Церковь Григория Богослова ("григорей богослов".) Григорьевский или Путятин монастырь

Назад

Церковь Григория Богослова ("григорей богослов".)
Григорьевский или Путятин монастырь

г. Псков, ул. Гоголя

Святитель Григорий Богослов родился около 329 года в Арианзе, близ Назианза, в семье епископа Назианза Григория (чтоб различать их обычно помечают «Григорий Назианзин старший» и «Григорий Назианзин младший»). Получив начальное домашнее образование, он обучался в Кесарии Каппадокийской, посетил Александрию, а в 350 году начал обучение в Афинской Академии. Там он сдружился с Василием Великим (познакомились они, вероятно, еще в Каппадокии). Интересно, что там же в это время учился и будущий император Юлиан Отступник.

После окончания обучения Григорий преподает в Афинах риторику, вернувшись домой только в 358 году. Тогда же он и принял Крещение (в ту эпоху было распространенной практикой позднее Крещение), хотя после шторма на обратном пути стал убежденным сторонником принятия Таинства как можно в более раннем возрасте.

После этого он удалился вместе с Василием в уединении в его имение, где продолжал изучение богословия вместе с аскетической практикой. В 361 году он вернулся в Назианз, где был рукоположен отцом в пресвитеры, хотя скоро вновь отправился в уединение, тяготясь жизнью в миру.

святитель Григорий Богослов

Однако в конце 363 года он возвращается к отцу и помогает ему в управлении епархией. В 372 году, по настоянию Василия Великого он становится епископом Сасим, но приехав туда и увидев, что городок представлял собой, удалился в уединение.

Однако просьба престарелого отца заставили его вернутся опять в Назианз и помогать в управлении общиной до самой его смерти в 374 году. После этого, он еще некоторое время управлял епархией по просьбам жителей города.

379 год принес святителю весть о смерти Василия и приглашение от нового императора Феодосия занять кафедру Константинополя, находившегося в тот момент при подавляющем контроле ариан. Однако пламенные речи святителя привели к тому, что уже через год почти все общины города вернулись к Никейской вере.

Участвовал Григорий и на Втором Вселенском Соборе, где вновь поднялся вопрос о правомочности оставления Сасим и занятия кафедры столицы. Не желая стать причиной раздора, святитель добровольно покинул Константинополь и вновь удалился в уединение на свое имение. Скончался он 25 января 389 года в Назианзе.

Св. Григорий был похоронен в г. Назианзе. В первой половине V в. в честь него в Константинополе был построен храм и перенесены его мощи. В 950 г. мощи святого Григория были разделены: одна часть их положена была в храме Апостолов, другая – в храме св. Анастасии.

Есть его мощи ныне и в Риме в соборе Св. Петра. Григорий Богослов был талантливым писателем и поэтом. До нынешних дней сохранилось 45 речей, в том числе «Пять слов о богословии», в которых святитель защищал решения Никейского собора от ариан.

Кроме того, известны его 243 письма и 507 поэм, в том числе автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе», «О страданиях моей души», а также гимны, вошедшие в обиход православного пения. Сочинения его состоят из 243 писем, 507 стихотворений и 45 речей.

Относительно происхождения и источников материального обеспечения городских монастырей, известных по упоминаниям в XIV-XV веках, сохранились лишь крайне отрывочные сведения.

Фрагмент плана г. Пскова составленный на основании летописи, актов и старинных чертежей и планов 1581, 1694, 1740, 1778, 1821, 1829, 1896 гг. действительным членом ПАО Ф. А. Ушаковым

7. Зачатия Св. Анны;
8. Николы Явленного (Никола новый);
9. Василия на Болоте (упразднена В 1764 г.);
10. Иоанна Милостивого;
11. Покрова от Торга;
12. Иконы Казанской Божьей Матери;
13. Св. Владимира На Сенной ниве ;
14. Св. Григория или Богословский Путятин монастырь;
15. Святой Великомученицы Ксении.
Ц. Подвалы немецкого гостиного двора на Сенной Ниве 1632 года. Покровский Казенный винный склад, затем архив Казенной Палаты; с 1840 годов подвал Псковского училища военного ведомства, а после Псковского кадетского корпуса.
Ч. Городской магистрат.
Ш. Площадь «Нового Торга», с 1510 г.
Ы. Здания старинных каменных торговых рядов после 1510 года, где в XIX В. находилось Псковское Главное Народное училище, потом межевая канцелярия, ныне служительский флигель № 3-й Псковского кадетского корпуса и кладовые.

Возможно, основателями Введенского и Григорьевского монастырей были частными лицами: платежная книга 1580-х годов за первым из них закрепила именование «Радославль», а за вторым - «Путятин».

Фрагмент иконы Жиглевича
37. Трупеховская полевая, или Лужская, башня. XVI в.;
38. Петровская башня ("ворота Петровский"). XVI в.;
39. Михайловская башня. XVI в.;
40. Глухая (Никольская) грановитая башня. XVI в.
64. Церковь Божьей матери Казанской. XVII в.;
65. Церковь Зачатьевского монастыря ("зачатенский м.") XVII в.;
66. Церковь Николы от Торга ("св. Николае"). 1676;
67. Церковь Покрова от Торга ("покрова"). 1590;
68. Церковь Иоанна Милостивого ("иоанн м..."). XVI (?)—XVII вв.;
69. Церковь Григория Богослова ("григорей богослов".);
70. Церковь Владимира на сенной ниве ("князь владимер");
71. Гостиный двор ("ратуша, ряды" ). Конец XVII в. (Каменные ряды Гостиного двора построены лишь в 1695 г.). На нашей иконе показаны еще низкие деревянные (?) ряды-навесы и одно небольшое каменное здание — ратуша (надпись является результатом "поновления" иконы в XVIII веке).

Не случайно значительно позднее, в 1676 г., архиепископ Псковский Арсений писал о практике XIV-XV веков: «Из давных... лет псковичи земцы и посадники и веянии люди во Пскове и во псковских пригородах и уездах построили монастыри и церкви на моление всем христианам на своих помесных и купленных землях.

И по смерти своей те монастыри и церкви и вотчины приказывали тех же монастырем и церквей игуменом и строителем и Церковным приказчиком впредь владеть и на те монастыри и на церкви и на вотчины дали харатейные письменные крепости за свинцовыми печатми».

Вид Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова).
32 – церковь Благовещения;
33 – церковь св. Николая Чудотворца;
34 – церковь Михаила Архангела;
35 – церковь Иоанна Милостивого;
36 – церковь Покрова Богородицы от Торгу;
37 – церковь Николая Чудотворца Явленного;
38 – церковь Зачатия св. Анны;
39 – церковь Григория Богослова;
40 – церковь Благоверного князя Владимира;
41 – преп. Сергея Радонежского;
42 – церковь св. Иоанна Златоуста;
44 – церковь Вознесенская;
45 – церковь Похвалы Богородицы;
46 – церковь св. мученицы Ксении


Назад    Вверх страницы





Рейтинг@Mail.ru