайшего пригорода, также, как церкви Иоанна Богослова на Мишариной горе. Дмитрия Мироточивого и Никольская в Любятове. В наши дни все эти памятники включены в планировочную структуру города.


Церковь Константина и Елены. Фото 2013 год




Назад    Вверх страницы






Рейтинг@Mail.ru