Церковь Владимира на Сенной Ниве | |||
---|---|---|---|
Церковь Владимира на Сенной Нивег. Псков, ул. Гоголя Святой равноапостольный великий князь Владимир Красное Солнышко (ок. 960-1015) был сыном Киевского князя Святослава и внуком святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Незадолго до смерти князь Святослав разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний, Олег, - землю Древлянскую, а младший, Владимир, - Новгород. Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри, в результате которых Владимир стал единодержавным князем Руси. В 983 году князь Владимир Святославич совершил удачный поход на ятвягов. В 987 году он захватил город Херсонес, принадлежавший в то время Византийской империи и, угрожая походом на Константинополь, потребовал руки царевны Анны, сестры византийских императоров-соправителей Василия и Константина. Последние условием брака поставили принятие Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время крещения князь прозрел. В духовном восторге он воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Во святом Крещении князь Владимир был наречен Василием в честь святого Василия Великого. Тогда же в Херсонесе совершилось его бракосочетание с царевной Анной. В качестве выкупа за жену князь возвратил Херсонес Византии, построив в нем храм во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.Святой равноапостольная князь Владимир В Киев князь Владимир вернулся вместе с княгиней Анной, константинопольскими и херсонесскими священнослужителями, взяв с собой богослужебные книги, иконы, церковную утварь, а также святые мощи Климента, епископа Римского, и его ученика Фивы. Таким образом, упрочились династические и межгосударственные связи между Русью и Византией. По возвращении в Киев князь Владимир крестил 12 своих сыновей. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и истреблению языческих идолов. Священнослужители, а также ранее крещеные княжичи и бояре обходили площади и дома киевлян и наставляли их в истинах Евангелия, обличали суетность и тщету идолопоклонства. После принятия христианства князь Владимир распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы. Крещение Руси произошло в 988 году. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко. Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими захватчиками. Но церковное почитание святого князя Владимира началось на Руси значительно раньше. Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина Великого, и сравнивает его апостольское благовестие Русской земле с благовестием святых апостолов.
Сенная Нива - территория средневекового Пскова между Петровской улицей (ныне ул. К. Маркса), крепостной стеной и Ивановской улицей (ныне ул. Гоголя). «Нива — обработанное поле, пашня, посевы. Полоса, клин, участок. Псковское — луг, пожня». Это место было окраинным захолустьем, заросшим травой и незастроенным. Здесь располагались садики и огороды. С ХVI века Сенная нива вошла в территорию Нового Торга. На этом участке до наших дней дошло лишь два древних каменных строения: настоящий памятник и дом у Петровских ворот (ул. К. Маркса, 43).
7. Зачатия Св. Анны;
Ивановская улица с 1510 года застраивалась разными торговыми заведениями. Памятник, сохранивший топоним: Владимира на Сенной ниве церковь.
Фрагмент иконы Жиглевича В Пскове в то время были построены две Владимирские церкви и создано первое в местном искусстве иконописное изображение святого князя Владимира с сыновьями Борисом и Глебом. На этой иконе-двухряднице соединены вместе «Успение Богоматери» (вверху) и фигуры представленных в рост святых князей (внизу). Вероятно, в основе подобной композиции лежит использованное из богослужебной гимнографии представление о том, что и князь Владимир, и его сыновья даруют язычникам благодать просвещения новой верой.
Фрагмент вида Пскова снятого со старинной иконы хранящейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова). Выкопировка из плана г. Пскова 1740 г. в публикации Н. Ф. Окулича-Казарина („Новые данные по топографии и истории Пскова". — Труды Псковского археологического общества, вып. 11. Псков, 1915)
Примерное месторасположение церкви Владимира на Сенной Ниве согласно схеме Ушакова -
Назад    Вверх страницы |
|||
|