Церковь Спаса на Торгу

Назад

Церковь Спаса на Торгу

г. Псков, пл. Ленина

У иконы Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель и Пантократор. Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых.

А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель".

Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.

Икона Господа Вседержителя на троне

Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие.

В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души.

Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне или Спас на престоле. Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё также благословляет, а левая держит открытое Евангелие.

Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза.

По преданию византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви.

Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни".

С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону..

Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.


Указания источников XVI–XVII вв., что церковь находилась «у Государева двора», позволяет считать ее стоящей в XVIII в. у Пушечного двора, так как устанавливается преемственность территории княжего, Государева и артиллерийского дворов.

Церковь Спаса неоднократно отмечалась как стоящая на Площади, устроенной на месте старого торга, рядом с церковью Варлаама, основанной в 1521 г. Известно также, что церковь Спаса располагалась на пути в Кром: именно у этой церкви в 1510 г. спешился великий князь Василий Иванович, чтобы направиться к Троице.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым.
Ж – Оружейные палаты и пороховой артиллерийский склад, Палаты Тиунов, а ныне дом старой Консистории;
З – Пушечные сараи, потом торговые палатки, ныне дом Духовной Консистории;
П – Пушечный двор XVII в.;
10 – Воздвиженье на Княжем Дворе;
13 – предположительно Варлаамовская церковь;
14 – церковь Алексея Божьего человека

На плане 1740 г. с восточной стороны артиллерийского двора показаны две церкви против выхода Великой улицы на Площадь. Их названия отсутствуют. Окулевич-Казарин обозначил их как церкви Георгия на Болоте и Алексея человека божия.

Первая атрибуция не верна. Церковь Алексея изображена в этом месте на иконе Жиглевича.

На Торгу в XV–XVIII вв. было четыре каменных храма: Спаса, Варлаама, Алексея и Власия. Первые две существовали в XVI в. История третьего неясна.

План Пскова в конце XV - начале XVI в. 1740 года в публикации Н.Ф. Окулевича-Казарина «Новые данные по топографии города Пскова.
7 – Власия в Торгу;
23 – церковь Спаса на Торгу

Церковь Спаса упоминается в прошедшем времени уже писцовой книгой 20-х годов XVII в. Видимо с XVIII в. ее не было.

В источнике 1680 г. отмечен придел Алексея человека божия у церкви Спаса. Вероятно, одна из церквей на плане 1740 г. – Варлаамовская, другая Алексеевская.

Церковь Спаса должна была находиться рядом с Варлаамской. Эти данные позволяют локализовать церковь Спаса с восточной стороны артиллерийского двора.

Церковь Спаса (деревянная) была построена в один день в 1420 г. на месте старой церкви Власия на дворе Артемия Воротова. В 1435 г. было построено каменное здание церкви.

В 1453 г. у церкви Спаса и Дмитрия в Домантове стене учреждается четвертый собор.

В 1459-1460 г. церковь была крайним объектом пожара. Итак, в XV в. церковь Спаса на Торгу находилась у княжего двора, с восточной его стороны, на пути в Кром.

Примерное месторасположение церкви Спаса на Торгу

Возможно, остатки фундамента церкви Спаса сохранились в культурном слое на площади Ленина, к югу – юго-востоку от здания Приказной палаты (судя по плану 1740 г. не ближе чем в 60-65 м от нее).


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru