Церковь Воздвижения Честного Креста
на Княжем дворе

Назад

Церковь Воздвижения Честного Креста на Княжем дворе

г. Псков, ул. Советская

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — праздник, отмечаемый в исторических церквях, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием (629). Название праздника обусловлено обычаем Церкви на Востоке, восходящим к IV веку, ритуально воздвигать крест во время богослужения (т.е. поднимать Крест для обозрения всеми молящимися).

Икона «Воздвижение Креста Господня» (Новгород, XV век)

Празднуется Православными церквями 14 сентября по юлианскому календарю.

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333).

В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Раннее известие о церкви Воздвижения Честного креста восходит к первой половине XIV в. Оно содержится в ссылке к списку в записи на Прологе, датированным Покровским довольно широко – XIV – XV вв. Пролог переписывался Андреем, попом Микулинским, и сыном его Козьмой.

Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова)
12 – Снетогорское подворье и церковь св. Иоанна Богослова;
13 – Алексеевская церковь;
14 – Воздвиженская церковь;
15 – Богоявленская церковь;
16 – Георгиевская церковь;
17 – Михаила-архангельская;
18 – Преображенская церковь;
19 – Петропавловская церковь;
20 – Богоявленская церковь;
22 – Борисоглебская церковь;
23 – Николаевская со Усохи церковь;
26 – Анастасьевская церковь;
28 – Введенская церковь

Когда именно в течении первой половины XIV в. Переписывался данный пролог, не устанавливается, и 1329/1330 год считается датой первого упоминания церкви, так как под этой датой в летописи подтверждается факт священничества Андрея в церкви Николы.

Положение церкви выясняется благодаря многократным упоминаниям ее в источниках XVI – XVII вв. как стоящей на государевом дворе и изображения на планах XVII – XVIII вв. на Пушечном дворе.

Княжий двор с церковью Воздвижения на нем располагался к югу от Дамантовой стены, на берегу реки Великой. На плане 1740 г. церковь не значилась, на плане конца XVIII в. ее уже нет, так как в 1771 г. она разобрана для сооружения контрофорсов у Троицкого собора.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым
Ж – Оружейные палаты и пороховой артиллерийский склад, Палаты Тиунов, а ныне дом старой Консистории;
15 – церковь св. Власия;
16 – Воздвиженье на Княжем дворе

Церковь Воздвижения на Княжем дворе, о строительстве которой упоминает летопись под 1383/1384 г. существовала, судя по записям на рукописных книгах, и в первой половине XVI в., видимо, на том же месте. В 1383/1384 г. была построена каменная церковь.


Примерное месторасположение церкви Воздвиженье


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru